Древнейший христианский праздник в Иерусалиме
Пасху, или Воскресение Христово — главный праздник Православной Церкви, нам посчастливилось встретить в Иерусалиме. В городе, где Господь умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха.
Первое и главное святое место, куда приходят паломники и куда отправимся мы – это сердце христианского квартала старого Иерусалима, храм Гроба Господня, или храм Воскресения. Он возведен на месте, где, по преданию, был распят, погребен, а потом воскрес Иисус Христос. Первая церковь Гроба Господня была заложена святой царицей Еленой Равноапостольной.
В центральном притворе храма находится камень Святого Помазания, куда, согласно Евангелию, положили тело Христа для умащения миром. Это древнейшая христианская святыня, первой предстающая перед каждым, кто входит в храм. Камнем Помазания владеют сообща четыре Церкви – Греческая Православная, Римская Католическая, Армянская и Коптская, которые поддерживают огонь в восьми неугасимых лампадах.
Проходим дальше, в часовню Обморока Богородицы. Здесь Святая Дева стояла во время распятия Сына Божьего. В часовне всегда горит негасимый огонь. Здесь находится Армянский придел храма Гроба Господня, здесь армянский священник перед ночной литургией облачается в литургические одеяния. Лестница наверх – вторая Голгофа (Вернатун – армянская Горница). Перед часовней находится Армянский алтарь Жён-Мироносиц, откуда они услышали голос Ангела: «Его нет здесь – Он воскрес». Центральное место в храме занимает ротонда, чей купол всю долгую историю храма оставался его наиболее уязвимым местом. В 1952 году была созвана первая из многих трехсторонних (православно-армяно-католических) комиссий для выработки проекта радикального ремонта храма. Но только в 1977 году, когда ремонтные работы в храме были в основном закончены, решено было приступить к реконструкции купола.
Современный купол – это система стальных арок с тонким слоем армированного бетона, со свинцовым, как было и прежде, покрытием снаружи. Собственно строительные работы заняли три года, и уже в 1980 году реконструкция купола была завершена. Леса простояли еще 17 лет – комиссия не могла прийти к общему мнению, как следует выглядеть храмовой части купола. Когда перед Пасхой 1997 года леса были сняты, оказалось, что было найдено самое простое и выразительное решение. Внутренняя поверхность купола украшена золотой звездой в виде тройной «славы»: двенадцать больших «лепестков», двадцать четыре малых и еще 50 тонких и острых лучей. Над ними – короткий цилиндр барабана, украшенный золотыми звездами, и застекленное «око». Ротонда носит название Анастасис, что в переводе с греческого означает «Воскресение, восстание из мертвых».
В центре ротонды стоит часовня Святого Гроба Господня – Кувуклия, «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле – в храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для трехдневного сна. Здесь Он воскрес, «первенец из мертвых», открывая всем нам путь к Воскресению.
Над Святым Гробом Господним обычно горят тринадцать серебряных лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать – католических, тринадцать – армянских и четыре – коптских. Лампады эти отличаются друг от друга формой. Тринадцать лампад, огонь в которых поддерживает Армянская Церковь, поднесены в дар в 2008 году Эдуардом Заманяном.
Над Святым Гробом православный барельеф и католическая икона – в головах. В Приделе Ангела – постамент с частью Священного камня. Согласно Евангелию, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел и, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь».
В южной стене Придела Ангела (Кувуклия) есть отверстие, через него армянский архимандрит передает Благодатный Огонь армянам; в северной стене Патриарх передает Благодатный Огонь православным. Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти конфессии сообща владеют Гробом Господним.
Напротив Кувуклии находится Кафоликон – молитвенный зал в храме Воскресения, относящийся к его православной части.
Его купол украшает мозаичное изображение благословляющего Пантократора – Иисуса Вседержителя в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей.
Дальше мы отправляемся в Придел Разделения Риз Господних, где распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, то есть без швов, и солдаты не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Этот придел принадлежит Армянской Патриархии. Сами армяне считают его Приделом Лонгина сотника, потому что некогда под престолом хранилось его копье. На лицевой стороне престола есть изображение копья.
Часовня Святой Елены и грот Находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале – крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени. В гроте святая Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух разбойников. Центральный алтарь часовни посвящен царице Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Пол часовни выложен мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении. Часовня принадлежит Армянской Патриархии.
В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году. Центральный символ хачкара – процветший, как бы распустившийся подобно дереву или цветку крест – символ новой, вечной жизни. Под крестом высечен круг с водруженным на нем крестом, символизирующий торжество христианской веры.
Не менее красивые процветшие кресты изображены на часовне Святого Евангелиста Иоанна, во дворе храма Святого Воскресения, справа. Здесь во время распятия Спасителя стоял Евангелист Иоанн, а сейчас находится главный алтарь церкви.
Покинув храм, отправимся в еврейскую часть Старого города, к Стене Плача – символу веры и надежды многих поколений евреев. Стена была возведена царем Иродом и окружала Храмовую гору, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Стена сложена из рядов гладко отесанных камней. После разрушения храма евреи оплакивали уничтоженную святыню и молили Бога о возрождении Израиля, отсюда и название – Стена Плача. Молящихся здесь можно встретить в любое время суток. По традиции, мужчины подходят к Стене Плача слева, а женщины справа. Миллионы туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, чтобы оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены, но мало кто задумывается о дальнейшей судьбе этих заветных записочек. Когда на древний Иерусалим опускается ночь, на площадь тихо въезжает грузовик. Из него бесшумно вываливается бригада арабских рабочих, и начинается еженощная «операция по очистке» Стены. Тысячи записок с обращениями и молитвами бережно извлекаются рабочими, чтобы освободить дефицитные укромные щелки. Все они прессуются в пакеты и закапываются в специально отведенном месте.
Площадь перед Стеной Плача – это и огромная синагога под открытым небом. На площади проходят торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима, приносят присягу новобранцы израильской армии – ЦАХАЛ.
Самый красивый вид на город открывается со смотровой площадки Масличной горы – самой высокой из окружающих Иерусалим гор. Название горе дали оливковые деревья, растущие здесь на протяжении 30 веков. Перед обзорной площадкой расположено старинное Еврейское кладбище. Считается, что, когда Мессия взойдет на Масличную гору, отсюда начнется воскрешение мертвых. Здесь Иисус вознесся в Небо.
Традиционно Старый город делится на четыре квартала, нынешние границы которых были определены только в 19-м веке: Мусульманский, Христианский, Еврейский и Армянский кварталы. Мы побываем в Армянском, он существует в юго-западной части Старого города с IV века.
Армянский квартал – закрытая, обособленная территория, напоминающая и монастырь, и крепость. С 301 года, когда Армения приняла христианство как официальную религию, армяне-паломники шли от Арарата до Сиона, и многие из них оставались в Иерусалиме навсегда.
Армянская община Иерусалима резко выросла после Первой мировой войны, когда сюда приехали много беженцев, спасшихся от турецкого геноцида. Сегодня в Иерусалиме осталось около трех тысяч армян, 500 из них живут в Старом городе.
В центре квартала располагается здание Патриархии за тяжелыми железными воротами с надписью на армянском языке – они были возведены по инициативе Патриарха Крикора в 1646 году. Комплекс включает в себя духовную семинарию, библиотеку, типографию и музей, экспозиции которого проливают свет на многовековую историю армянского народа.
Это один из самых закрытых, замкнутых и немноголюдных кварталов Старого города, туристов здесь не очень-то жалуют. Одна из таких тихих улиц – это Арарат, именно она ведет к Стене Плача. Представители армянской диаспоры владеют в основном творческими профессиями, среди них много фотографов, художников, ремесленников, чьи гончарные изделия пользуются спросом у туристов и жителей города.
Главная армянская церковь Иерусалима – собор Святого Иакова, первого епископа Иерусалима. У входа в храм стоит мраморная ваза с цитатой из фирмана султана, определяющего права армян: «Настоящий декрет нашего повелителя султана и короля Аль-Дахра Абу Саида Мохаммеда, да будут прокляты все его недруги и их род. Пусть всемогущий Бог проклянет всех тех, кто нанесет вред или совершит какую-либо несправедливость в этом святом месте. Абу Хайер Разан гарантирует это армянскому конвенту Святых Иаковов в Иерусалиме. 854 год Хиджры (1488 г. от Р.Х.)».
На фасаде собора – фреска с изображением Иисуса и 12 апостолов, Святого Семейства и юного Архангела. Сюжет другой фрески посвящен Деве Марии. На фасаде собора на цепях закреплена доска, по которой монахи ударяли, чтобы возвестить прихожан о начале очередной церковной службы – мусульманские власти не переносили перезвона колоколов. Называется такая доска «накос». Вплоть до конца 19-го века колокола иерусалимских храмов молчали, и единственной заменой им были накосы. В память о тех днях в соборе Святого Иакова до сих пор извещают о начале службы ударами по деревянной доске.
И, конечно же, нельзя не обратить внимание на дверь, закрытую для обычных посетителей – с гербом, на котором изображены символы патриаршей власти и гранат, символ жизни и единства мира. Гранат использовался для создания такого символа верховной власти, как держава; возможно также, что корона имела своим прообразом зазубренный венчик в верхней части плода.
Покинув стены Старого города, направимся в сказочно красивое поселение Эйн-Керем. Здесь находится церковь Посещения, или Встречи Девы Марии и святой Елизаветы. На этом месте было жилище Захарии, отца Иоанна Крестителя. Дева Мария, ожидавшая рождения Младенца, посещала свою двоюродную сестру Елизавету, мать Иоанна. При входе в церковь на 42 языках, и на армянском языке в том числе, выведена цитата из Евангелия от Луки: «Блаженна ты средь женщин и блажен плод чрева твоего» – эти слова Елизавета при встрече сказала Марии.
У подножия церкви Посещения – источник, который забил во время встречи Марии и Елизаветы.
Эйн-Керем – место, где родился Иоанн Креститель. Здесь расположен францисканский монастырь Св. Иоанна. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов,
и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
Современное здание церкви возводилось с 1857 по 1900 год, причем большая часть средств для этого была пожертвована королевской семьей Испании. Это объясняет наличие здесь керамики из Толедо – белого цвета с синими росписями, которой покрыта часть стен.
Центральный алтарь посвящен родителям Иоанна – Елизавете и Захарии, а также Богородице. Другой алтарь устроен на том самом месте, где родился Иоанн Предтеча. Этот престол находится в небольшой пещере; под плитой алтаря, в основании его, заметен мраморный круг с латинской надписью серебряными буквами: «Здесь родился Предтеча Господень». Между плитой престола и кругом находятся три мраморных барельефа с изображениями сцен из жизни Иоанна.
С монастырского двора виден Горненский монастырь – православный русский женский монастырь Русской духовной миссии в Израиле. Монастырь был построен на месте встречи беременной Иисусом Девы Марии и святой Елизаветы, беременной Иоанном Крестителем. Над ним развевается флаг с изображением Креста ордена Гроба Господня. Это «Крест Иерусалима», «Крест крестоносцев». Большой крест – символ Христа, четыре меньших – символ апостолов, авторов четырех Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Пять крестов, соединенных в один символ, могут символизировать раны Христа, которые Он получил во время распятия, или четыре гвоздя, которыми было прибито Тело Христа, и сам Крест распятия (именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до крестовых походов).
Вернемся в окрестности Иерусалима, точнее, в его западную часть. В красивой зеленой долине расположен монастырь Святого Креста, основанный грузинскими монахами. По преданию, на этом месте росло дерево, которое срубили для Креста. Монастырь был захвачен мусульманами, которые превратили его в мечеть. Но затем он был возвращен христианам и передан Греческой Православной Церкви. В монастырской церкви похоронен грузинский поэт Шота Руставели.
Яффо – один из древнейших городов мира, один из главных портов древнего Израиля. Считается, что именно здесь Ной построил свой ковчег, отсюда отправился в путь пророк Иона, здесь было явлено видение апостолу Петру. Именно отсюда и началось возвращение евреев в Израиль. Город-порт впечатляет своей архитектурой, в порту кипит деятельная жизнь: снуют лодки, катера.
Еще одна наша поездка состоялась на север Израиля, в Галилею, в древний Назарет, где находится крупнейший на Ближнем Востоке католический храм Благовещения. Здесь Деве Марии архангел Гавриил сообщил Благую Весть: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…». Здесь прошли детство и юность Иисуса Христа. Базилика Благовещения – одна из самых величественных церквей Святой Земли, огромные мозаики, посвященные Деве Марии, украшают галереи и стены – это дар христианских общин всего мира. Внутренний притвор храма украшен мраморной резьбой, а центральные двери и боковые створки – рельефами, изображающими сцены из жизни Марии. Главная святыня - грот Благовещения. Базилика Благовещения, в отличие от большинства церквей, построена на двух уровнях, стены украшены огромными мозаиками, облицованы мрамором, центральный алтарь расписан итальянским художником Сальваторе Фиуме, и купол, дающий свет всему храму, подобен цветку.
Восточнее Назарета расположено очень живописное место, самое низкое на земле – 213 метров ниже уровня моря. Это Галилейское море, Тивериадское озеро, или озеро Кинерет.
На северном берегу моря находится Капернаум, в котором жил и проповедовал Иисус, а сейчас высятся францисканская цер-
ковь и монастырь на горе Блаженств. Здесь Иисус произнес знаменитую Нагорную проповедь, здесь избрал 12 апостолов.
Францисканская церковь в селении Табха – церковь Первенства Святого Петра – освящена в честь святого апостола Петра, которому Иисус дал первенство перед другими учениками. Там же церковь Умножения Хлебов и Рыб, где Иисус совершил чудо умножения хлебов и рыб и накормил пять тысяч человек пятью ломтями хлеба и двумя рыбинами.
Храм Двенадцати Апостолов принадлежит Греческой Церкви, но, в отличие от Греции, где купола обычно красят в синий цвет, купола храма в Капернауме красные, что сделало эту маленькую церковь необычайно яркой и красивой. Убранство церкви торжественное, на стенах изображения святых, включая царицу Елену. Купол украшен образами 12 апостолов, множество лампад сияют позолотой. Красивый, ухоженный двор вокруг церкви и все обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Греческой Македонии.
Озеро Кинерет на протяжении веков славится также как лучшее место для рыбной ловли. Побывав в городе Тверия и отведав самой настоящей «рыбы святого Петра», насладившись красотой Галилейского моря, мы покинули эти места.
Елена Заманян. Фото автора
Оставьте свои комментарии