№ 07 (154) Июль 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 5061

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

33 Егиа I

Армянский Католикос в 703–717 гг. Был епископом области Бзнуник. Поддерживал идеологию Католикоса Саака II. Считался его политическим и духовным соратником. После избрания Католикосом проводил политику примирения с арабами, чтобы таким образом не допустить очередных опустошительных натисков на Армению. Однако Егиа I не смог противодействовать решению арабского правителя армянского региона Нахиджеван о казни осенью 705 г. более 800 армянских нахараров. С другой стороны, боролся против халкидонства, которое распространяла византийская церковь на территории Армении. Благодаря своевременным действиям Егиа I, Католикосу Агванка Нерсесу не удалось отколоться от Армянской Церкви, чего очень желали особенно халкидониты. Егиа I сам лично арестовал заговорщика Нерсеса и из Партава выслал в Дамаск, защитив единство армяно-албанской церкви. Вел также борьбу против павликан.

34 Ованес III Одзнеци

(известен также под прозвищем Имастасер – Любомудр) Армянский Католикос в 717–728 гг., один из наиболее выдающихся представителей духовенства Армянской Апостольской Церкви, святой. Родился в Тайкской области, в деревне Одзун, и учился у одного из самых прославленных богословов того времени, Теодороса Кртенавора. Во времена, когда власть в Армении принадлежала арабам, он сумел остановить насильственное обращение христиан в ислам. На втором году своего пребывания на посту Католикоса он созвал епископский Собор в Двине, создавший собрание канонов Армянской Церкви. Это было первое подобное собрание канонов, которое с течением времени пополнялось и усовершенствовалось. Ованес Одзнеци также прославился как писатель, автор ряда посланий и размышлений.

35 Давид I

Католикос армян с 728 по 741 гг. Был одной из значимых личностей Армянской Церкви. Помогал Католикосу Ованесу III вести церковные дела. Стал Католикосом при поддержке арабского правителя Армении ибн Маслама. В первые же дни правления Давида I арабы начали вести жесткую политику против Армянской Церкви. Не выдержав давления со стороны арабов, Католикос сменил свою резиденцию, переехав в село Арамонк (ныне Арамус). Не поддержал призыв Константинопольского патриарха Германоса о воссоединении двух церквей. Католикос Давид I безуспешно пытался взять под свою защиту от арабов Вагана Готнеци, который трагически погиб 18 марта 737 г.

36 Трдат I

В 741 г. был избран Верховным Патриархом и Католикосом всех армян. Правил до 764 г. Происходил из армянской нахарарской семьи Ванандаци. Стал Католикосом при поддержке Ашота Багратуни и арабского правителя Армении Мрвана ибн Мохаммеда. Во время правления Трдата I по всей территории Армении произошли антиарабские выступления, которые были подавлены с особой жестокостью, после чего жизнь армянских нахараров и духовенства стала невыносимой. Трдат I старался быть рядом с народом в самые трудные дни. Он многократно, но безуспешно обращался за помощью к арабскому халифу.

37 Трдат II

Армянский Католикос в 764–767 гг. Встал на патриаршеский трон при поддержке Саака Багратуни. Во время правления Трдата II арабские правители Армении стали вести более агрессивную политику, что не могло нравиться армянской элите, которая пыталась свести на нет действия арабов относительно раскола среди Армянской Церкви и духовенства. В этом вопросе поддерживал народ и Католикос Трдат II. Католикос многократно обращался к населению не сопротивляться арабам, которые с особой жестокостью подавляли любое сопротивление армянской стороны.

38 Сион I

Католикос Армении в 767–775 гг. Обучался в семинарии Двина. Руководил церковными должностями в Сасуне и Нпркерте. Был избран Католикосом при личной инициативе арабского правителя Армении Езида ибн Сулеймана, который с особой почтительностью относился к Сиону I. Католикос созвал Церковный собор в Партаве, в котором участвовали многие видные армянские нахарары, духовные лидеры Армении и Алуанка. Основной темой обсуждения были состояние Армянской Апостольской Церкви в период арабского захватничества. В 774–775 гг. в Армении начались массовые протесты против арабского владычества. Католикос, однако, не поддерживал протесты, призывая народ объединиться вокруг Саака Багратуни, для того чтобы отношения между арабскими правителями и населением не обострялись. Однако его призывы не были услышаны.

39 Есаи I

Армянский Католикос в 775–788 гг. Обучался в Двинской семинарии. Был духовным лидером региона Гохтн. Участвовал в Церковном соборе в Партаве. Во время антиарабского движения поддерживал позицию Католикоса Сиона, который всячески уговаривал армянских нахараров не сопротивляться арабам, так как это лишь усилит давление на Армению со стороны арабских правителей. Примечательно, что кандидатура Есаи I была поддержана самим арабским правителем Армении Езидом ибн Сулейманом. При первых годах правления Католикоса Есаи I арабские правители вели политику изменения этнодемографической ситуации на юге и юго-востоке Армении, переселив в армянские регионы арабские племена. Это стало причиной массовой миграции армянских нахарарских домов в Малую Азию. Именно при Есаи I произошла миграция Шапуха и Амама Аматуни, которые вместе со своими семьями и подданными переселились в районы Понта и в большинстве своем отуречились в 1700-1900 гг., частично сохранив армянский язык. Эту группу армян принято называть в Турции «хемшинли».

40 Степанос I

Католикос Армении в 788–790 гг. На священном престоле оказался в тяжелом для Армении периоде. После смерти Католикоса Есаи I арабские правители и, в частности, те, которые находились рядом с резиденцией Католикоса в Двине, похитили и уничтожили множество церковных ценностей. Резиденция Католикоса была в плачевном состоянии. В таких условиях был избран новый Католикос, которого историки называли «великим общественным деятелем». Однако власть нового Католикоса арабские правители Армении признали лишь после того, как Степанос I заплатил им внушительную сумму. Степанос I выкупил у арабов многие похищенные церковные ценности и вернул их в Двин.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я очень признателен редакции за эту статью! Очень познавательно и приятно читать! С Уважением, Агаси
  2. Спасибо за очень интересную информацию!
  3. Уважаемая Редакция! Спасибо за материал! Действительно очень познавательно!
  4. Хорошее дело. Мы должны знать своих католикосов.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты