№ 2 (161) Январь (15-31) 2011 года.

Исламизированные группы армян в Турции

Просмотров: 26192

В последние годы научные круги Армении и диаспоры проявляют особый интерес к проблеме исламизированных армян. Причины и последствия смены веры народом в Османской Турции связаны непосредственно с политикой османского государства, имеющего цель либо ассимилировать, либо уничтожить армян.

Делалось это разными путями. Сначала ужесточение налогов для христиан, что приводило к массовому переходу в ислам, далее - вытеснение их из районов компактного проживания. Геноцид 1915 года привел к исчезновению большинства армянского населения со своей исторической родины, но и спустя 90 лет после тех ужасающих событий в Анатолии и Западной Армении встречаются семьи выживших во время резни армян. Их в Турции называют исламизированными, либо скрытыми армянами. Значительная их часть живет в провинции Ардвин, и именно об этих армянах пойдет речь.

Территория Ардвинской провинции отошла к Турции в 1921 году. Исторический Кхарджк и Имерадзор были частью армянской области Гугарк. Процесс исламизации затронул армянское население края начиная с XIV-XV веков. В 1555 году, после заключения мира с Персией, турки вплотную занялись северо-западными областями империи, чтобы пресечь здесь освободительную борьбу. Они стали насильственно обращать население в ислам: греков Офа, лазов Ризе и армян Ардвина.

В провинции Ардвин, по турецким данным, сегодня проживают турки (тюрки, исламизированные и тюркизированные грузины, армяне, лазы, курды) а также собственно грузины, лазы, хемшилы, курды и цыгане-боша. В ряде сел проживают также абхазы, черкесы и абазины. Данные об исламизированных и тюркизированных армянах турецкие источники не приводят. Официально все жители этих краев считаются турками, и лишь научные круги отделяют официальную статистику от реальной численности и национальном составе жителей Ардвина.

Исследователи различают две группы армян хемшилов Турции. Это «баш-хемшилы» из провинции Ризе и «хопа-хемшилы», населяющие ряд районов провинции Ардвин. Хопа-хемшилов обращали в ислам начиная с 1555 года. Эта часть исламизированных армян отделилась от своих соотечественников и обосновалась в труднодоступных районах Ардвина, а некоторая часть обосновалась в районе города Хопа. Примечательно, что сами хопа-хемшилы различают внутри себя две группы: ардилейцев и турцеванцев. Первая группа воспринимается как местная, то есть в некотором смысле автохтонная, а турцеванцы считаются пришлыми. Кроме того, имеется большой род исламизированных армян Ардвина-Топал-оглы, которые считают себя выходцами из других областей Турции (прежде населенных армянами).

Хемшилы имеют значительное влияние в городе Хопа. Администрация города также состоит в большинстве из них. В начале 80-х годов прошлого столетия руководство Турции пыталось назначать на должности глав местных муниципалитетов этнических турок, однако это решение встретило сопротивление со стороны местного населения и в итоге процесс был практически приостановлен.

Сами хемшилы предпочитают жить изолированно от других общин, они сохранили армянский язык и частично – армянские традиции, в том числе христианские. Однако другие группы армян Ардвина ничем, кроме внешности, не отличаются от местных тюрков. Примечательно, что лазы до сих пор своих соседей-хемшилов называют «эрмени».

Еще в начале прошлого столетия выделялись населенные пункты Ардвина, населенные армянами-мусульманами. Среди них особую группу составляют часть жителей Артануча, Шавшета, Юсуфели, Мургула и Борчки, а также окрестностей города Ардвина.

Жители этих сел были исламизированы на различных этапах истории: большинство – в период с 1550 по 1723 год, другая часть в конце 1890-х годов. Были известны такие крупные поселения исламизированных армян, как Ахюсо, Анча ( Ахиза), Артануч, Бердак ( Берта), Хандзит, Шичнадзор, Норгех, Шатберд, Вопиза и другие. В 1950-60 годах большинство названий армянских сел были изменены и теперь носят исключительно тюркские имена, однако население до сих пор состоит из семей исламизированных армян, которые в быту употребляют старые названия своих сел.

В населенном пункте Ирмаклар также проживают армяне, причем как хемшилы, так и давно утратившие национальную идентичность армяне Ардвина. В самом городе Ардвин исламизированные армяне живут обособленно, но не выделяясь из тюркской среды. В 1960-е годы многие их семьи выехали на заработки в Германию, Голландию и Бельгию, а дома уехавших были заняты курдами и тюрками из других районов страны.

Армянские, российские и европейские ученые, побывавшие в этих краях в начале 18 века, отмечали многочисленность армяно-грузинских семей вблизи Ардвина, Артануча, Мургула, Борчки и Юсуфели. Исследователи объясняли этот феномен тем, что в прошлом регион был заселен армянами-халкидонитами, которые были под сильным влиянием Грузинской Православной Церкви и грузинского языка. В 17-18 веках они, как и другие этнические группы региона, стали принимать ислам. В результате к началу 18 века население этого края разговаривало на искаженном турецком языке с примесью грузинского и армянского. В Мургуле и в Юсуфели до сих пор сохранились старинные армянские дома, которые населяют люди с грузинскими фамилиями и тюркскими именами. До сих пор в регионе встречаются жители с фамилиями, указывающими на их армянское происхождение - Ашотоглы и Мамигоногли. На территории одного из старинных кладбищ Ардвина встречается надгробие с родовой фамилией Манасян, но в городе проживают уже представители рода Манасоглу.

Кроме армян, между Артанучом и Ардвином, а также в районе города Хопа живут так называемые «боша-цыгане«, которые исповедуют ислам суннитского толка, однако общаются между собой на армянском языке. Цыгане-боша носят, кроме турецких, также и армянские имена: Мурад-Перч или Октай-Закар. Во время Геноцида армян часть местных боша-цыган, исповедующих христианство, была уничтожена, оставшиеся приняли ислам, формально являясь мусульманами, но придерживаясь старых армянских традиций, в том числе христианских, что невозможно сказать о самих исламизированных армянах провинции Ардвин.

В целом проблема исламизированных армян, несмотря на то, что в последние годы о ней заговорили, остается все еще недостаточно изученной. Однако частые контакты армян с гражданами Турции, в том числе с исламизированными армянами, а также открытие доступа к широкому информационному полю может стимулировать процесс поиска национальной идентичности среди армян по примеру других этнических групп Турции, в частности черкесов и абхазов, которые постепенно восстанавливают свои прежние фамилии и становятся носителями новой субкультуры, где уже доминирует черкесская и абхазская идентичность. С другой стороны, за последние годы малая часть исламизированных армян начала интересоваться своим прошлым, осторожно изучая причины тюркизации и исламизации своих предков. Главное, что процесс начался и его, кажется, не остановить.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 118 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Замечательная статья! Спасибо автору и редакции!!!
  2. Автор точно подметил о том что грузины присваивают армянские церкви в Турции.Спасибо за актуальную статью. А грузинам следовало бы знать свое место.Тайк всегда был армянским.Забыли даже, что армянские Багратунин стали основоположниками вашего царского рода Багратуни.
  3. Браво! Отлично!
  4. Ревность убивает картвел.Жаргон твой не уместен.А статья просто замечательная!
  5. Смотря на этих бабушек -армянок понимаешь, что значит быть мусульманином армянином.....видимо трудно им.
  6. Кацо, иди мацони попей и угомонись! Материться на Руставели будешь, а здесь приличное общество. Или веди себя прилично - или проваливай! Такие здесь и даром не нужно, кацо!
  7. Парон Бегоев, а бабушкам везде трудно! И в России, и в Армении, и у вас в Грузии. Вот на Западе бабушка выходит на пенсию, получает 2-3 тысячи евро и отправляется путешествовать по миру.
  8. Ну я имел в виду, что бабушки армянки исламизированные таят в себе грусть.Нечто, что невозможно объяснить.
  9. я поставил отлично автору. Очень интересная публикация. Исламизированные - это один из векторов той непреодолимой силы, которая расшатывает основы Туркии.
  10. Да! Турция сгниет, когда сотни тысяч людей начнут говорить о свом происхождении.Этот день недалек......
  11. Если мы - армяне, не хотим и далее быть "этническим, генным удобрением" для других народов - турок, курдов, грузин.славян и тд., мы, на мой взгляд, должны сплотится вокруг армянского языка, армянской веры, армянского вопроса (суда). А что касется хемшилов-мусульман, то те из них, кто еще помнит о своем армянской происхождении, должны будут вернуться в лоно матери-церкви ААЦ! А кто не желает - это отрезанный ломоть и армянами их считать ни в коем случае нельзя.И не следует умиляться ими.В геноциде армян 1915-23гг эти самые исламизированные "армяне-хемшилы" тоже свою лепту внесли, уничтожая армян-христиан.
  12. Спасение нашего народа это в нашем единстве,сплотившись вокруг той Родины, которая есть щас, то есть,Армения и Арцах.Остальное со временем.Щас нам нужно строить страну патриотическую и сильную.А хемшилы нам нужны ,для того чтобы вернуть постепенно все что наше
  13. Спасение нашего народа это в нашем единстве,сплотившись вокруг той Родины, которая есть щас, то есть,Армения и Арцах.Остальное со временем.Щас нам нужно строить страну патриотическую и сильную.А хемшилы нам нужны ,для того чтобы вернуть постепенно все что наше.Они наши союзники,хоть армянами и называть трудно...но все же при хорошей работе и они вернуться в армянство и не важно в лоно какой церкви.Это ААЦ в свое время не смогла спасти самих хемшилов от отурчивания а теперь вот говорите
  14. 1.От отуречивания спасает не ААЦ, а прежде всего вооруженный солдат своей родины.Так что не валите все с больной головы на здоровую.Вы еще потерю независимости и оккупацию исторической Армении поставьте в вину ААЦ, совсем хорошо получится!. Прежде всего, чтобы Вы знали, турками были уничтожены служители ААЦ, как главные хранители армянского духа и идентичности. 2.Те хемшилы, которые захотят вновь стать христианами ААЦ, т.е. армянами, те ими станут.Тут никаких препон никто ставить не будет. А кто будет упорствовать того трудно считать армянином.Это отрезанные ломти, которые и есть "генетичесое удобрение" для других народов, в данном случае для турок и курдов. 3.А эти призывы, что мол, все равно какой конфессии принадлежать - оставьте для наших врагов.Вы еще в свидетели Иеговы агитируйте и умиляйтесь своей "толерантностью". В Армении и нынешней и исторической должна быть однв национальная церковь - ААЦ.
  15. Туго мыслите....ААЦ больше не в состоянии что-либо сделать в плане единения армянства.Сейчас,когда Армения в трудной соцально-экономической ситуации, чем помогает ААЦ свой народ? окрепляет ли духом? пытается ли принимать или внедрить эффективные национальные программы по предотврощению миграции и бедности вместе с горе-правительством? что делает? ну что-либо делает? строя церкви в голодной стране ничем не добьется,поэтому и пол Ленинакана щас уже рвутся в лоно католической церкви,там сытнее,да и заботятся о людях..а попробуйте с каким-либо вопросом постучаться в Эчмиадзин,вас оттуда вышвырнут.Вот такая у нас ААЦ. Чувство идентичности-вот что нас спасет а не всякие там ААЦ или ППЦ.
  16. Сытнее в католичестве, говорите? Ну так и бегите туда, если это для ВАс главное. Может быть нажретесь от пуза.И ешще смеете глупости нести про ААЦ.На себя и себе подобных посмотрите.ААЦ, видите ли вам должна что-то.И за весь Ленинакан не говорите.А не нравится, так скатертью дорога - туда, где сытнее. Хоть в РПЦ, хоть в ГПЦ, хоть к католикам, хоть к сектантам.
  17. Миссия ААЦ столь грандиозна, что порой мирянам деятельность Церкви представляется малозначимой - большое видится на расстоянии. Церковь не может потакать быстроменяющимся капризам народа, который больше заботится о теле, и меньше - о душе и в конечном итоге не знает чего в действительности хочет. Вся армянская мудрость "храниться" в ААЦ. / А ширакский регион с давных пор был проблемным - там даже сейчас сатанисты имеются.
  18. Вы понимаете так, как вы хотите понять.Я имел в виду, что из-за бездействия ААЦ народ и тяготеет к католикам.Через пару лет весь Ширак будет католическим и тогда будете говорить о роли вашей ААЦ, особенно об иерархии этой Церкви.Вам чуждо инакомыслие иначе бы сдерживали свои эмоции.Вам всегда казалось что нет альтернативы ААЦ.Так знайте что если бы Армения была протестантской страной,то все было бы отлично! Хотя для меня это не важно.Для меня важны учения Великого НЖДЕ.Советую вам прочитать что-нибудь из Нжде.Но не интерпретировать его слова так, как делает горе партия АНРАПЕТАКАН.Они вообще искажают всю действительность армянскую.Видно вы из этих анрапетакан.
  19. Ни одна из человеческих умозрительных учений и теорий не в состоянии тягаться с Проповедью Христовой!
  20. Да пребывает Божья Благодать на Святой ААЦ, ныне, и присно и во веки веков!
  21. Похоже это у нас в крови слепая критика всего и вся! Господа это ошибка! Да, действительно, есть проблема пассивности ААЦ и она не нова, но тут нужно сделать одно уточнение, это характерно и для властей Армении, что куда более опасно! Вот, Нждакан уверяет , что протестантская культура лучше, но он не говорит о том, что в результате смены конфессии, может появится и угроза ассимиляции армян! У нас полно примеров в истории когда внешние силы через религию, пытались ассимилировать армян и многим к несчастью,это удавалось сделать! Православные армяне со временем влились в греческий и грузинский этносы, тоже самое произошло и с католиками, про исламизированных армян,я вообще молчу... Так что, негативных примеров масса. Я сам по своим политическим и идеологическим взглядам Нждакан, но не республиканского типа, эти барыги и грязные дельцы олигархи опошлили все то, во что верил и за что боролся наш Великий Спарапет Нжде! Именно на его заветах и нетленных трудах и должно быть построено мощное армянское государство, он наш Бен-Гурион если хотите.
  22. 1.Хотите в протестанты податься - идите!Мы все свободные люди в свободной стране. Кто против. Но вот неуважительно относится к ААЦ - это недопустимо и непозволительно никому. 2.Если Вы ждете от ААЦ, что она Вас кормить и поить будет, то это ошибка и полное непонимание роли церкви в обществе.Церковь призвана духовно окормлять паству, питать духовной пищей.А мы, миряне,за это "кормим" священнослужителей реальным хлебом насущным. Именно так, а не наоборот.ААЦ - это Вам не богадельня.Мы, чада ААЦ, должны ее материально поддерживать, а не она нас. 3.Все вышесказанное не означает, что ААЦ не может осуществлять программы помощи неимущим.Может и осуществляет.Но не в том объеме, который Вам хотелось-бы. Каков материальный уровань народа, таковы и материальные возможности ААЦ, а не наоборот.Вы, видимо, находитесь в плену распространенного мифа о "несметных богатствах" ААЦ, которые католикосы прячут от народа.Если так, то Вы сильно щзаблуждаетесь. 4.А как Вы думаете, откуда берут деньги те же католики и протестанты, проводя свои программы по помощи нуждающимся? Из воздуха? Сами рисуют купюры? Или им Ватикан или,скажем, католическая Испания или протестантская Англия из своих бюджетов дают? Мол, берите, сколько хотите, для армян ну ничего не жалко! Нет, деньги главным образом берутся из спонсорских пожертвований частных лиц или из фондов, опять же созданных частными лицами - соответственно,католиками или протестантами. Так что уж если кого и винить в том, что у них "сытнее", то преджде всего самих себя.А у Вас логика с ног на голову поставлена.По Вашей логике надо всем нам уезжать в Швейцарию или на худой конец в США - ведь там жизнь "сытнее". 5.ААЦ в настоящее время переживает период расцвета.Это не только мое мнение, это мнение главы ААЦ.Я это вижу конкретно по г.Москве.Имею возможность сравнить, что было раньше и что теперь.Такого количества печатной духово-религиозной литературы не было.Не было и воскресных курсов по изучению языка при церкви, не было фольклорного ансамбля и тд.Обряды, а я недовно совершил обряд МАТАХА, уважаемый Сурб Хайр ( молодой парень, кстати говоря) совершил совершенно бесплатно, хотя я готов был заплатить, но никакого намека, никакого разговора на этот счет не было.В отличие от того, что говорят, скажем, прихожане РПЦ. вот когда, наконец, будет полностью построен комплекс зданий Кафедрального Собора ААЦ в Москве, то там и школа армянская будет, и масса кружков, и программы помощи неимущим будут осуществляться в широком объеме.Но завершение строительства упирается в слабое финансирование.Вы хоть 1 рубль поржертвовали на это? Сомневаюсь.Вы любите только брать, и чтобы посытнее.В этом Вы видите смысл принадлежности к той или иной конфессии. 6.И все это не мешает мне высоко чтить память Г.Нжде.В партии Анрапетакан никогда не состоял и не состою.И от Вас узнал о ее существовании.И опять же , не говорите от имени всего Ширака.Вас никто не уполномочивал.
  23. когда я вспоминаю (не как очевидец, а как исследователь) о средневековых армянских вардапетах, о их деятельности, о богатом письменном наследиии - то преисполняюсь чувством уверенности и веры в непобедимость христианской армянской цивилизации. Один лишь Св. вардапет Ованнес Ванакан(1184 -1251 гг.) сотворил столько добра, что монголам (под предводительство некоего Молара-нойона), пленившим в 1236 г. и затем получившим за вардапета выкуп в 80 дахеканов - даже и не снилось! И таких Ванаканов были сотни и тысячи у армян.
  24. когда я вспоминаю (не как очевидец, а как исследователь) о средневековых армянских вардапетах, о их деятельности, о богатом письменном наследиии - то преисполняюсь чувством уверенности и веры в непобедимость христианской армянской цивилизации. Один лишь Св. вардапет Ованнес Ванакан(1184 -1251 гг.) сотворил столько добра, что монголам (под предводительство некоего Молара-нойона), пленившим в 1236 г. и затем получившим за вардапета выкуп в 80 дахеканов - даже и не снилось! И таких Ванаканов были сотни и тысячи у армян.
  25. когда я вспоминаю (не как очевидец, а как исследователь) о средневековых армянских вардапетах, о их деятельности, о богатом письменном наследиии - то преисполняюсь чувством уверенности и веры в непобедимость христианской армянской цивилизации. Один лишь Св. вардапет Ованнес Ванакан(1184 -1251 гг.) сотворил столько добра, что монголам (под предводительство некоего Молара-нойона), пленившим в 1236 г. и затем получившим за вардапета выкуп в 80 дахеканов - даже и не снилось! И таких Ванаканов были сотни и тысячи у армян.
  26. Пиарьте ААЦ сколько хотите...от этого сущность иерархии не меняется.Лично я от Церкви ничего не требую да и что с них требовать.Опять таки повторяюсь...лучше бы вместо грандиозных церковных построек ( раз уж тратятся) обеспечить стариков армянских,которые не живут а существуют.Вот в этом роль церкви будет велика.А то что они делают в Москве,что с этого? Кто ходит на эти кружки? их же дети? кто вообще знает о роли ААЦ в жизни армян сейчас в России? Более того, в России армяне кажутся как часть исламского мира и это благодаря пассвности церкви.А ведь во времена иных католикосов все было на деле по другому и престиж был и вес был у ААЦ.Я лишь буду рад улсышать как ААЦ реформируется изнутри а не живет в отсталых условиях. До сих пор даже в Грузию не смогли поехать ваши еиерархи ААЦ,чтобы накормить как вы говорите духовно своих последователей.Опять таки вопрос престижа и веса.Нет у ААЦ щас ни веса не престижа...лично я думаю что только Арам I имеет вес среди армянства.
  27. к сожалению, вы рассуждаете не со стратегических, а с тактических позиций, причём в ваших оценках ААЦ гнездятся такие дефекты, которые можно обьяснить , вероятно, лишь вашей пристрастностью (или же ошибками в рекогносцировке и толковании обстановки).
  28. Я пишу,то что чувствую....тактика ли стратегия,какая разница? главное чтобы Родине было безопасно, а ААЦ не сдерживает фактор безопасности нашего государства,по крайней мере сейчас.
  29. именно ААЦ и есть один из краеугольных камней- основ безопасности армянского народа; неконструктивная критика Армянской церкви - недопустима.
  30. Каждый в праве высказывать свое время.Не мы служим ААЦ а ААЦ служит народу
  31. как забавно вы пишите!
  32. Ну люблю этого автора.Все всегда так внятно и цивильно!И темы всегда актуальные
  33. 1.Заниматься голодными стариками - прежде всего обязанность государственной власти.Страна Армения - бедная, в блокаде находится, вынуждена тратить значительную часть скудного бюджета на оборону.Так что, не валите проблемы государства на ААЦ.Еще раз говорю - каков уровень жизни всего общества, таков уровень возможностей ААЦ. 2.У нас, армян, очень много проблем и недостаточно материальных ресурсов для их быстрого решения.Не надо требовать невозможного.Уровень жизни среднестатистичесого жителя Армении гораздо ниже уровня жизни не только в католической Италии, или в протестантской Швеции, но и значительно ниже чем в России.И так будет еще очень долго.Это объективно при таком состоянии дел - ,а именно, при такой территории, при блокаде,при отсутствии сколько-нибудь серъезных месторождений углеводородов и др. ископаемых, при отсутствии выхода к морю, при отсутствии границы со стратегическим союзником - Россией,и тд.и тп. Так что , извините, накормить всех голодных стариков, как Христос накормил тысячи людей пятью хлебами, ААЦ не в состоянии.Не сравнивайте несравнимое.И не пеняйте ей за это.Это все равно, что требовать и пенять руководству Армении, что, мол, почему у нас уровень жизни не такой, как в Швейцарии? Давайте будем ругать все руководство за это. И ААЦ будем ругать за то, что недостаточно проводит программ по помощи. И можно это годами и десятилетиями талдычить, до посинения.Только вот лучше не станет.Потому, что не жаловаться надо, а самим помогать и малоимущим и ААЦ.А то, все честные - как же, ведь, прокричали, что "Все Плохо!!!". А дальше - НИЧЕГО. 3. ААЦ, как и любая организационная структура не лишена недостатков.Можно говорить о том , кто предпочтительнее Арам1 или еще кто, но в целом, как национальную народную церковь, ААЦ ругать негоже.Помогать надо изживать недостатки.
  34. Грант...если бы нынешние правители Армении вели себя бы адекватно,в том числе и иерархия церкви,то уровеь жизни был бы значительно высок в стране.Кроме углеводов есть и другие факторы стимулирующие развитие страны.Видимо вы об этом не знаете.
  35. донна Милена, прежде чем рассуждать об адекватности светских и духовных властей своей страны, вам не мешало бы углубить свой интерес в данной области знаний.
  36. Вы ничего не смыслите..такое впечатление как будто вы встали на защиту самых уродливых представителей светской и духовной власти Армении.Увы...
  37. увы, с вами трудно спорить - такую агрессивность в полемике, какую демонстрируете вы на форуме, я встречал лишь среди женщин Эквадора. Примите самые лучшие пожелания.
  38. моя одна прабабушка из Ардагана. примерно в 1915 г. бежала в Александроп. уезд. Помню, рассказывала какие вкусные груши (тандз) росли в Ардагане. Всё отняли эти турки! Вот теперь осталось только читать о родине предков в НК. ставлю отлично автору.
  39. Я уверен, что когда нибудь у скрытых армян Турции пробудится национальное самосознание и тогда мало не покажется...
  40. у меня есть мечта - увидеть на флаге Армении изображение Христианского Креста. Чтобы и исламизированные армяне видели.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты