Исламизированные группы армян в Турции
В последние годы научные круги Армении и диаспоры проявляют особый интерес к проблеме исламизированных армян. Причины и последствия смены веры народом в Османской Турции связаны непосредственно с политикой османского государства, имеющего цель либо ассимилировать, либо уничтожить армян.
Делалось это разными путями. Сначала ужесточение налогов для христиан, что приводило к массовому переходу в ислам, далее - вытеснение их из районов компактного проживания. Геноцид 1915 года привел к исчезновению большинства армянского населения со своей исторической родины, но и спустя 90 лет после тех ужасающих событий в Анатолии и Западной Армении встречаются семьи выживших во время резни армян. Их в Турции называют исламизированными, либо скрытыми армянами. Значительная их часть живет в провинции Ардвин, и именно об этих армянах пойдет речь.
Территория Ардвинской провинции отошла к Турции в 1921 году. Исторический Кхарджк и Имерадзор были частью армянской области Гугарк. Процесс исламизации затронул армянское население края начиная с XIV-XV веков. В 1555 году, после заключения мира с Персией, турки вплотную занялись северо-западными областями империи, чтобы пресечь здесь освободительную борьбу. Они стали насильственно обращать население в ислам: греков Офа, лазов Ризе и армян Ардвина.
В провинции Ардвин, по турецким данным, сегодня проживают турки (тюрки, исламизированные и тюркизированные грузины, армяне, лазы, курды) а также собственно грузины, лазы, хемшилы, курды и цыгане-боша. В ряде сел проживают также абхазы, черкесы и абазины. Данные об исламизированных и тюркизированных армянах турецкие источники не приводят. Официально все жители этих краев считаются турками, и лишь научные круги отделяют официальную статистику от реальной численности и национальном составе жителей Ардвина.
Исследователи различают две группы армян хемшилов Турции. Это «баш-хемшилы» из провинции Ризе и «хопа-хемшилы», населяющие ряд районов провинции Ардвин. Хопа-хемшилов обращали в ислам начиная с 1555 года. Эта часть исламизированных армян отделилась от своих соотечественников и обосновалась в труднодоступных районах Ардвина, а некоторая часть обосновалась в районе города Хопа. Примечательно, что сами хопа-хемшилы различают внутри себя две группы: ардилейцев и турцеванцев. Первая группа воспринимается как местная, то есть в некотором смысле автохтонная, а турцеванцы считаются пришлыми. Кроме того, имеется большой род исламизированных армян Ардвина-Топал-оглы, которые считают себя выходцами из других областей Турции (прежде населенных армянами).
Хемшилы имеют значительное влияние в городе Хопа. Администрация города также состоит в большинстве из них. В начале 80-х годов прошлого столетия руководство Турции пыталось назначать на должности глав местных муниципалитетов этнических турок, однако это решение встретило сопротивление со стороны местного населения и в итоге процесс был практически приостановлен.
Сами хемшилы предпочитают жить изолированно от других общин, они сохранили армянский язык и частично – армянские традиции, в том числе христианские. Однако другие группы армян Ардвина ничем, кроме внешности, не отличаются от местных тюрков. Примечательно, что лазы до сих пор своих соседей-хемшилов называют «эрмени».
Еще в начале прошлого столетия выделялись населенные пункты Ардвина, населенные армянами-мусульманами. Среди них особую группу составляют часть жителей Артануча, Шавшета, Юсуфели, Мургула и Борчки, а также окрестностей города Ардвина.
Жители этих сел были исламизированы на различных этапах истории: большинство – в период с 1550 по 1723 год, другая часть в конце 1890-х годов. Были известны такие крупные поселения исламизированных армян, как Ахюсо, Анча ( Ахиза), Артануч, Бердак ( Берта), Хандзит, Шичнадзор, Норгех, Шатберд, Вопиза и другие. В 1950-60 годах большинство названий армянских сел были изменены и теперь носят исключительно тюркские имена, однако население до сих пор состоит из семей исламизированных армян, которые в быту употребляют старые названия своих сел.
В населенном пункте Ирмаклар также проживают армяне, причем как хемшилы, так и давно утратившие национальную идентичность армяне Ардвина. В самом городе Ардвин исламизированные армяне живут обособленно, но не выделяясь из тюркской среды. В 1960-е годы многие их семьи выехали на заработки в Германию, Голландию и Бельгию, а дома уехавших были заняты курдами и тюрками из других районов страны.
Армянские, российские и европейские ученые, побывавшие в этих краях в начале 18 века, отмечали многочисленность армяно-грузинских семей вблизи Ардвина, Артануча, Мургула, Борчки и Юсуфели. Исследователи объясняли этот феномен тем, что в прошлом регион был заселен армянами-халкидонитами, которые были под сильным влиянием Грузинской Православной Церкви и грузинского языка. В 17-18 веках они, как и другие этнические группы региона, стали принимать ислам. В результате к началу 18 века население этого края разговаривало на искаженном турецком языке с примесью грузинского и армянского. В Мургуле и в Юсуфели до сих пор сохранились старинные армянские дома, которые населяют люди с грузинскими фамилиями и тюркскими именами. До сих пор в регионе встречаются жители с фамилиями, указывающими на их армянское происхождение - Ашотоглы и Мамигоногли. На территории одного из старинных кладбищ Ардвина встречается надгробие с родовой фамилией Манасян, но в городе проживают уже представители рода Манасоглу.
Кроме армян, между Артанучом и Ардвином, а также в районе города Хопа живут так называемые «боша-цыгане«, которые исповедуют ислам суннитского толка, однако общаются между собой на армянском языке. Цыгане-боша носят, кроме турецких, также и армянские имена: Мурад-Перч или Октай-Закар. Во время Геноцида армян часть местных боша-цыган, исповедующих христианство, была уничтожена, оставшиеся приняли ислам, формально являясь мусульманами, но придерживаясь старых армянских традиций, в том числе христианских, что невозможно сказать о самих исламизированных армянах провинции Ардвин.
В целом проблема исламизированных армян, несмотря на то, что в последние годы о ней заговорили, остается все еще недостаточно изученной. Однако частые контакты армян с гражданами Турции, в том числе с исламизированными армянами, а также открытие доступа к широкому информационному полю может стимулировать процесс поиска национальной идентичности среди армян по примеру других этнических групп Турции, в частности черкесов и абхазов, которые постепенно восстанавливают свои прежние фамилии и становятся носителями новой субкультуры, где уже доминирует черкесская и абхазская идентичность. С другой стороны, за последние годы малая часть исламизированных армян начала интересоваться своим прошлым, осторожно изучая причины тюркизации и исламизации своих предков. Главное, что процесс начался и его, кажется, не остановить.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии