Секрет бизнес-леди: надо уметь постоять за себя
Готовясь к встрече с директором швейного предприятия «Фирма Лида», я уже знала, что госпожа Саркисян не только бизнесвумен, но еще и бабушка семерых внуков, а потому представлялась мне почтенной матроной и железной леди одновременно.
Но Лида Карапетовна оказалась очень женственной и обаятельной женщиной, что, впрочем, совершенно не мешает ей руководить женским коллективом, где по определению работать всегда труднее. «Ну что вы, наоборот, с женщинами намного легче найти общий язык. Да и общеизвестно, что они более исполнительны, чем мужчины. И самое главное - всегда очень аккуратно выполняют порученное задание, вплоть до последнего стежка, - говорит директор фабрики о своих сотрудницах и добавляет,- вообще-то свою трудовую деятельность я тоже начинала в женском коллективе в детском саде, где проработала около десяти лет после окончания института.
Сегодня, бывая в том районе города, непроизвольно выискиваю среди толпы лица своих «малышей», хотя прекрасно осознаю, что им уже не пять, а больше 25-ти лет. Прошлое вспоминаю с ностальгией. Может потому, что в молодости всегда живется легче, беззаботнее, светлее. А может потому, что очень любила свою профессию воспитателя». И все же, когда в конце 80-х годов в СССР началось кооперативное движение, одной из первых его зачинательниц в Армении стала Лидина семья. Возможно, им с мужем хотелось попробовать себя в чем-то новом, а возможно интуитивно поняли, что новые возможности могут дать ощутимую прибавку к домашнему бюджету, где подрастали трое детей, что по ереванским меркам давало им право считаться многодетной.
На собранные в течение нескольких лет деньги они рискнули купить четыре швейные машинки. Риск оказался оправданным: инфляция, развал Союза, вышедшая из-под контроля экономика, обмен советских рублей на местную валюту, в любом случае, безвозвратно «съели бы» эти деньги. Начинали с нуля, но не с традиционных перчаток, пошив которых, по мнению тогдашних кооператоров, был достаточно рентабельным и при умелом администрировании многим из них приносил неплохую прибыль. «В те годы начался массовый завоз европейско-азиатского ширпотреба. Наши женщины, потеряв индивидуальность, вдруг в одночасье, как две капли воды, стали похожими друг на друга. А поскольку я была не равнодушной к моде и мне нравились красивые и оригинальные вещи, то на семейном совете решили организовать пошив модной женской одежды, что позволяло мне испробовать свои силы в роли модельера-дизайнера», - рассказывает госпожа Саркисян. А затем наступил черед мужской одежды: к традиционному черно-серо-белому ассортименту здесь отнеслись более творчески, что, к слову сказать, очень понравилось армянским мужчинам. Фирма постепенно разрасталась. Во вторую смену приходили подрабатывать учителя, студенты, артисты, причем многие из них привносили в творческий процесс свои удачные идеи. Но наступившие после распада Союза тяжелые времена, блокада, холод, отсутствие света, казалось, должны были поставить крест на перспективном производстве. Однако супруги не сдавались и, установив в цехе «движок» продолжали работать даже во время веерных отключений. В 1992 году тяжело заболел и умер муж Лиды Карапетовны. Горе не сломило женщину. «Так уж получилось, что замуж я вышла очень рано – в 15 лет. Прожили жизнь мы хорошо, - вспоминает собеседница. – А потом сразу столько проблем: семья, работа и… неизвестность. Скорее всего, тогда сработал инстинкт самосохранения. Я знала, что не должна сдаваться и опускать руки. Как мать я, в первую очередь, обязана была поставить на ноги детей. С высоты прожитых лет мне трудно сказать, откуда тогда брались силы. Но я понимала: дети не должны видеть мою слабость». После смерти мужа эта мысль в ее жизни стала, наверное, главным «движком», генерирующим ту энергию, которая помогла выстоять в перипетиях нелегкой женской судьбы.
Ей до сих пор непонятно, почему многодетные матери порой обвиняют государство в нежелании помогать, почему надо просить помощь «Парос» или копеечное пособие по безработице, мотивируя это различными оговорками. Конечно, государство должно помогать, но, в конце концов, не бесконечно. В ее понимании, ответственность за воспитание, здоровье, образование, хорошее будущее своих детей, в первую очередь, несут родители, семья, а потом уже государство. «Ведь они же не сироты. У них есть я – мать. И если я хорошая мать, то не должна передавать государству опеку над ними. Напротив. Это я должна вырастить достойных граждан нашей страны, - говорит Лида Саркисян и добавляет: - Знаете, ведь никому из нас в голову не придет мысль предъявлять претензии и счет государству за случайную прореху на любимом платье, что вполне логично: платье собственное, а значит и проблема тоже. Но ведь дети – тоже мои собственные, и их проблемы соответственно тоже мои, а не государственные.
С этим нельзя не согласиться.
Три поколения Саркисянов сегодня живут вместе в общем доме, хотя, каждый отдельной семьей. И как мудро считает родоначальница, это правильно: «Да, я бываю строгой, но в разумных пределах. А как мать и свекровь считаю, что мои сыновья и невестки давно уже стали самостоятельными людьми, способными правильно ориентироваться в этом мире. Я никогда не давлю на них, но мы всегда приходим к взаимному согласию».
Правда, собрать вместе большую семью сразу в один день почти невозможно. Дети работают. Внуки учатся. Невестки заняты домашними хлопотами. Большой сбор за праздничным столом случается не часто, лишь по семейным торжествам. А потому и общих фотографий не очень много, а на тех, что в кабинете Лиды Карапетовны, запечатлены в основном веселые лица ребятишек третьего поколения Саркисянов, которые по уверению бабушки, продолжат семейное дело. Уже под конец беседы на вопрос, в чем секрет ее успеха и, что помогло ей, обычной армянской женщине, не потеряться в бизнесе и не сломаться от бытовых проблем, госпожа Саркисян отвечает: «Наверное, инстинкт самосохранения. Тревога за свою семью, за детей, за их будущее. Естественно, за эти годы я сильно изменилась. Сама чувствую, что стала жестче, требовательней, настойчивей, что, не скрою, помогает мне добиваться своей цели в бизнесе. Но при всем этом считаю важным оставаться обычной армянской женщиной, уважающей законы и традиции своего народа. Сегодня нашим милым соотечественницам хочу пожелать в День материнства и красоты (который, кстати, придумали для нас армянские мужчины) оставаться всегда красивыми, счастливыми и любимыми, особенно своими детьми. Ведь они - наша надежда. Какими мы их взрастим, таким и будет наше будущее».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии