№ 06 (153) Июнь 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 10359

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

23. Ованес II
Представитель нахарарского дома Габелеян. Католикос армян в 557-574 гг.

Участвовал в антиперсидских восстаниях Вардана Мамиконяна-младшего (571-572 гг.) Был членом армянской делегации, которая пыталась попросить поддержки у византийских властителей, на что последние ответили согласием, но только в том случае, если армяне примут халкидонство. Будучи склонным к духовным компромиссам, армянский Католикос, однако, заметил, что византийцев не интересует политическая ситуация в Армении. Осознав это, Католикос вернулся обратно, предприняв важный шаг в защите армян Константинополя от духовной и культурной экспансии местных греков. При содействии Ованеса II армяне Константинополя отделились от греков и образовали свою духовную общину, что спасло их от полной ассимиляции.

В 565 г. созвал третий собор в Двине против несториан и халкидонитов. Известны его два послания, в которых он требует от духовных пастырей восточных краев Армении (Агванка и Сюника) принять необходимые меры против несториан. Одно из этих посланий, адресованное епископу Тер Абасу, включено Мовсэсом Каланкатуаци во вторую книгу «Истории страны Алуанк», а другое адресовано владетелю Сюника Мир-Арташиру и епископу Вртанэсу. Оба эти послания сохранились в «Книге посланий».






24. Мовсес II
Католикос армян в 574-604 гг.

Учился в семинарии Двина. Стал Католикосом в довольно сложное для Армении время, когда начались антиперсидские восстания. Как и его предшественники, император Византии Юстиниан пытался насильно обратить армян в халкидонство, однако встречал упорное сопротивление со стороны Католикоса Мовсеса II. Пытаясь добиться раскола внутри Армянской Церкви, Юстиниан в византийской части Армении назначил своего Католикоса, резиденция которого расположилась в Аване. Назначенцем византийцев стал Ованес Багаранци. Но Мовсесу II удалось стойко держаться на своих позициях и не допустить раскола в Церкви.

25. Абраам I
Католикос армян в 607–615 гг.

Был епископом нахарарской семьи Рштуни. Стал Католикосом Армении при поддержке марзпана Армении и Грузии Смбата Багратуни. Реставрировал церковь Святого Григория в Двине, которую сожгли персы во время очередного нападения на Армению. Абраам I проводил политику дехалкидонизации Грузинской Церкви. Он уговаривал Католикоса грузин Кюриона отказаться от халкидонства и более тесно контактировать с армянским духовным миром. Однако его усилия в этом направлении не увенчались успехом. Католикос Абраам боролся также против несторианского учения и считался врагом несториан Армении. Был похоронен в Двине.

26. Комитас I
Католикос армян в 615–628 гг.

Учился в семинарии при резиденции Католикосов в Двине. До избрания Католикосом был епископом Тарона (регион нахарарского дома Мамиконян). Участвовал в организованном в Тизбоне межцерковном диалоге, представляя позицию Армении. После возвращения был избран Католикосом. С его именем связано возрождение духовной жизни Армении того периода. Он был инициатором строительства и реставрации многих церквей. При нем отреставрировали церкви в Вагаршапате (ныне Эчмиадзин), в том числе церковь св. Рипсиме. Известно, что Комитас I сочинял церковные песни-шараканы.

27. Кристофор II
Католикос армян в 628–630 гг.

Был из нахарарского дома Апауняц – ветвь Абраамян. До избрания Католикосом возглавлял епископат области Апауник. Стал Католикосом при поддержке влиятельного армянского нахарара Теодороса Рштуни. Известно, что спустя год со дня избрания Католикосом Кристофор II стал противодействовать политике марзпана Армении Варазтироца Багратуни, который взял курс на сближение с Византией. Кристофор II был ярым противником отношений с Византией. Его считали упрямым духовным лидером. Желая иметь умеренного и лояльного себе Католикоса, марзпан Армении созвал в Двине собрание, призвав Кристофора II уйти с поста Католикоса. Он стал первым Католикосом Армении, который был смещен с поста в результате судебного разбирательства.

28. Езр I
Католикос Армении в 630–641 гг.

Учился в семинарии при резиденции Католикосов в Двине. Был избран Католикосом при поддержке армянского марзпета Варазтироц Багратуни. В 633 г. византийский император Гекракл I пригласил армянского Католикоса на межцерковный диалог. В результате пребывания армянского Католикоса в Византии были достигнуты соглашения, по которым византийские войска должны были поддержать армянскую сторону в борьбе против арабов. После прибытия в Армению армянскому патриаршеству
был передан населенный пункт Кохб. При Езре I в Двине продолжали проводиться реставрационные работы.

29. Нерсес III
Католикос Армении в 641–661 гг.

Был военнослужащим, затем получил церковное образование в Византии. Стал Католикосом Армении при поддержке нахарара Теодороса Рштуни. Занимался в основном реставрацией и строительством церквей. При нем новый вид получили множество церквей Двина, а также Вагаршапата (ныне Эчмиадзин), Васпуракана. В 645 году созвал очередной церковный собор Двина. А в 648 г. во время 6-го церковного собора в Двине отказался принять каноны халкидонства, предложенные византийской стороной. Однако, после того как византийский император Костас II напал на Армению, пленив множество армянских нахараров, Католикос был вынужден сделать уступки в ряде духовных вопросов. Когда нахарар Теодорос Рштуни вместе с арабскими войсками освободил Армению от византийского господства, Нерсес III отправился в Константинополь в надежде на покровительство византийского императора. В 659 году Католикос армян опять обосновался в Вагаршапате, продолжив строительные работы в церковном храме Звартноца.

30. Анастас I
Католикос Армении в 661–667 гг.

С молодого возраста состоял в иерархии Армянской Церкви. Был помощником Католикоса. Следил за строительными работами в Звартноце. После отдаления Нерсеса III от церковной жизни Анастас I начал управлять церковными делами.

Во время своего правления Католикос Анастас I построил в своем родном селе Акори церковь и дом для бедных.

31. Исраел I
Католикос Армении в 667–677 гг.

Был епископом Вананда (ныне район Степанакерта – Арцах). Участвовал в церковных соборах Двина. Активно поддерживал создание 12 церковных канонов Армянской Апостольской Церкви. Был избран Католикосом при поддержке видного политического деятеля Григора Мамиконяна. Активно боролся против павликанского движения, а также против халкидонитов.






32. Саак III
Армянский Католикос в 677–703 гг.

Был учеником видного духовного деятеля Армении Теодороса Кртенавора. Возглавлял епископат армянской области Ротпарсян, что в провинции Утик. Во время арабо-византийского владычества придерживался нейтральной позиции. Благодаря мудрым действиям Католикоса Армении тогда удалось избежать более масштабных натисков и разрушений. Боролся против халкидонства, даже находясь в плену у византийского императора Юстиниана II. В 703 г. во время натиска арабов и их предводителя Мухаммеда неожиданно предстал на поле боя с просьбой не наступать на Армению. Умер в том же году по дороге в Харан.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо за просвещение!
  2. Эх, что можно о нашей церкви сегодня сказать хорошего... Я просто промолчу...
  3. А вы думаете, что случайно люди идут в Армении в разные секты? Разочаровались в своей церкви.
  4. Религия стала доходным бизнесом. Вот и все.
  5. Статья называется «Католикосы Армении» - и, естественно, это правильно. Но под снимками некоторых Католикосов есть надписи: « Армянский Католикос», но и есть, как и положено: «Католикос Армении». В этой связи у многих возникает один единственный вопрос к специалистам Армянской Апостольской Церкви: почему Католикосов- Патриархов именуют так: Верховный Патриарх, Католикос всех армян. Простите, а где же Армения? На наш взгляд, было бы правильным наших Католикосов именовать следующим образом: « Верховный Патриарх, Католикос Армении и всех армян. Из более чем десяти миллионов армян в Армении проживает чуть более трех миллионов, остальные семь-восемь миллионов – вне пределов Армении. Это во первых, а во вторых, как ни странно, мы сами отказываемся от государства под названием Армения для Верховного Патриарха – Католикоса. Убедительно просим, чтобы на этот вопрос ответили специалисты- историки и иерархи Армянской Апостольской Церкви.
  6. Увы, выпускники Эчмиадзина на чужбине часто превращаются не носителей Божьей Истины и патриотов Армении, а в рэкетиров-вымогателей и торгашей.
  7. Тоже верно, они больше бизнесом занимаются. А Эчмиадзин на это смотрит сквозь пальцы.
  8. Некоторые кадры Эчмиадзина на чужбине ведут себя не как слуги Бога, Церкви и народа Армянского, не как проповедники Добра и Света, не как миссионеры, а как рэкетиры, вымогатели и торгаши. Их все знают, кроме католикоса.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты