Весна Тенгиза Микоянца
Тбилиси прекрасен в любое время года. Особенно весной, когда окружающие город горы окрашиваются разноцветьем цветущих деревьев миндаля, дикой сливы и вишни, среди которых ярким пламенем алеют цветы граната. А в уютных тбилисских двориках начинает буйно цвести высаженная еще нашими прадедами глициния. И когда короткой тбилисской зимой вдруг заскучаешь о весне, зайди в художественный салон у входа в церковь Сурб Геворк – и окажешься в весне своего детства, что на полотнах мастера Тенгиза Микоянца.
Выпускник дизайнерского факультета Тбилисской академии художеств Тенгиз Микоянц еще в студенческую пору победил в конкурсе на лучший дизайнерский проект, проведенный под эгидой знаменитого «Самсунга». Тогда он предложил проект автомобильного аудиокомбайна, который по своим новаторским опциям и дизайну предвосхитил современные разработки. Тогда же волею случая (забыл дома кисти), работая на пленэре, попробовал писать мастихином – лопаточкой для смешивания красок. ] Опыт оказался настолько удачным, что последующие работы студента расходились среди преподавателей академии, профессионально разгадавших в Тенгизе будущего мастера. С тех пор мастихин стал основным инструментом в его творческой мастерской.
По убеждению живописцев, именно мастихин позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру на поверхности картины, дает большие возможности для импровизации в ходе творческой работы. Вместе с тем, работая мастихином, не имеешь права на ошибку, здесь не замажешь, не перепишешь.
Тенгиз пишет старый Тбилиси – город, как никакой другой, вызывающий ностальгию у тех, кто его покинул. Причем в отличие от множества ремесленников, добывающих пропитание тиражированием штампов с виртуальными видами крутых тифлисских улочек, работы Тенгиза Микоянца узнаваемы не только по технике письма. Каждый из нас может узнать на его картинах свой дворик в хитросплетениях переулков Воронцова или Майдана, старинный балкон на Плеханова, где бабушки по праздникам вывешивали старинные ковры, или прохладные мраморные парадные в помпезных домах Сололака.
Молодой мастер получил признание прежде всего благодаря известному знатоку и коллекционеру картин армянских художников Тбилиси, заслуженному врачу республики Леонарду Мириманову. Значительный вклад в популяризацию творчества молодого мастера внес и известный коллекционер, профессор Александр Пирадов – организатор первой выставки Тенгиза Микоянца в Москве, в Музее Марины Цветаевой.
Картины Тенгиза представлены во многих частных коллекциях, а также галереях Тбилиси, Еревана, Эчмиадзина, Парижа. Показательно, что во время экстренного визита в Тбилиси президента Франции Николя Саркози в трагические дни августа 2008 года ему в знак благодарности за миротворческую миссию была подарена от имени руководства Грузии картина молодого тбилисского мастера.
Популярность нисколько не вознесла художника, он как работал, так и продолжает создавать свои рукописные шедевры на малюсенькой веранде обычной двушки на окраине города, где воспитывает со своей красавицей Ганой трех сыновей и где так любят принимать за хлебосольным тбилисским столом друзей. И если кому-то из вас уж очень захочется хоть на минутку возвратиться в свое детство, а в кассе вокзала не окажется обратных билетов, откройте альбом с работами Тенгиза Микоянца и… окажетесь в том времени, «когда мама была молодая и отец живой».
Михаил Татевосов
Оставьте свои комментарии