№ 05 (152) Май 2010 года.

Признает ли Грузия геноцид адыгов?

Просмотров: 7508

В последнее время пульс политической жизни Кавказа в значительной степени бьется вокруг адыгского вопроса, а точнее, вокруг вопроса признания геноцида адыгов во время Кавказской войны XVIII-XIX вв. Мы стали свидетелями новых, неожиданных и, в определенном смысле, парадоксальных ходов, которые уже изменили и, без сомнения, еще более изменят сам подход к вопросу признания геноцида и расклад сил в адыгском национальном общественном движении.

Причиной такого пристального внимания стал тот факт, что с 19 по 21 марта с.г. в Грузии прошел международный форум «Сокрытые нации. Продолжающиеся преступления: черкесы и другие народы Северного Кавказа между прошлым и будущим». Организаторами форума являлись известный американский фонд Jamestown Foundation, созданный ЦРУ, одним из руководителей которого является давний «друг» России Збигнев Бжезинский, грузинский Университет Ильи Чавчавадзе и Международная школа кавказских исследований.

Основным вопросом конференции, как явствует из ее названия, был вопрос признания черкесского геноцида. Для тех, кто слабо представляет себе, что это, скажу – речь идет об оценке хода и последствий почти столетней Кавказской войны, которую Россия и черкесские народности вели в ходе российской экспансии на Кавказ, в том числе на фоне нескольких войн между Россией и союзником и покровителем черкесов – Турцией. В результате этих войн на Северном Кавказе осталось около 5% от имевшегося количества адыгов, а подавляющее большинство их оказалось выселено в Турцию в добровольном или принудительном порядке.

Оценки этих событий в интерпретации современных адыгских национальных общественных деятелей и официальной российской науки диаметрально разнятся. Если адыги говорят, что это был геноцид, «не имеющий примеров в истории», что Россия уничтожала черкесов по национальному признаку и что ее основной целью был «Кавказ без кавказцев», то российская официальная позиция заключается в том, что «покорение» Кавказа было одной из страниц колониальной экспансии стран – мировых лидеров того времени, что Россия планировала закрепиться на Кавказе и в этом отношении она бережно относилась к «мирным», «покорившимся» народам и изгоняла либо уничтожала непокорных. При этом Россия принимала и сохраняла даже те народы, которые годами воевали против нее, но потом «смирялись». Их, как правило, либо переселяли на Кубань с предоставлением всех прав российского подданства, либо предлагали переселиться на территорию их союзника – Турции, предварительно убедив Турцию принять их. Что интересно, эта дипломатическая миссия была блестяще исполнена знаменитым российским военачальником и государственным деятелем М.Т. Лорис-Меликовым, армянином по национальности, потомком владетелей древнего Лори. В отличие от темы геноцида армян, которая стала подниматься представителями армянской общественности сразу после резни, вопроса о геноциде адыгов не существовало более 150 лет, и впервые он был поднят в конце 1990-х годов в условиях значительного постсоветского национального подъема адыгских народностей. По мнению некоторых экспертов, признание геноцида должно стать инструментом решения нескольких основных вопросов, которые занимают сейчас значительную часть адыгского общества – репатриацию на Кавказ потомков ушедших тогда адыгов (в количестве вплоть до 5 миллионов человек) и слияние трех адыгских автономий – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, а некоторые горячие головы говорят даже о том, что признание геноцида должно дать возможность «переиграть» Кавказскую войну и восстановить Великую Черкесию в ее исторических границах. Геноцид адыгов не признан ни одним государством, и просьба черкесских организаций о его признании лежит в Европарламенте уже более 4 лет без движения.

Такова историческая канва международного форума. С точки зрения Грузии организация этого мероприятия выглядит оправданной и логичной, и, рассуждая с позиций официального Тбилиси, перед человеком, в голове которого родился настолько иезуитский замысел, можно даже снять шляпу. Данное решение полностью укладывается в стратегию, которую Грузия избрала после августовской войны 2008 года и которая характеризуется резким усилением информационного воздействия на соседние государства и попытками раскола российского Кавказа. С этой точки зрения, поднимая вопрос геноцида адыгов, Грузия преследует сразу четыре цели – а) нанести вред России на международной арене и поставить под вопрос проведение Олимпиады в Сочи, который адыгские националистические организации объявили «Землей геноцида», б) раскрыть для своего покровителя – США – новую болевую точку России, на которую они смогут влиять так же, как влияют на Турцию посредством вопроса об армянском геноциде, в) обострить российско-адыгские отношения и, следовательно, сделать Северный Кавказ значительно менее стабильным и г) столкнуть лбами непокорных абхазов и их самых надежных союзников и родственников – адыгов, что теоретически может облегчить им задачу их собственного возвращения в Абхазию.

Вместе с тем, насколько логичной выглядит инициатива оживления вопроса геноцида для Тбилиси, настолько нелогичным и в определенном смысле возмутительным для черкесов видится участие в нем самой Грузии. Не секрет, что отношение черкесов к Грузии очень специфично и далеко от уважения и почитания. Адыги считают Грузию угнетателем своего братского народа – абхазов, воевали с ней в 1992-1993 годах, и в современном общественном мнении ветераны той войны крайне почитаемы. В глазах адыгов Грузия выглядит коварным врагом, который жесток к слабому и бежит от сильного, а это далеко не самые уважительные характеристики на Северном Кавказе.

Более того, в свете отношений Россия-Грузия тот факт, что вопрос признания геноцида черкесов будет исходить от Тбилиси, наверняка поставит крест на его, пусть даже очень слабо теоретически возможном признании со стороны Москвы.

Инициатива Тбилиси поставила адыгов в опасную ситуацию – оказалось, что очень важное для них признание геноцида теоретически можно получить из рук врага, который будет его использовать в своих целях, против ближайших родственников адыгов – абхазов и против государства, в котором они живут – России. В среде специалистов стали говорить о том, что Грузия хочет выхватить у черкесов их карты и начать играть в свою игру.

Все это определило отношение адыгского общества к этому международному форуму и последовавший фактический раскол национальных общественных организаций на этой почве. Несмотря на активную рекламу форума со стороны Грузии и приглашение практически всех более-менее известных общественных деятелей-адыгов, из российских адыгов не приехал почти никто, а из тех единиц, кто приехал, известных и влиятельных фигур не было. Точку зрения лидеров российских адыгов выразил один из руководителей Хасэ Кабардино-Балкарии, Герой Абхазии, человек, возрождающий кабардинскую породу лошадей, Ибрагим Яганов: «Я воевал в Абхазии, и мне, откровенно говоря, очень неудобно перед своими товарищами, особенно перед памятью погибших. Думаю, что для этой темы место было выбрано довольно неудачно. Я по моральным принципам никак не мог туда поехать. Если еще мероприятия там будут, до того, как Грузия примет Абхазию, у нас никаких отношений с Грузией быть не может».

В этом же ключе высказались практически все адыгские организации России, которые не только не послали на форум своих представителей, но и резко не поддержали его проведение. Они распространили заявления, в которых говорится, что, несмотря на имеющиеся у адыгов проблемы, они считают неприемлемым тот факт, что этим вопросом занимается Грузия, и не считают, что адыги, все-таки приехавшие в Тбилиси, имеют право и уполномочены говорить от имени всего народа. Единственным из влиятельных российских адыгских лидеров, который, так или иначе, ассоциировался с форумом, стал председатель Черкесского Конгресса Кабардино-Балкарии Руслан Кешев, который тоже не поехал на него, но, тем не менее, послал туда свое заявление, которое и было там зачитано.

Абсолютно иную позицию продемонстрировала зарубежная адыгская диаспора. На тбилисском форуме были широко представлены черкесские организации из Турции, Сирии, Иордании, Израиля, США и других стран. По сути, именно они выступали от имени черкесов и именно они являлись наиболее активными сторонниками признания геноцида.

С поистине сенсационным заявлением выступил на форуме президент черкесского культурного института из Нью-Джерси, активный член адыгской диаспоры Иад Йогар. Он сказал, что одна из целей, которые преследует сегодня черкесское движение – это создание собственного государства на исторической адыгской земле, т.е. на территории России. Информация о наличии у адыгских националистов и у адыгов диаспоры подобных задач периодически попадала в поле зрения специалистов, однако публично это было озвучено впервые. Несмотря на то, что российские адыги поспешили откреститься от заявления своего американского собрата, несомненно, это заявление не будет забыто и подобное «целеуказание» должно приниматься в расчет государственными органами при выработке политики по отношению к зарубежной адыгской диаспоре и адыгским организациям в целом.

Стоит отметить позицию двух видных адыгских деятелей, которые, будучи российскими адыгами, тем не менее, сейчас проживают в США и которых в этом смысле тоже следует отнести к зарубежной диаспоре – это известная журналистка-кабардинка Фатима Тлисова, присутствовавшая на форуме и выступившая с речью, и Мурат Берзегов – председатель Черкесского Конгресса Адыгеи, который не прибыл в Тбилиси, но уже позже в своем заявлении поддержал его участников и резолюцию. Из российских (или бывших российских) адыгов именно они занимают наиболее радикальные позиции по отношению к вопросу о геноциде и к черкесскому вопросу вообще. Это дает возможность говорить о том, что адыгское движение раскололось и его наиболее радикальная часть, так или иначе, оказалась выдавлена за рубеж из Кавказа и из России и продолжает свою деятельность оттуда. Общий анализ показывает, что эти деятели составляют наиболее маргинальную часть движения, хотя и имеющую популярность в определенной адыгской среде.

По итогам международного форума «Сокрытые нации. Продолжающиеся преступления: черкесы и другие народы Северного Кавказа между прошлым и будущим» его участники приняли резолюцию, в которой содержится просьба к грузинскому парламенту признать геноцид черкесского народа Российской империей в XIX веке. Признает ли его Грузия? Очень неоднозначный вопрос. С одной стороны, Грузия может решиться на это, чтобы еще раз насыпать соли под хвост русскому медведю, с другой стороны, все не так определенно – специалисты сомневаются, не станет ли это последней каплей, после которой Россия сама, по примеру Грузии, приступит к активному решению национального вопроса в Сакартвело, а позиции Тбилиси в этой сфере, как мы знаем, очень и очень шатки. Кроме этого, непосредственно признания геноцида теоретически будет мало и страна, признавшая его, должна будет продвигать этот вопрос на международной арене. Хватит ли у Грузии сил заниматься этим, учитывая, что у нее есть и более важные вопросы для международного освещения? Ну и последнее – признание геноцида адыгов может поставить Грузию в совершенно дурацкую ситуацию по отношению к Армении, т.к. армянский геноцид, при всей его громадной фактологической несравнимости и гораздо большей доказанности по сравнению с черкесским геноцидом, она до сих пор не признала.

Случится ли это? Признает ли Грузия геноцид адыгов? Этого никто не знает. Если это и произойдет, то, скорее всего, случится 20-25 мая, в канун очередного юбилея окончания Кавказской войны. Давайте подождем.

Андрей Епифанцев, обозреватель «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Пусть сначал Грузия признает Геноцид армян. А то не по-братски получается.
  2. А зачем такие статьи в НК печатать?
  3. Ну почему же? Это только на первый взгляд проблема признания геноцида адыгских народов к нам не имеет отношения. На самом деле еще как имеет. Я сам как-то выступал за то чтобы в "НК" печатались прежде всего материалы имеющие к нам (армянам) отношение (а не интервью с российскими губернаторами, где о наших местных диаспорах три строчки), но вот это тот исключительный случай, когда армянская тема почти не затронута, но материал дает больше пищи для размышления чем многие статьи об Армении. Мы очень любим возмущаться, что мир безразличен к геноциду армян, что евреи, сами пережившие Холокост, не хотят признавать геноцид нашего народа. А мы от них в лучшую сторону отличаемся? Да ни капельки. Какой процент нашего общества волнует трагическая судьба адыгских народов (наших товарищей по несчастью)? 1%? Уверен и 1% не наберется. Большинство нашего народа безразлично даже к геноциду ассирийцев и греков, которые тоже пострадали от турок. Геноцид армян и геноцид адыгских народов удивительным образом связаны почти невидимыми нитями. Когда-то отдельные представители нашего народа участвовали в истреблении и изгнании с родины адыгов. В дальнейшем некоторые из выселенных в Турцию адыгов использовались турками против армян. В том числе в 1915 году. Со временем и адыги и армяне стали добиваться признания злодеяний в отношении себя геноцидом. Для любого независимого исследователя очевидно, что в обоих случаях имел место геноцид. Если не считать эти события геноцидом, то тогда вообще не понятно, что можно назвать геноцидом. Нам удалось добиться на пути признания бОльших успехов. Адыги еще в начале пути и им тяжелее. Но и нас и их объединяет то, что наше горе цинично используют в своих интересах другие. Пример Грузии показателен. Воспользовавшись организованным русскими геноцидом абхазов, грузины в свое время заселили Абхазию и едва не ассимилировали уцелевших там аборигенов. Потом когда абхазы в ходе войны начала 90-х изгнали из Абхазии грузинских переселенцев и их потомков грузины стали говорить, что абхазы устроили в Абхазии геноцид грузин. Теперь вот, когда уже истощилась фантазия как еще ущипнуть Россию, хотят признать геноцид адыгов. Нам бы все это нужно анализировать, делать выводы. В том числе и на свой счет. Подумать как мы себя ведем, как выглядим, требуя внимания к своему горю и оставаясь безразличными к чужому. Но нам не интересно.
  4. Да, нам это не интересно! Да простят меня адыги, хотя к их трагедии отношусь с пониманием. Со своими проблемами бы разобраться! Такие авторитетные страны, как Италия, Германия, Франция, Швейцария, Голландия, Бельгия и др, признали Геноцид армян 1915 года, а из бывших советских республик, не считая Россию и Литву (за что спасибо им!!!), - НИКТО. Вроде только с азерами мы воюем, а вот остальные 11 республик плевать хотели на наше истрическое несчастье. А вы говорите про геноцид адыгов... Нет уж, увольте, своими проблемами нам надо заниматься. При этом сочувствуя тем же адыгам.
  5. Адыги красивая нация, как и грузины. Однако мы со своим геноцидом мучаемся, и нам пока не подобает лезть в такую серьёзную проблему. Пусть адыги и грузины разберутся сами. Мы дружим с обоими народами и неэтично нас впутывать в их взаимоотношения. Счастья всем!
  6. Статья актуальна,вопрос геноцида интересует меня,какого народа он бы ни касался.Наша рана кровоточит и мы должны эту проблему изучить не только на нашем примере.А грузины геноцид не признают,это не выгодно.
  7. Уважаемая редакция! Этот номер в целом великолепный. Не думаем, что много в мире таких содержательных, разносторонних и интересных газет. Мы хотели написать вам большую хвалебную, но всё настроение испортила вот эта провокационная статья. Цель статьи очевидна. Если армяне станут осуждать грузин, то испортят отношения с ними. Если станут защищать грузин, то испортят отношения с адыгами. В любом случае статья вредна армянам, в первую очередь - армянам Адыгеи и Грузии. Какого чёрта вы играете судьбами наших соотечественников в этих республиках? Если вы это делаете по «душевной наивности», то ставите себя в дурацкое положение. Если же специально занимаетесь провокациями, то это уже чудовищно. А поскольку почти в каждом номере «НК» печатается такого рода дребедень, то это уже политика газеты, направленная на промывание мозгов читателей и их дебилизацию. К тому же громкое слово «геноцид» явно оскорбляет братский грузинский народ, не соответствует действительности и неявно преследует цель принижения значения Геноцида армян. Мол, геноцидов много было, чего же армяне шумят? Странно, что «НК» является рупором таких голубых идей. В прошлом номере автором антиармянской статьи был некий списанный еврей Дубнов. Теперь – этот. Или это один и тот же кадр? Когда-то у вас орудовала такого же рода писака, «Екатерина Конькова». Куда пропала эта «специалистка армянских дел»? Или вы поменяли её пол? Просьба: 1) не засорите больше «НК» антиармянским мусорм! 2) перед статьей представьте авторов: настоящее ФИО, профессию, должность, национальность; 3) не печатайте нерусских авторов под русскими фамилиям, чтобы читатели за их армянофобию не обвиняли русских и поняли, кто, для чего и какую лапшу им вешает? 4) об адыгах и других народах пишите, это интересно, но пишите познавательные статьи, а не провокационные измышления; 5) не удалите, пожалуйста, этот пост: он полезен и вам, и вашим авторам, и читателям. А за остальные статьи большое вам спасибо!
  8. Какой мусор у тебя в голове, дорогой! Местечковый национализм, дешевый и глупый! И это стремление угодить НК - "мы так хотели похвалить газету"... Глупости! Одно правильно сказал: не надо распыляться и принижать НАШ геноцид. А про притеснение (не геноцид!) адыгов грузинами первый раз слышу. Таких притеснений на земном шаре ох как много было! Не надо распыляться редакции.
  9. Уважаемый, бросьте мухлить! Ни русские, ни грузины адыгам никогда геноцидов не устраивали. Тогда какого хрена статью под таким названием повесили в «НК»? Что это, если не провокация? Сначала почистите свою отравленную башку от мусора, затем обвините в этом тех, кому провокаторская сущность статьи очевидна. Не все же читатели лохи? Точнее, здесь большинство толковые люди. Занимайтесь провокациями в другом месте!
  10. Некоторые люди, когда нечего сказать, переходят на оскорбления. Прискорбно, если это армяне. Некий умник меня обвиняет в местничестве и глупости. Отвечаю корешу: если я глупый, то ты дебил. Если я местечковый, а ты глобалист, то засунь свой глобализм себе в одно место! Армянскому народу и без вашего глобализма тошно от вас. Не хрен лезть в чужые сомнительные «геноциды»! И кто этот «геноцид» совершил? Русские? И блестяще осуществил армянин, генерал-адъютант Лорис-Меликов? А что за автор под русской фамилией чернит «свой» народ? Неужели редакции трудно представить его и всех таких авторов? Что это за люди? Какого рода-племени? Какой ориентации? Почему они боятся представляться? Их что, милиция разыскивает? Лориса-Меликова все кавказцы уважали. Он к ним относился исключительно гуманно. Царь часть буйных чеченцев и черкесов переселили в Турцию. По дороге их не грабили, не насиловали, не убивали. Нет факта геноцида. Американцы тоже японцев, мягко говоря, локализовали во время войны. Плюс Хиросима и Нагасаки. Но никто не говорит о геноциде японцев. Япона-мать ныне процветает, неся на своих костях американские базы. Какого чёрта «НК» публикует такую гнусь? Какая польза армянам от гадостей в адрес России? Что подумают русские о нас? Впрочем, осетины и абхазцы на бытовом уровне говорят о своих геноцидах со стороны грузин. Не забывайте, что адыгейцы и абхазцы братские этносы. Если грузины совершили геноцид над абхазцами, то это автоматически переходит и на адыгейцев. Очень тонкая и сложная ситуация. Нам не следует свои орлиные носы совать в эту межнациональную кашу. У нас и своих проблем несметное число. Да и никаких геноцидов, кроме армянского, на Кавказе не было. Я ясно выразился? Если автор или другая крыса пожелает мне ответить, то пусть ответит по существу.
  11. Тифлисский армянин, генерал-диктатор России, министр внутренних дел граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов был Человеком, Армянином, Военачальником и Государственным деятелем самого высокого класса. У него громадные заслуги перед Россией и армянским народом. Лорис-Меликов – один из самых великих армян в истории России. Он гармонично совмещал в себе гении государственного деятеля, высокую христианскую мораль, героизм, армянский патриотизм и беззаветное служение русскому государству. Граф Лорис-Меликов был чадом Армянской Апостольской Церкви, его родным языков был Армянский язык, его женой была княжна Нина Ивановна Долгорукова-Аргутинская, представительница древнего знатного армянского княжеского рода. Вот вам идеальное сочетание армянского патриотизма и родового космополитизма!
  12. Тем, кто считает всех несогласных с собой крысами, не отвечают. По существу тем более. По существу отвечают культурным людям. А хамов просто игнорируют.
  13. Статья интересная и заслуживает внимания.К сожалению,за годы советской власти многие исторические факты были не только забыты,но и значились под грифом "Секретно".
  14. Просим вас больше не опубликовать провокационных статей. Они бумерангом бьют по армянам. Просим также представлять своих авторов. Читатель хочет знать, откуда дует армянский или антиармянский ветер? Сквозняка боимся.
  15. А зачем нужны такие публикации? Пусть лучше грузины признают ГЕНОЦИД АРМЯН.
  16. Этот вопрос в грузинском парламенте поднимал… Ван Байбурдян. Грузины «одним выстрелом убили двух зайцев»: сделал Буйбурду рекламу патриота, а туркам показали, как они отбиваются от армянских лоббистов! Просто трагикомедия. Байбурд – лоббист Геноцида армян! Нарочно не придумаешь.
  17. Байбурт - предатель.Это точно и сомнению не подлежит.Другое дело как к нему относятся власти в Армении,которыя его продолжает принимать.Позор!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты