Ложь и ничего кроме лжи
В Азербайджане на государственном уровне и при активном участии первых лиц республики целенаправленно искажается история Закавказья. Эта беспрецедентная по масштабам фальсификация, имеющая ярко выраженную политическую подоплеку, призвана оправдать проводимую руководством государства политику экспансии и претензий на чужие территории.
Вялотекущая в 60-х и 70-х годах фальсификация истории народов Закавказья приобрела в Азербайджане в последние десятилетия характер разнузданной антиармянской кампании. В ее основе откровенная ложь, разжигание ненависти к армянскому народу, извращение достоверной истории народов региона, надуманные теории и легкомысленные гипотезы. Цель политики фальсификации – любыми средствами оправдать притязания Азербайджана не только на армянский Карабах, но и на всю территорию Республики Армения, включая Ереван, ее столицу.
Ложь первая: «Карабах – исконная азербайджанская земля». Какая же это «исконная азербайджанская земля», если в Нагорном Карабахе в 1923 г. проживало чуть более 4 процентов «коренных» азербайджанцев и почти 95 процентов «пришлых армян»? Если языком общения в автономной области являлся армянский, хотя декрет АзЦИКа от 31 июля 1923 г. объявил тюркский (а не азербайджанский!) языком делопроизводства в остальных районах республики.
Азербайджанские творцы мифов не могут, разумеется, подкрепить свои «научные открытия» никакими историческими документами, памятниками материальной культуры и т.д. Находящиеся же в научном обороте греческие, римские, иранские, армянские, грузинские и другие источники однозначно свидетельствуют об одном: турки-сельджуки, татары–монголы, кочевые тюркские племена впервые появились на территории Закавказья и Малой Азии в ХI – ХIV веках нашей эры, армяне же населяли этот регион еще до нашей эры и уже тогда имели свое государство.
В первой половине VI в. до н.э Арцах в составе Ервандидской Армении находился в подчинении у Мидии, а с 550 по 331 гг. до н.э. - державы Ахеменидов. С конца IV в. до н.э. Арцах, как и соседние Сюник и Утик, продолжал оставаться в составе армянского царства Ервандидов. Кроме того, с 95 г. до н.э. Арцах входил также в царство Тиграна Великого, который основал в крае г. Тигранакерт.
В природе не существует никаких документов, свидетельствующих о том, что территория, расположенная между Курой и Араксом, когда-либо принадлежала мифическому «Азербайджану». Географическое понятие «Азербайджан» появилось на политической карте Кавказа лишь в мае 1918 г., когда младотурки создали второе турецкое государство – Азербайджанскую республику. Да и нынешних азеров столетиями называли только «кавказскими татарами». Азербайджан – это географическое название и не имеет этнического смысла.
Азербайджанские фокусники от истории проецируют созданную турками в мае 1918 г. Азербайджанскую республику на земли, которые никогда не принадлежали тюркским пришельцам, а в течение столетий находились в составе Персидской империи и как административные структуры назывались ханствами. На этих землях до тюркских пришельцев жили коренные народы: армяне, персы, курды, удины, талыши, лезгины, аварцы, даргинцы и другие. Все претензии азеров – это сплошное мифотворчество! Бакинские «ученые» объявляют «исконно азербайджанскими землями» те, куда когда-либо ступала нога нескольких сотен тюркских кочевников со стадом баранов.
Ложь вторая. «Армян переселили в Карабах лишь в 70-х годах ХIХ столетия». Это «историческое открытие» было озвучено «общенациональным лидером» Гейдаром Алиевым, возвестившим 26 марта 1998 г. о «тысячелетней истории азербайджанской государственности» и «200-летней оккупации Азербайджана Россией», во время которой «армяне совершили геноцид азербайджанского народа».
Престолонаследник «отца нации» Ильхам Алиев, выступая 24 февраля 2010 г. в Локбатане (пригород Баку), вновь утверждал, будто Нагорный Карабах – это «древняя азербайджанская земля», и добавил: «Любой знает, что армяне поселились там в ХIХ столетии».
Как же можно говорить о «пришлых армянах», применительно хотя бы к Карабаху, когда, начиная еще с Петра I, армянские владетельные князья и католикосы Арцаха просили Россию принять под свое покровительство этот край и предлагали всяческую помощь, в том числе войсками, для утверждения Россией своей власти там?
Российские исследователи считают, что в Елизаветпольском округе, например (в него входили, кроме равнинного Карабаха, также ряд районов Нагорного), «армян можно считать древнейшими обитателями, а татар пришельцами из-за Каспийского моря, водворившимися там в эпоху сильного движения монголов в той части Азии» («Обозрение российских владений за Кавказом, в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях, произведенных и изданных по Высочайшему повелению». Часть 11, СПб,1836 г. с.349).
Как же армяне могли появиться в Карабахе в 70-х годах ХIХ в., если вооруженные силы карабахских армян 13 раз сражались с вторгшимися в Закавказье войсками Османской империи за период с 1723 по 1727 гг., причем проиграли только одно сражение. (Armen M. Aivazian. The Armenian Rebellion… p.20 ).
Именно эти сражения карабахских армян имел в виду видный российский дипломат барон Петр Шафиров, когда 14 сентября 1733 г. писал императрице Анне Иоанновне, что все земли Малой Армении «армянскими храбрыми христианами заселены, и оные сами собою несколько лет как от турок, так и от персиян оборонялись; и уже тому сорок лет как … просили протекции и от их величеств оные обнадежены суть…». («Армяно-русские отношения во втором тридцатилетии ХVIII века. Том Ереван, 1978, с. 35)
Сошлемся и на фирман турецкого султана (март-апрель 1731 г.), предписывающий шекинскому эмиру принять участие в районе Гянджи в карательной операции против «проклятых сигнахских гяуров», которые уже несколько лет не платят дань султану и «начали упорствовать в непокорности и возмущениях». Он приказывал «истребить их в наказание за их действия». (АКАК. Тифлис, 1866-1888 гг. Том.II с.1092).
Как же выпускник МГИМО, да к тому же кандидат исторических наук, может не знать о таких общеизвестных фактах, касающихся истории Карабаха? Прочитал бы, на худой конец, хотя бы рукопись Мирзы Джамала Джеваншира Карабагского «История Карабага», которую в Баку считают «одним из ценных первоисточников по истории Азербайджана ХVIII – ХIХ веков».
Что же касается мифа о «переселении армян» в 70-х годах ХIХ в., то этот «ценнейший первоисточник по истории Азербайджана» указывает, что жители Барды, «первого города, который был построен в Карабагском вилаете, ….в древние времена были то ли армяне, то ли какой-то другой народ». (Мирза Джамал Джеваншир Карабагский. «История Карабага». Баку, 1959. Гл.III–IV, сс. 66-71).
И чтобы покончить с мифом о «пришлых армянах» и «переселении», сошлемся еще на один архивный документ – рапорт генерала И.Паскевича генералу И.Дибичу от 26 мая 1828 г. о репатриации в Армянскую область и Карабахскую провинцию «нескольких тысяч семейств христиан из (персидского) Адербижана». В нем говорилось о «твердом намерении армян приступить к переселению… оставляя все выгоды, приобретенные ими в Персии от сельского хозяйства, недвижимого имущества и даже части движимого, по неудобности взять с собою». Паскевич докладывал, что «несмотря на все противодействия персиян… ныне водворено уже на жительство в Карабаге 279 и в Ериванской области 948 семейств». (Сборник «Присоединение Восточной Армении к России». Том II (1814– 1830). Ереван, 1978, док.№ 286)
Авторы «Обозрения Российских владений…» (Часть II, СПб, 1836 г. сс. 267, 269–270, 274, 301–302) пишут: «Карабах с древних времен составлял провинцию Армянского царства; после же падения сего последнего был присвоен Персиянами». Они указывают, что жители Карабахской провинции, «стараясь избегнуть меча врагов и притеснений хана, толпами удалялись в Персию или Грузию и только в 1805 году возвращались в Карабах, когда ханство поступило под покровительство России… По окончании же Персидской войны число народа снова увеличилось возвратившимися из Персидских владений жителями и заселением земель, лежавших между Араксом и Капан-чаем, вышедшими из Персии армянами».
Ложь третья: «Шуша – древняя столица Азербайджана, Карабах – колыбель азербайджанской культуры». Азербайджан щедро лепит антиармянские небылицы, причем самые сумасбродные. И отнюдь не от хорошей жизни без стыда прибегают к «концепции большой лжи», которой придерживался небезызвестный Геббельс: «лги по-крупному, авось кто-нибудь да поверит».
Спрашивается, когда и где мифическое «государство» имело свою «древнюю столицу»? Почему Карабахское и другие ханства, входившие столетиями в состав Персидской империи, вдруг стали ассоциироваться с «Азербайджаном», выдуманным государством, которое не упоминается никем из древних историков, летописцев, путешественников, ни в одном историческом документе до мая 1918 г. И почему крепость Шуши, строительство которой было завершено в 1784 г. (она была построена на месте небольшого села, подаренного тюрку Панаху армянским меликом Шахназаром), вдруг стала его «столицей», да к тому же еще и «древней»? Хотя ни в одном историческом исследовании о Закавказье до ХIХ в. включительно Азербайджан не упоминается как государство.
Чтобы обосновать миф о «колыбели», бакинские фальсификаторы обычно ссылаются на то, что в Шуши, мол, жили тюркские (азербайджанские) писатели, композиторы, певцы, музыканты и т.д. Что же с того? Там жили и армяне, которые тоже стали выдающимися деятелями культуры, известными учеными, государственными деятелями, военачальниками, а также весьма успешными предпринимателями и финансистами.
Просто райский уголок, каким являлся Шуши с его живописной природой, микроклиматом и целебными водами, притягивал к себе состоятельных «кавказских татар», преимущественно из интеллигенции.
Ложь четвертая: «Армения возникла на землях Западного Азербайджана». Поражает то, что такие сумасбродные претензии впервые озвучил не какой-то маргинальный политик, решивший чудачеством привлечь к себе внимание. Об этом заявил сам «отец народа» Гейдар Алиев, это повторяет и престолонаследник Ильхам Алиев и, конечно, вся «президентская рать».
Выполняя наказ «общенационального лидера», нынешнее политическое руководство без смущения тиражирует бред насчет «Западного Азербайджана». Причем общенациональное помешательство достигло такого накала, что уже на официальном уровне предсказывают исчезновение Армении как государства лет через 10!
Известно, что после русско-персидской войны 1827 – 28 гг. рескриптом императора Николая I от 21 марта 1828 г. земли, перешедшие к России по праву победителя, были объявлены Армянской областью. В рескрипте говорилось: «Ханство Эриванское по обе стороны Аракса и Ханство Нахичеванское - часть древней Армении - пали во власть Победителя» и предписывалось «именовать отныне Областию Армянскою и включить оную в Титул Наш» («Собрание Актов, относящихся к обозрению истории Армянского народа». Часть I, Москва, 1833, сс. 265 270 и 278-279).
Но если эти земли были «исконно азербайджанскими», то почему же император России не назвал новообразованную область «Западнотатарской» или как-то иначе? Не потому ли, что в России, да не только в России, тогда не имели представления о «тысячелетней азербайджанской государственности» и о «древних азербайджанских землях»?
Ложь пятая: «Земли Западного Азербайджана были подарены армянам мусаватами». Итак, правительство мусаватов, которое уже в июне 1918 г. предъявило Армении территориальные претензии и в ультимативной форме потребовало вернуть «азербайджанские земли», вдруг почему-то передумало и «подарило» армянам «земли Западного Азербайджана»! Мыслимо ли это? Причем не оформило этот «дар» никаким официальным постановлением. Есть ли такой документ в бакинских архивах? Если есть, то почему «агитпроп» не опубликует его, чтобы отвести от себя обвинения во лжи?
Но это еще не все. Оказывается, дашнаки, возглавившие правительство первой Республики Армения, «попросили у мусаватов разрешение» объявить Ереван столицей армянского государства (!?). Им оказался никто иной, как сопредседатель социал-демократической партии Азербайджана Араз Ализаде. Он озвучил это на состоявшемся в октябре 2010 г. в Баку заседании регионального комитета Социнтерна стран СНГ и Черного моря.
Он же решил статистически «обосновать» политику агрессии и аннексии в отношении Республики Армения, завещанную азербайджанскому народу «общенациональным лидером». В интервью агентству Regnum (24 апреля 2010 г.) Ализаде, в частности, утверждал, будто «по переписи населения 1913 г. в Российской империи на территории современной Армении проживало 53 процента азербайджанцев, 40 процентов армян и 7 процентов других национальностей».
Обратимся к фактам. Императорским указом, данным Сенату Российской империи 9 июня 1849 г., была образована Эриванская губерния, а губернским городом назначен Эривань.
По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Эриванской губернии, которая состояла из семи уездов, проживало 829 556 человек. Из них – 441 000 армян (53,2 процента), 313 176 «кавказских татар» (37,75 процента), курдов – 49 389 (5,9 процента), русских – 15 937 (2,3 процента), остальные – ассирийцы, персы, турки и т.д. Причем в Александропольском уезде армянское население составляло 85,5 процента, в Новобаязетском – 66,3 процента, в Эчмиадзинском – 62,4 процента. (Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/ %....)
Деятельность бакинского «агитпропа», которым, полагаю, руководит по совместительству президент страны, не ограничивается вышеприведенным перечнем лжи и мистификаций. Мы привели лишь толику черной пропаганды. Чего стоят, например, мифы о «20 процентах территории», занятых армянами, и «1 млн азербайджанских беженцев и перемещенных лиц», наперсточная игра с нормами международного права, бесстыдное искажение заявлений, принимаемых по нагорно-карабахскому конфликту в ОБСЕ и т.д. «Агитпроп» не брезгует ничем, даже мелкой ложью!
Выступая летом 2009 г. на сессии Совета Европы, депутат азербайджанского парламента Ганира процитировала «выдержки» из несуществующей книги известного армянского писателя и публициста Зория Балаяна, чтобы проиллюстрировать «зверства армян против азербайджанцев». Эта «утка» была запущена азерами еще в июне 2006 г. и тогда же была разоблачена как фальшивка. Зорий Балаян никогда не писал книгу, на которую ссылались тогда азеровские фальсификаторы. Тем не менее, депутат азербайджанского парламента не постеснялась спустя четыре года повторить эту фальшивку на международном форуме, хотя прекрасно знала, что это – ложь!
На заседании комитета ЮНЕСКО по культурному наследию 15 – 19 ноября 2010 г. в Найроби представитель Азербайджана выступил против того, чтобы хачкары были включены в наследие мировой цивилизации как шедевры армянской христианской культуры. Он утверждал, будто «хачдаши» (так азеры называют хачкары, хотя непонятно, как можно армянское слово «хач» – крест сочетать с тюркским словом «даш» – камень) принадлежат «культуре азербайджанцев». Но если вытесанные из камня кресты с выразительными орнаментами и с обязательной надписью на армянском языке на тыльной стороне хачкара (кто его вытесал, по какому случаю, кому посвятил, когда и т.д.), – их «культурное наследие», почему же азербайджанские власти в 2005 г. завершили варварское уничтожение одного из величайших памятников камнерезного искусства – несколько тысяч уникальных хачкаров на средневековом армянском кладбище в Джуге (Джульфе)? А на месте кладбища устроили военный полигон!
Не удовлетворившись одноразовым присвоением чужой культуры (например, азербайджанизацией персидского поэта и мыслителя Низами Гянджеви), Азербайджан прибег к грандиозной фальсификации истории, чтобы присвоить материальную и духовную культуру других народов – и, в первую очередь, армянского. Отсюда и пропагандистские кульбиты и смехотворные «научные открытия», не подкрепленные никакими историческими свидетельствами. Одни только мифы!
Следует подчеркнуть, однако, что массовая фальсификация глубокой древности – это не безобидное желание несколько «подлатать» уязвленное самолюбие претензиями на «автохтонность». Она преследует совершенно конкретную политическую цель – экспансию и аннексию чужих территорий, в первую очередь Карабаха и Армении, а затем и части Ирана, России и Грузии!
Поэтому азербайджанская сторона и прибегает ко лжи в большом и малом, тратит баснословные средства на лоббистскую деятельность за границей, на подкуп журналистов, организует передвижные выставки, на которых демонстрируют сфальсифицированные фотографии, издает многотысячными тиражами книги и брошюры, искажающие суть нагорно-карабахского конфликта, занимается мощным «промыванием мозгов» собственного народа, вдалбливая в его сознание лживые исторические концепции.
Как заявил президент Армении Серж Саргсян, «в Азербайджане все больше набирает силу антиармянский фашизм; он претворяется в жизнь целеустремленно и на самом высоком уровне… Мы говорим о государственной идеологии, согласно которой «современная Армения была создана на исторической азербайджанской земле», подчеркнул президент на встрече с представителями зарубежной армянской прессы, которые принимали участие в 5-м Всеармянском форуме журналистов, состоявшемся в Степанакерте 12 –16 октября 2010 г.
Осознают ли до конца в Азербайджане реальные последствия намерения президента силой оружия решить нагорно-карабахский конфликт, хотя ведущие державы мира, а также международные организации в один голос призывают участников конфликта добиваться урегулирования проблемы только мирными средствами, только путем переговоров. Состоявшийся 1 – 2 декабря 2010 г. в Астане саммит стран ОБСЕ подтвердил эту позицию мирового сообщества.
Нагнетание и без того взрывоопасной обстановки, похоже, нужно президенту Азербайджана для того, чтобы утвердиться в глазах народа как «киши» в расчете на менталитет азербайджанского обывателя. Но увлечение «крутизной», «твердостью» очень опасно, оно загоняет человека в тупик, когда нет уже иного выхода, кроме как очертя голову броситься в «омут». А представляет ли неизбежные последствия очередной карабахской войны политическая элита Азербайджана, ослепленная ненавистью к армянам и одурманенная бахвальством относительно «военной мощи» государства?
Новая карабахская война, если она случится, вновь станет для армян народной, священной, как и первая освободительная, ибо на карту поставлено существование народа. Нельзя допустить геноцида армян Арцаха! У армянского народа, и в особенности армян Арцаха, не должно быть никаких иллюзий в отношении истинных целей и намерений политического класса Азербайджана Поэтому призыв «Никогда больше!» должен быть и нашим девизом, каким он стал для евреев после холокоста.
Артем Меликян, политолог
Оставьте свои комментарии