№ 7 (166) Апрель (1-15) 2011 года.

Валерий Кубасов: «Гагарина знал не понаслышке»

Просмотров: 7777

Нынешний год в связи с 50-летием полета Юрия Гагарина указом президента РФ Дмитрия Медведева объявлен в России Годом Космоса. Большинство знают о первом космонавте земли лишь из книг и передач центрального телевидения. Мне посчастливилось по жизни дружить с человеком, который знал о Юрии Гагарине не понаслышке. Это один из аксакалов космоса, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валерий Кубасов. Недавно он пригласил меня в гости в городок космонавтов на Хованской улице в Москве. Мне ничего не оставалось, как включить диктофон, так космонавт Кубасов дал интервью армянской газете.

Нынешний год в связи с 50-летием полета Юрия Гагарина указом президента РФ Дмитрия Медведева объявлен в России Годом Космоса. Большинство знают о первом космонавте земли лишь из книг и передач центрального телевидения. Мне посчастливилось по жизни дружить с человеком, который знал о Юрии Гагарине не понаслышке. Это один из аксакалов космоса, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Валерий Кубасов. Недавно он пригласил меня в гости в городок космонавтов на Хованской улице в Москве. Мне ничего не оставалось, как включить диктофон, так космонавт Кубасов дал интервью армянской газете.

– Валерий Николаевич, этот год для космоса знаковый…

– Первым значимым событием в череде праздничных мероприятий стал запуск пилотируемого корабля «Союз ТМА-21» с очередным экипажем МКС на борту. В соответствии с программой подготовки к полету основного (Александр Самокутяев, Андрей Борисенко, Рональд Гаран) и дублирующего (Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин, Дэниел Бербэнк) экипажей 27/28-й длительной экспедиции на МКС, в Звездном городке 21 марта состоятся торжественные проводы космонавтов на космодром Байконур.

На корабле красуется надпись «ГАГАРИН». Автором идеи эмблемы именного корабля, которая имеется на шевроне трех членов экипажа «Союза ТМА-21», стал подросток из Французской Гвианы, где создается стартовый комплекс для запусков модифицированных российских ракет-носителей «Союз-СТ». На космодроме Куру почти все готово. В конце первого квартала этого года российская сторона должна сдать стартовый комплекс вместе с мобильной башней обслуживания, готовы к старту две ракеты-носителя.

– Предполагается, что первый запуск ракеты «Союз» в Гвиане будет осуществлен уже летом этого года…

– Как заявил Жан-Ив Ле Галь, глава концерна «Арианспейс», отвечающего за полезные нагрузки в российско-французском проекте «Союз на Куру», в начавшемся году в рамках этого проекта должно быть осуществлено не менее двух стартов ракет «Союз», а в дальнейшем с космодрома в Куру будет стартовать по две-четыре российских ракеты-носителя.

– Этот год стал судьбоносным для программы МКС, в которой принимают участие 16 стран…

– В 2010 году все основные «игроки» - Россия, США, Япония и Европа договорились о продлении эксплуатации станции до 2020 года, причем первые три участника уже провели это решение через правительства своих стран. В этом году официальное подтверждение ожидают от Европейского космического агентства, некоторые члены которого пока не смогли утрясти финансовые проблемы со своими правительствами, и от Канады.

– Еще одна новость - Россия начинает строительство нового космодрома Восточный в Амурской области…

– Строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры для Восточного начнется во второй половине года. С этого года по решению правительства РФ начнется полномасштабное финансирование строительства космодрома. На ближайшие три года на создание обеспечивающей структуры, в том числе города, дороги, ЛЭП и других объектов будет выделено 24,7 миллиарда рублей. Создание нового космодрома позволит России выводить в космос со своей территории аппараты различного назначения, в том числе для межпланетных экспедиций, а также запускать пилотируемые корабли, которые в настоящее время стартуют только с космодрома Байконур в Казахстане.

– В этом году Россия после многолетнего перерыва возобновляет исследования дальнего космоса…

– На октябрь намечен запуск межпланетной автоматической станции «Фобос-Грунт», которая должна доставить на Землю образцы породы со спутника Марса - Фобоса. На этой станции на Марс отправятся первые «земляне». В списке «пассажиров» около 60 наименований биообъектов. Запуск станции планируется осуществить с Байконура с помощью ракеты-носителя

«Зенит-2SБ» в рамках международной программы «Наземный старт». На Фобосе останется долгоживущая станция, которая продолжит в автоматическом режиме изучение марсианского спутника, мониторинг климата Марса и исследования околопланетного пространства. На проекте «Фобос-Грунт» специалисты отработают все основные технологии для последующих экспедиций на красную планету, в частности, операции по посадке и забору грунта в условиях нулевой гравитации. Возвращение межпланетного аппарата на Землю планируется на 2014 год.

– Валерий Николаевич, говорят, что Юрий Алексеевич Гагарин вам помог по жизни…

– Во времена нашей молодости мне довелось готовиться к полету вместе с Юрием на новом тогда корабле «Союз». В связи с этим то и дело возникали спорные ситуации, что-то не получалось и тогда я раздражался. Реакция Гагарина всегда была неизменной – он отличался спокойствием и хладнокровием. Во многом благодаря его влиянию я научился более спокойно вести себя в различных ситуациях, стал сдерживать эмоции там, где они не нужны. Однажды вечером после посещения завода «Союзов» мы шли с Гагариным, Николаевым и Горбатко по улице подмосковного Калининграда. Вдруг Юрий предложил зайти ко мне в гости. Мне же было стыдно пригласить друзей. Ведь я, жена, дочка и теща жили тогда в одной небольшой комнате старой коммунальной квартиры. Я прямо сказал об этом Юрию. А через несколько дней мне вдруг позвонили из завкома и сообщили, что дают новую квартиру. Вот так Гагарин помог мне с жильем.

– Вам ведь и с Сергеем Павловичем Королевым довелось работать?

– Он лично беседовал с каждым из первых тринадцати инженеров, подавших заявление. Если кандидат на его вопрос, почему подал заявление, отвечал, что хочет стать космонавтом, шансов действительно им стать не оставалось. Когда дошла очередь до меня, я ответил, что хочу испытывать технику, в создании которой участвовал. Видимо, что мой ответ ему понравился и в результате я был зачислен в отряд космонавтов. Датой рождения группы бортинженеров из восьми человек стало 23 мая 1966 года. Хотя в Центр подготовки космонавтов четверо из этой восьмерки попали в августе. Среди счастливчиков были Елисеев, Волков, Гречко и я. Мы прошли медицинскую комиссию и начали готовиться к полетам на космическом корабле «Союз».

– На вашем счету три полета в космос…

– Я все их помню, словно это было вчера. Первый полет прошел с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-6» вместе с Шониным. Во время полета впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на разработанной в Институте имени Патона аппаратуре. Мой позывной был «Антей-2». Продолжительность полета составила более четырех суток. Второй полет - с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-19» по программе ЭПАС вместе с Алексеем Леоновым. В ходе полета впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран - «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). Позывной: «Союз-2». Продолжительность полета – более 5 суток. Третий полет - с 26 мая по 3 июня 1980 года в качестве командира «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6» вместе с Берталаном Фаркашем из Венгрии. Позывной - «Орион-1». Продолжительность полета – более семи суток.

– Мне недавно удалось побывать в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в «День прессы». Там я увидел внушительный плакат с фотографиями американских астронавтов. Среди них был и Джеймс Багян - американский астронавт армянского происхождения. Вы что-нибудь знаете о нем?

– У нас ведь одна космическая семья, а нас неспроста называют звездными братьями. А братьев надо знать. Жаль, что я лично не знаком с Джеймсом - врачом, инженером и летчиком. К сожалению, с ним мы не встречались, ведь я – аксакал космоса, а он моложе меня почти на двадцать лет. Но я знаю, что он родился в Филадельфии в семье эмигрантов из Арцаха, что в Нагорном Кaрабахе. Он в качестве специалиста врачебно-биологических исследований совершил полет на космическом корабле «Дискавери» по программе «Спейс Шатл». Американский астронавт Джеймс Багян известен в США под фамилией Бейджин.

– Вы не помните, когда он побывал в космосе?

– Если мне не изменяет память, то 13 марта 1989 года. Тогда Багян в составе экипажа из пяти астронавтов совершил пятидневный полет на борту космического корабля «Дискавери». Корабль был запущен из космического центра имени Кеннеди во Флориде по программе НАСА, носящей название «Спейс шаттл». «Дискавери», как и «Колумбия», на которой Багян совершил свой второй космический полет, представлял собой крылатый космический корабль многоразового использования.

– Говорят, что Багян стал первым врачом, который лечил своих коллег по экипажу от недомоганий, связанных с пребыванием человека в состоянии невесомости…

– Возможно, но мне хочется отметить, что, пролетая над Арменией во время первой космической экспедиции, он обратился к землякам своих предков и на родном языке пожелал им благополучия и мира. Второй космический полет был совершен астронавтом на корабле «Колумбия» в июне 1991 года. Полет на «Дискавери» длился 119 часов, на «Колумбии» - 218. В общей сложности Багян провел в космическом пространстве 337 часов.

– Вы слышали историю про трех космических армян?

– Надо же было судьбе в период подготовки к очередному космическому полету летом 1991 году свести на американской земле по служебным делам сразу трех армян. Это главный инженер фирмы «Нортон» Джоан Язеджян-Погосян, Джеймс Багян и руководитель жизнеобеспечения НАСА доктор Арнольд Никогосян. Перед ними была поставлена задача изучить возможности адаптации организма астронавтов в условиях невесомости. И, что не менее важно, после их возвращения на Землю. Их работа в этом направлении была успешной. Кстати, фамилию Никогосяна можно было встретить в печати и в связи с совместным американо-советским полетом космических кораблей «Аполлон» и «Союз-9». Тогда он осуществлял обслуживание членов экипажа американского космического корабля в качестве врача.

Николай Зуев, Сергей Высоков, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

  1. 12 апреля 1961 года важная дата для всех кто родился в СССР.Поздравляю всех с Юбилеем полета Гагарина в космос!
  2. С интересом прочитала,очень познавательно,и про американца-армянина Джеймса Багяна узнала впервые,что он армянин.
  3. Главному редактору газеты «Ноев ковчег» Анисоняну Г.Ю. Послу Республики Армения в России Есаяну О.Е. Уважаемый Григорий Юрьевич! Уважаемый Олег Есаевич! Уважаемые участники форума! 10 апреля текущего года по первому каналу Центрального телевидения России прошла передача под названием «Познер», автором и ведущим которой является тележурналист Познер В.В., на которую был приглашен Герой Советского Союза Волк И.П. Передача была посвящена предстоящему празднованию 50- летия полета советского человека в космос Гагарина Юрия Алексеевича. Все шло хорошо! Вдруг, ближе к концу передачи оба ее участника забыли про космос и Гагарина Ю.А. и обрушили свой гнев и неуважение к авиаконструктору, Генеральному директору фирмы «Сухой», главному конструктору самолета Су-37, члену-корреспонденту Российской Академии Наук, доктору технических наук, профессору Погосяну М.А.. Скажу прямо, слышать своими ушами унизительные слова и видеть своими глазами, как все это происходило, было жутко и гадко. Для наглядности привожу отрывок из полного текста вышеуказанной телевизионной передачи: … В.ПОЗНЕР: А почему она будет закрыта? И.ВОЛК: Владимир Владимирович, вы знаете, как уничтожали военно-промышленный комплекс? Все предприятия сделали федеральными государственными унитарными предприятиями. Значит, хоть какой-нибудь заказ от этого государства этим государственным унитарным предприятиям был? Абсолютно все государственные унитарные предприятия сели на картотеку. Потому что они занимались только тем, что им были заказы от Министерства обороны и от государства. Этого нет. Все государственные унитарные предприятия – должники. Все должники. А теперь настала эра, я вам гарантирую, что скоро у нас появится несколько миллиардеров-авиационщиков. Потому что при таких долгах - и балансовая стоимость, поскольку за эти 20 лет никаких вложений в модернизацию этих предприятий нет. Какова балансовая стоимость за это время предприятий? Нулевая. Ну, копейки. А рыночная? Вот и все. Когда Бразилия... Как ведь Эмбрайер сделали? Им сделали, конкретной фирме государство дало деньги, и они сделали самолеты, и пришлось США через ВТО их ограничивать. Так, давайте адресно посылать деньги в конкретные конструкторские бюро. Я сегодня знаю, что на ЭМЗ, что у туполевцев – они на голодном пайке находятся, эти конструкторские бюро. В.ПОЗНЕР: А что за самолет? Я видел позапрошлым, может быть, это было летом или прошлым даже летом ранним на выставке в Бурже наш новый реактивный самолет, относительно небольшой, очень красивый и он делается на Сухом, кажется, SuperJet так называемый. И.ВОЛК: Владимир Владимирович, давайте так. Была поставлена задача. У нас проблема основная – не самолеты, не линейки, средней, дальней и малой продолжительности линейка, да? У нас самая главная задача – у нас народ отклонили от общения. У нас раньше были самолеты АН-2, АН-24, АН-26, ЯК-40, которые по регионам шастали, привозили газетки, привозили лекарства, кушать и заодно забирали из дальних сел. И народ мог выехать в тот же Новосибирск, к тому же большому аэропорту в Иркутск для того, чтобы потом оттуда улететь и пообщаться со своими друзьями и семьями. Была поставлена задача сделать региональный самолет. Такой самолет уже был сделан туполевцами. Вернее, еще был не сделан, но уже была поставлена задача. И вышел на конкурс в том числе и этот RRJ, если вы помните. Это что? Реактивный региональный самолет, так? И, вот, конкурс выиграл Погосян постольку, поскольку он сказал, что сделает за собственные средства. Где он? То есть у нас регионального самолета как не было, так и нет. Все попытки даже контрольно-ревизионного управления Президента о том, чтобы запустить в серию, так ни к чему и не привели. В.ПОЗНЕР: А у вас есть объяснение этому? И.ВОЛК: Я бы не хотел бы его здесь высказывать. В.ПОЗНЕР: Страшновато? И.ВОЛК: Нет, почему страшновато? Чего мне боятся? Я раньше не боялся, а теперь тем более. Сейчас будет конкурс на перспективную систему авиационную, и, скорее всего, его опять выиграет Погосян. В.ПОЗНЕР: Ладно. Не буду спрашивать, раз не хотите. Хотя, конечно, по-журналистски должен был на вас давить бы. Но, наверное, на вас давить бесполезно. И.ВОЛК: Да нет. Мало того, строго говоря, RRJ – как минимум 80%, это комплектующие иностранного производства. То есть, делая этот самолет, мы фактически будем, опять же, оплачивать промышленность других стран. Ваши комментарии.
  4. Уважаемый воин!Что Вам не понятно?Заказ на Погосяна,его хотят убрать грязными методами и назначить какого-либо Познера или Шмознера.Какая разница,надо убрать армянина,мешает своей честностью.А что могут сделать Есаян и Анисонян?Здесь ставки выше,на уровне руководителей государства.
  5. Заговор проклятых жидомасонов? Ах, как я вас понимаю, беняжку...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты