Признает ли Грузия геноцид адыгов?
В последнее время пульс политической жизни Кавказа в значительной степени бьется вокруг адыгского вопроса, а точнее, вокруг вопроса признания геноцида адыгов во время Кавказской войны XVIII-XIX вв. Мы стали свидетелями новых, неожиданных и, в определенном смысле, парадоксальных ходов, которые уже изменили и, без сомнения, еще более изменят сам подход к вопросу признания геноцида и расклад сил в адыгском национальном общественном движении.
Причиной такого пристального внимания стал тот факт, что с 19 по 21 марта с.г. в Грузии прошел международный форум «Сокрытые нации. Продолжающиеся преступления: черкесы и другие народы Северного Кавказа между прошлым и будущим». Организаторами форума являлись известный американский фонд Jamestown Foundation, созданный ЦРУ, одним из руководителей которого является давний «друг» России Збигнев Бжезинский, грузинский Университет Ильи Чавчавадзе и Международная школа кавказских исследований.
Основным вопросом конференции, как явствует из ее названия, был вопрос признания черкесского геноцида. Для тех, кто слабо представляет себе, что это, скажу – речь идет об оценке хода и последствий почти столетней Кавказской войны, которую Россия и черкесские народности вели в ходе российской экспансии на Кавказ, в том числе на фоне нескольких войн между Россией и союзником и покровителем черкесов – Турцией. В результате этих войн на Северном Кавказе осталось около 5% от имевшегося количества адыгов, а подавляющее большинство их оказалось выселено в Турцию в добровольном или принудительном порядке.
Оценки этих событий в интерпретации современных адыгских национальных общественных деятелей и официальной российской науки диаметрально разнятся. Если адыги говорят, что это был геноцид, «не имеющий примеров в истории», что Россия уничтожала черкесов по национальному признаку и что ее основной целью был «Кавказ без кавказцев», то российская официальная позиция заключается в том, что «покорение» Кавказа было одной из страниц колониальной экспансии стран – мировых лидеров того времени, что Россия планировала закрепиться на Кавказе и в этом отношении она бережно относилась к «мирным», «покорившимся» народам и изгоняла либо уничтожала непокорных. При этом Россия принимала и сохраняла даже те народы, которые годами воевали против нее, но потом «смирялись». Их, как правило, либо переселяли на Кубань с предоставлением всех прав российского подданства, либо предлагали переселиться на территорию их союзника – Турции, предварительно убедив Турцию принять их. Что интересно, эта дипломатическая миссия была блестяще исполнена знаменитым российским военачальником и государственным деятелем М.Т. Лорис-Меликовым, армянином по национальности, потомком владетелей древнего Лори. В отличие от темы геноцида армян, которая стала подниматься представителями армянской общественности сразу после резни, вопроса о геноциде адыгов не существовало более 150 лет, и впервые он был поднят в конце 1990-х годов в условиях значительного постсоветского национального подъема адыгских народностей. По мнению некоторых экспертов, признание геноцида должно стать инструментом решения нескольких основных вопросов, которые занимают сейчас значительную часть адыгского общества – репатриацию на Кавказ потомков ушедших тогда адыгов (в количестве вплоть до 5 миллионов человек) и слияние трех адыгских автономий – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, а некоторые горячие головы говорят даже о том, что признание геноцида должно дать возможность «переиграть» Кавказскую войну и восстановить Великую Черкесию в ее исторических границах. Геноцид адыгов не признан ни одним государством, и просьба черкесских организаций о его признании лежит в Европарламенте уже более 4 лет без движения.
Такова историческая канва международного форума. С точки зрения Грузии организация этого мероприятия выглядит оправданной и логичной, и, рассуждая с позиций официального Тбилиси, перед человеком, в голове которого родился настолько иезуитский замысел, можно даже снять шляпу. Данное решение полностью укладывается в стратегию, которую Грузия избрала после августовской войны 2008 года и которая характеризуется резким усилением информационного воздействия на соседние государства и попытками раскола российского Кавказа. С этой точки зрения, поднимая вопрос геноцида адыгов, Грузия преследует сразу четыре цели – а) нанести вред России на международной арене и поставить под вопрос проведение Олимпиады в Сочи, который адыгские националистические организации объявили «Землей геноцида», б) раскрыть для своего покровителя – США – новую болевую точку России, на которую они смогут влиять так же, как влияют на Турцию посредством вопроса об армянском геноциде, в) обострить российско-адыгские отношения и, следовательно, сделать Северный Кавказ значительно менее стабильным и г) столкнуть лбами непокорных абхазов и их самых надежных союзников и родственников – адыгов, что теоретически может облегчить им задачу их собственного возвращения в Абхазию.
Вместе с тем, насколько логичной выглядит инициатива оживления вопроса геноцида для Тбилиси, настолько нелогичным и в определенном смысле возмутительным для черкесов видится участие в нем самой Грузии. Не секрет, что отношение черкесов к Грузии очень специфично и далеко от уважения и почитания. Адыги считают Грузию угнетателем своего братского народа – абхазов, воевали с ней в 1992-1993 годах, и в современном общественном мнении ветераны той войны крайне почитаемы. В глазах адыгов Грузия выглядит коварным врагом, который жесток к слабому и бежит от сильного, а это далеко не самые уважительные характеристики на Северном Кавказе.
Более того, в свете отношений Россия-Грузия тот факт, что вопрос признания геноцида черкесов будет исходить от Тбилиси, наверняка поставит крест на его, пусть даже очень слабо теоретически возможном признании со стороны Москвы.
Инициатива Тбилиси поставила адыгов в опасную ситуацию – оказалось, что очень важное для них признание геноцида теоретически можно получить из рук врага, который будет его использовать в своих целях, против ближайших родственников адыгов – абхазов и против государства, в котором они живут – России. В среде специалистов стали говорить о том, что Грузия хочет выхватить у черкесов их карты и начать играть в свою игру.
Все это определило отношение адыгского общества к этому международному форуму и последовавший фактический раскол национальных общественных организаций на этой почве. Несмотря на активную рекламу форума со стороны Грузии и приглашение практически всех более-менее известных общественных деятелей-адыгов, из российских адыгов не приехал почти никто, а из тех единиц, кто приехал, известных и влиятельных фигур не было. Точку зрения лидеров российских адыгов выразил один из руководителей Хасэ Кабардино-Балкарии, Герой Абхазии, человек, возрождающий кабардинскую породу лошадей, Ибрагим Яганов: «Я воевал в Абхазии, и мне, откровенно говоря, очень неудобно перед своими товарищами, особенно перед памятью погибших. Думаю, что для этой темы место было выбрано довольно неудачно. Я по моральным принципам никак не мог туда поехать. Если еще мероприятия там будут, до того, как Грузия примет Абхазию, у нас никаких отношений с Грузией быть не может».
В этом же ключе высказались практически все адыгские организации России, которые не только не послали на форум своих представителей, но и резко не поддержали его проведение. Они распространили заявления, в которых говорится, что, несмотря на имеющиеся у адыгов проблемы, они считают неприемлемым тот факт, что этим вопросом занимается Грузия, и не считают, что адыги, все-таки приехавшие в Тбилиси, имеют право и уполномочены говорить от имени всего народа. Единственным из влиятельных российских адыгских лидеров, который, так или иначе, ассоциировался с форумом, стал председатель Черкесского Конгресса Кабардино-Балкарии Руслан Кешев, который тоже не поехал на него, но, тем не менее, послал туда свое заявление, которое и было там зачитано.
Абсолютно иную позицию продемонстрировала зарубежная адыгская диаспора. На тбилисском форуме были широко представлены черкесские организации из Турции, Сирии, Иордании, Израиля, США и других стран. По сути, именно они выступали от имени черкесов и именно они являлись наиболее активными сторонниками признания геноцида.
С поистине сенсационным заявлением выступил на форуме президент черкесского культурного института из Нью-Джерси, активный член адыгской диаспоры Иад Йогар. Он сказал, что одна из целей, которые преследует сегодня черкесское движение – это создание собственного государства на исторической адыгской земле, т.е. на территории России. Информация о наличии у адыгских националистов и у адыгов диаспоры подобных задач периодически попадала в поле зрения специалистов, однако публично это было озвучено впервые. Несмотря на то, что российские адыги поспешили откреститься от заявления своего американского собрата, несомненно, это заявление не будет забыто и подобное «целеуказание» должно приниматься в расчет государственными органами при выработке политики по отношению к зарубежной адыгской диаспоре и адыгским организациям в целом.
Стоит отметить позицию двух видных адыгских деятелей, которые, будучи российскими адыгами, тем не менее, сейчас проживают в США и которых в этом смысле тоже следует отнести к зарубежной диаспоре – это известная журналистка-кабардинка Фатима Тлисова, присутствовавшая на форуме и выступившая с речью, и Мурат Берзегов – председатель Черкесского Конгресса Адыгеи, который не прибыл в Тбилиси, но уже позже в своем заявлении поддержал его участников и резолюцию. Из российских (или бывших российских) адыгов именно они занимают наиболее радикальные позиции по отношению к вопросу о геноциде и к черкесскому вопросу вообще. Это дает возможность говорить о том, что адыгское движение раскололось и его наиболее радикальная часть, так или иначе, оказалась выдавлена за рубеж из Кавказа и из России и продолжает свою деятельность оттуда. Общий анализ показывает, что эти деятели составляют наиболее маргинальную часть движения, хотя и имеющую популярность в определенной адыгской среде.
По итогам международного форума «Сокрытые нации. Продолжающиеся преступления: черкесы и другие народы Северного Кавказа между прошлым и будущим» его участники приняли резолюцию, в которой содержится просьба к грузинскому парламенту признать геноцид черкесского народа Российской империей в XIX веке. Признает ли его Грузия? Очень неоднозначный вопрос. С одной стороны, Грузия может решиться на это, чтобы еще раз насыпать соли под хвост русскому медведю, с другой стороны, все не так определенно – специалисты сомневаются, не станет ли это последней каплей, после которой Россия сама, по примеру Грузии, приступит к активному решению национального вопроса в Сакартвело, а позиции Тбилиси в этой сфере, как мы знаем, очень и очень шатки. Кроме этого, непосредственно признания геноцида теоретически будет мало и страна, признавшая его, должна будет продвигать этот вопрос на международной арене. Хватит ли у Грузии сил заниматься этим, учитывая, что у нее есть и более важные вопросы для международного освещения? Ну и последнее – признание геноцида адыгов может поставить Грузию в совершенно дурацкую ситуацию по отношению к Армении, т.к. армянский геноцид, при всей его громадной фактологической несравнимости и гораздо большей доказанности по сравнению с черкесским геноцидом, она до сих пор не признала.
Случится ли это? Признает ли Грузия геноцид адыгов? Этого никто не знает. Если это и произойдет, то, скорее всего, случится 20-25 мая, в канун очередного юбилея окончания Кавказской войны. Давайте подождем.
Андрей Епифанцев, обозреватель «НК»
Оставьте свои комментарии