После долгих лет романтизации криминала, в Армении началась романтизация полиции
Интервью эксперта Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвела Саркисяна газете «Ноев Ковчег»
Интервью эксперта Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвела Саркисяна газете «Ноев Ковчег»
– В Армении не прекращаются кадровые чистки - был, в частности, отправлен в отставку мэр Еревана. Что на ваш взгляд, происходит - какие-то перемены в партии власти, или вынужденные шаги, вызванные подготовкой правящей партии к выборам 2012-го года?
Авторитарная или олигархическая власть никогда по своей воле не сдает «своих» - это означало бы рубить под собою сук. Политический режим Армении образца 2007 года долгое время держался на «законе олигархов». После крушения этого важного механизма, после событий 1-го марта он встал перед необходимостью сохранения своей стабильности. Именно это резко изменило реальный статус ключевых фигур во власти и характер взаимоотношений внутри нее.
– Является ли смена мэра-«авторитета» Бегларяна на «технаря» Карена Карапетяна частью предвыборной кампании РПА, ведь именно Ереван обеспечивает более половины голосов электората Армении?
– Схема, по которой будут проходить предстоящие выборы, пока неясна. Раньше все было понятно: сидел криминальный авторитет со своими бригадами, квартальными и прочим и прочим, который обеспечивал «нужный» процент голосов. Новый мэр теперь должен либо занять место прежнего со всем его «наследством», либо очиститься от него, но тогда ему вообще не на что будет надеяться. Часто нам приводят в пример Грузию, где Саакашвили удалось искоренить низовую коррупцию. Но возможно ли это в Армении, где больше семи лет формировалась кадровая структура криминально-олигархической системы, осуществляющей коррупционный беспредел, в первую очередь на низовом уровне? Не думаю.
– Играют ли роль внешние факторы роль в этих процессах?
– Разумеется. Началось это после мирового финансового кризиса. Кризис довел Армению до того, что экономика республики последние два года держится исключительно на внешних вливаниях. Это настолько очевидно, что признается даже на официальном уровне. Но я думаю, что не кризис так существенно повлиял на решения властей, дело не в этом. Дело в изменении позиции внешних покровителей, после того, как обнаружились связи властей Армении с преступными структурами в США и России, и была обнародована информация о незаконных поставках оружия «террористам». Все это привело к потере равновесия во властном эшелоне Армении.
– И если раньше наша власть могла спокойно «сидеть» на Лужкове или еще на каком-то покровителе и притеснять собственное общество, то сейчас, когда «там» ситуация изменилась, как им быть «здесь»?
– Именно изменение, произошедшие за пределами Армении, наконец-то вынудили власти подумать об отсутствии перспектив у подобной структуры. Как следствие, на глазах у всех «всесильные» стали проявлять бессилие, высшие фигуры власти вошли в образ властителей судеб чиновников, а корпус стражей впал в состояние оцепенения. Началось разложение власти, она пошла по пути сдачи «своих». Это может быть свидетельством уже возникшего коллапса всей нынешней политико-правовой системы.
– Чем это все может закончиться? Еще большим ожесточением власти?
– Обычно всякая власть в такой ситуации натягивает вожжи – иной идеи в головах чиновников не может появиться по определению. Когда угроза исходит от улицы, мобилизуется криминал, когда угроза идет изнутри власти - мобилизуется полиция и летят головы. Криминал одевается в форму правоохранительных органов, уцелевшие во время чисток пытаются поделить наследство попавших в опалу. Здесь ничего интересного нет: можно отметить лишь факт начавшейся в Армении смены криминально-олигархического управления на кланово-полицейскую систему, которая достаточно распространена в странах третьего мира. Таким образом, в Армении постепенно будет сформирована единоличная система правления. Во всяком случае, об этом заявил на недавнем съезде РПА ее лидер и президент Армении. Он прямым текстом сказал: многие ошибочно думают, что он ставит ультиматумы, в то время как это не ультиматумы, а распоряжения. То есть, время ультиматумов завершилось и пришло время приказов, тем самым окончилось время старой, договорной системы, основанной на ультиматумах.
– Что означают подобные перемены в первую очередь для общества?
– Усиление репрессий по отношению к обществу, тотальной централизацией финансово-экономической деятельности, а также изменением системы квот. Думаю, что режим просто пойдет на деприватизацию собственности в свою пользу, как это делалось в советское время, когда собственность, называясь государственной, в реальности принадлежала ЦК КПСС. Об этом свидетельствуют все последние события вокруг крупных собственников. Они уже не могут свободно распоряжаться своими активами, как это было последние 5-6 лет. Это наиболее регрессивная тенденция, которая наблюдается в последнее время. Давя олигополии, власть уничтожает последние проблески конкуренции в Армении, что приведет нас к еще большему экономическому упадку.
– Играет ли общество хоть какую-то роль в этих процессах?
– Отношение общества к происходящим в Армении процессам крайне противоречиво. Конечно, никто не ожидает положительных результатов от внутривластной возни. Соответственно, понятно желание не вмешиваться в процесс «самопоедания» властей. Несмотря на то, что такая позиция нередко критикуется, отказать обществу в отсутствии проницательности нельзя. Сегодня жить в таком непредсказуемом государстве трудно. Даже холдинг «АЛМ» пострадал, хотя его владелец 10 лет верно прослужил олигархам, после чего его вышвырнули на улицу. Что тут уже говорить об оппозиционном телеканале «А1+»? Изменились и требования к информационной пропаганде. Постепенно с наших экранов начнут исчезать бандитские сериалы, которыми так долго засоряли мозги нашему обществу, - после долгих лет романтизации криминала в Армении началась романтизация полиции.
– Стал ли так называемый бойкот Коалицией голосования по законопроекту признания независимости НКР отражением обрисованной Вами ситуации?
– 9 декабря прошлого года парламентское большинство, не найдя другого метода разрешения цейтнотной для себя ситуации, «сбежало» от голосования по проекту резолюции о признании Арменией НКР. После этого Армения вошла в полосу неразрешимых проблем. Политическая система страны оказалась неспособна адекватно реагировать на вызовы в рамках формально прописанных законом правил. Политику по НКР приходится проводить на основе «незаконных» поправок к государственному закону. Такое положение дел смело можно квалифицировать как коллапс политико-правовой системы. Общество и оппозиция Армении, действительно, сделали многое, что поставило нынешний режим в цейтнот. Что-то объединило всю Армению в момент, когда на повестку дня встал судьбоносный вопрос – вопрос признания независимости НКР. Карабах по-прежнему остается вопросом общенационального значения.
Беседу вел Давид Степанян
Оставьте свои комментарии