Полиция по-буденновски: название новое, а содержание старое
Встреча в моем офисе с жителем города Буденновск Ставропольского края Феликсом Хачатряном не предвещала ничего необычного. Однако его рассказ поверг меня в шок, а ведь после ЧП с майором Евсюковым, событий в станице Кущевская и сотни других нас вряд ли чем можно удивить… И все же история с Хачатряном стоит особняком.
38-летний Ф. Хачатрян, его отец З. Хачатрян – работающий инвалид, их родственники, сколотив бригаду дорожных строителей, долгие годы на территории Ставропольского края зарабатывали себе на жизнь. Кто хоть немного знаком со спецификой этих работ, знает, как изнурителен труд дорожника. В любую погоду, день и ночь им приходится ремонтировать и строить дороги… У бригады была своя строительная техника.
В поисках работы и выполнении подряда наши строители напрочь забыли о своевременном оформлении всей бухгалтерской отчетности, зачастую расплачиваясь с контрагентами наличными, передавая их из рук в руки.
В 2005 г. в Буденновске судьба свела их с неким Пикулиным. И этот вроде бы респектабельный бизнесмен и, как позже выяснилось, госчиновник предложил им работать по следующей схеме. Бригада Хачатряна находит заказчиков, а фирма Пикулина, не имеющая ничего, кроме лицензии на строительство, заключает договоры строительного подряда с найденными Хачатрянами заказчиками, и, главное, все расчеты производятся через бухгалтерию фирмы. Выгода, казалось бы, обоюдная, если бы не одно «но». Заработанные «партнерами» деньги с 2005 по 2008 г. в размере 50 млн рублей осели в фирме под предлогом дальнейшего развития бизнеса, а точнее, вкладывались Пикулиным в развитие личного бизнеса – строительство кафе, приобретение акций совхозов и т. д.
Как вы поняли, никакого договора о совместной деятельности, или, как говорят юристы, договора простого товарищества, не заключалось. В народе такие сделки называют «ударили по рукам».
Единственное, что удалось оформить, так это трудовые отношения отца и сына с фирмой-работодателем, и то спустя три года.
У отца и сына Хачатрянов возникло законное желание распорядиться хотя бы частью заработанных денег. В частности, они попросили Пикулина выделить денег на покупку машин. Тот уговорил их оформить автомобили по договору лизинга через его фирму. Это означало, что фирма приобретает в собственность автомобили и передает их в пользование своим сотрудникам.
Спустя некоторое время
Ф. Хачатрян решил работать самостоятельно, поскольку в его распоряжении имелась собственная строительная техника, для чего зарегистрировал свою фирму. Перспектива «развода» с разделом имущества Пикулину как нож в сердце – ведь на кону несколько десятков миллионов рублей!
Далее события развивались стремительно.
Пикулин заявил Хачатрянам, что никаких их денег у него нет, они лишь наемные работники, которым выплачивалась зарплата (около 1000 рублей), и кроме того, им необходимо вернуть фирме пикулинские иномарки, которыми те пользовались.
Свою позицию Пикулин подкрепил такими аргументами: он коренной житель Ставропольского края, у него «все схвачено, за все заплачено» и пришлому люду он не советует рыпаться. Позже выяснится, что Пикулин не блефовал.
Шок Хачатрянов прошел не скоро. Стало понятно, что заработанное тяжелым трудом досталось мошеннику.
Чтобы вернуть автомобили, Пикулин обратился в «родное» УВД, где молниеносно не просто приняли заявление, но и возбудили уголовное дело по статье «присвоение или растрата» группой лиц по предварительному сговору, за что Хачатрянам грозит наказание до 10 лет лишения свободы.
С соблюдением всех правил приснопамятных «масок-шоу» был проведен обыск в жилищах, автомобили были изъяты и переданы «потерпевшему» Пикулину.
Мало того, было возбуждено еще одно уголовное дело – уже по статье «самоуправство».
Хачатряны обратились с заявлением о мошенничестве Пикулина в следственный комитет, а также во все правоохранительные структуры, пытаясь объяснить, кто тут вор и кто у кого украл.
Попутно выяснилось, что сам Пикулин и его фирма известны в городе и его окрестностях именно по такому «деловому стилю». И таких «хачатрянов» пруд пруди.
В итоге по заявлениям Хачатрянов неизменно выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении Пикулина, а в отношении их самих, напротив, следственно-полицейская машина заработала полным ходом.
Поняв, что над ними нависла угроза оказаться в тюрьме, Хачатряны в поисках защиты добрались до российской столицы.
Я внимательно изучил два пакета документов, которыми Хачатрян, волнуясь, подтверждал свой печальный рассказ. Было принято решение выехать на место. Желание осветить это дело возникло и у журналистов телекомпании «Шант». Двое суток мы с оператором обивали пороги практически всех правоохранительных органов, так или иначе задействованных в этом деле. Выяснилось, что буденновскими адвокатами Хачатряна было обжаловано возбуждение уголовных дел.
И (какое совпадение!) в день прибытия московского адвоката в местном суде вдруг выяснилось, что, оказывается, еще 17 января 2011 г. руководитель местного следствия отменил постановление о возбуждении одного из уголовных дел (по растрате)… Надо же, это постановление «добиралось» до суда, расположенного в двух кварталах от органа следствия, почти два месяца!
Что касается второго дела (по самоуправству), то этот же суд задолго до нашего приезда признал возбуждение дела законным и обоснованным.
Данное решение суда обжаловано в Ставропольский областной суд и пока не рассмотрено.
Я и журналисты ТК «Шант» попытались получить объяснение у руководителя местного УВД. Не скрою, велико было желание заглянуть в глаза полковнику полиции Сивакову В. П. и спросить, нет ли у него желания последовать примеру своего коллеги – начальника следственного органа – дать указание прекратить уголовное преследование в отношении несчастных работяг. Мое желание сбылось: бравый полковник, постоянно напоминая мне, что он слуга закона, весьма умело уходил от колких вопросов, заявляя, что все будет в рамках закона.
На мой вопрос о судьбе заявлений Хачатрянов о возбуждении уголовных дел в отношении Пикулина не только по факту мошенничества, но и по факту хищения нескольких миллионов бюджетных средств – он крайне удивился и в моем присутствии театрально выяснял у подчиненных, действительно ли у них есть такие заявления… Те, не зная, что включена громкая связь и что я рядом, удивленно напомнили начальнику: «Мы же докладывали!»
Комментарии, как понимаете, излишни.
А руководитель следственного комитета славного города Буденновска – молодой и энергичный Бармин А. В. на личном приеме заявил мне, что заявления Хачатрянов направлены в местное УВД, пусть, дескать, сами разбираются. На мой вопрос: «А разве дело Хачатрянов – Пикулина не подследственно СК, особенно с учетом хищения Пикулиным бюджетных денег?» – он ответил, что принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Отмечу, что это решение, принятое еще в декабре 2010 г., Хачатрян и его защитники до настоящего времени не могут получить, нарываясь на неизменное «ждите, вам ответ отправили почтой».
В короткие дни командировки я, проходя по улицам города, невольно обращал внимание на прекрасное состояние дорог, на аккуратно выложенные бордюрные плиты и грустно думал:
«Эх, дороги, дороги, знали бы вы, чем поплатился строитель за свой честный труд и любовь к вам…»
Карен Нерсисян, Москва
Оставьте свои комментарии