Александр Мирзоян – мастер пенальти
Александр Мирзоян – защитник, мастер спорта. Заслуженный работник физической культуры России. Родился 20 апреля 1951 г. в Баку. Выступал за команды «Нефтчи» Баку (1969 – 1974), «Арарат» Ереван (1975 – 1978), «Торпедо» Москва (1978), «Спартак» Москва (1979 – 1983). Чемпион СССР 1979 г. Обладатель Кубка СССР 1975 г. За сборную СССР сыграл 2 матча. Главный тренер команды «Спартак» Кострома (1986). Главный тренер команды «Локомотив» Горький (1987). С 1994 г. председатель Союза ветеранов футбола России. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Александр Мирзоян запомнился любителям футбола не только как один из лучших защитников в истории московского «Спартака», но и как игрок, изящно исполняющий одиннадцатиметровые удары.
– Александр Багратович, Вы – известный футболист, состоите в золотом списке «Спартака», играли в четырех советских клубах: «Нефтчи», «Арарате», московских «Торпедо» и «Спартаке». В какой из этих команд, по Вашему мнению, Вы состоялись как футболист?
– Приятные моменты у меня были во всех командах. Не сложилось только в «Торпедо», когда я ушел из «Арарата». В этой команде я играл только товарищеские игры.
Наибольшее удовлетворение я получал, когда играл с признанными мастерами футбола, такими как Эдуард Маркаров, Анатолий Банишевский, Левон Иштоян, Аркадий Андриасян, Оганес Заназанян, Хорен Оганесян… Но самые приятные моменты в моей футбольной жизни были, конечно, в «Спартаке», где удовольствие доставлял сам стиль игры. Даже проигрывать было приятно. Команда была создана Константином Ивановичем Бесковым, колоритным, неординарным человеком, с которым работать было и тяжело, и интересно. Он не прощал людям несерьезное отношение к футболу. Дасаев, Гаврилов, Ярцев, Черенков, Хидиятуллин, Романцев – с этим составом «Спартак» стал чемпионом Советского Союза в 1979 году.
– У Вас есть еще одна высокая награда. Вы обладатель Кубка Советского Союза 1975 года в составе «Арарата». Этот Кубок команда завоевала в первый год Вашего пребывания в команде. Расскажите о Вашей игре в «Арарате».
– Моя первая попытка перехода в «Арарат» была в 1972 году из «Нефтчи». В 1971 году в Ростове возник серьезный конфликт между судьей и командой «Нефтчи». У меня возник конфликт с одним из тренеров в начале тренировочного сезона в Баку, тогда я просто собрался и переехал в Ереван. Меня каждый год туда приглашали. Я был молод, эмоционален… Сейчас, конечно, так бы не поступил, потому что дисквалифицированный игрок в то время не мог перейти из команды в команду. Так что я полгода просидел в Ереване, дисквалификацию так и не сняли, вернулся обратно. Потом команда «Нефтчи» вылетела в первую лигу, мне это было неинтересно, я привык играть в высшей лиге. Поэтому когда в 1975 году снова поступило предложение от «Арарата», я согласился. В это время команду покинул Никита Павлович Симонян, при нем команда сделала дубль. Пришел Виктор Александрович Маслов, великий педагог. Он чувствовал, как строить игру команды, знал, как вести работу с людьми. И вот начались изнурительные тренировочные сборы. Готовились к игре с Баварией за европейский Кубок, это был ответный матч. Виктор Александрович меня очень долго не ставил в основной состав, я спросил его, почему. Он сказал: «Ты пришел в новую команду. Я тебя поставлю, когда увижу, что ты полностью готов». И получилось так, что, играя с румынской командой товарищеский матч в Сочи, «Арарат» проиграл 3:1. В следующем контрольном матче с московским «Динамо» меня уже поставили, я сыграл в паре с Арменом Саркисяном, так что свое место в команде я отвоевал у любимца публики Александра Коваленко. Шурика очень любили, он отличный, квалифицированный игрок и очень хороший человек. Когда были его проводы на матче с киевским «Динамо, он снял футболку и передал ее мне.
Собственно о Кубке. Мы обыграли «Локомотив» по пенальти и вышли в финал. Финал играли с луганской «Зарей», выиграли 2:1. Игра была в Москве, «Заря» тогда была на подъеме, чемпион СССР 1972 года. Ощущения от победы трудно передать, каждый чувствует это по-своему.
– Вас считают штатным пенальтистом. Какой для Вас был самый трудный пенальти, который Вы все-таки забили? Какому вратарю боялись не забить?
– У меня такого не было, чтобы я боялся не забить. Вратарь тут ни при чем, все зависит от твоего психологического состояния. Если ты спокоен и уверен в себе – обыграешь любого вратаря. Но и у вратарей есть шанс. Слава Чанов из «Торпедо», с которым мы играли еще в юношеской сборной, изучил, как я бью одиннадцатиметровый, Отар Габелия из тбилисского «Динамо» тоже знал хорошо, как я держу паузу. Вот им иногда было тяжело забить. Многие изучали мою манеру игры, но я все равно их переигрывал.
– Кого Вы считаете лучшим армянским футболистом?
– Многие были лучшими, каждый в свое время. Кроме того, у всех разное амплуа. Маркаров – игрок атаки, созидатель, Оганесян – ведущий, Иштоян – мастер дриблинга, Андриасян – человек, который видит все поле, как бы диспетчер… Они все личности – и те, кого я перечислил, и Шурик Коваленко, и Оганес Заназанян, Алексей Абрамян, Саркис Овивян, против которого я играл… Помню, как на матче в Ереване он красиво вошел в штрафную площадку, сымитировал падение, получили одиннадцатиметровый. Но это тоже искусство, тоже надо уметь делать талантливо. Выделить кого-то одного невозможно.
– В чем заключается Ваша работа сегодня?
– Я председатель Союза ветеранов футбола России. Это самостоятельная общественная организация, она входит в состав Российского футбольного союза как коллективный член. Задача нашего союза – помогать и морально, и материально ветеранам футбола, поддерживать их вдов и детей. Помогли, в частности, вдовам игроков команды «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе, определили на лечение легендарного игрока Галимзяна Хусаинова. Сейчас хотим трудоустроить сына Хорена Оганесяна, он играл в российском «Сатурне», который развалился. Проводим благотворительные матчи, турниры, праздники.
– Каково, на Ваш взгляд, сегодня состояние армянского футбола? Что можно сделать, чтобы он стал лучше?
– Ереванская команда «Пюник» постоянно занимает первое место. Я считаю, что это плохо – у нее нет конкурентов. Туда собираются лучшие игроки, футболисты сборной практически все там. Для развития футбола в Армении нужны деньги, нужно брать действительно хороших игроков, чтобы рядом с ними начали расти остальные члены команды. Генрих Мхитарян, который играет в «Шахтере», – очень перспективный парень. Не понимаю, зачем приглашать второсортных игроков, которых я видел на Кубке Содружества, – «новых армян» из Африки.
Кроме того, несомненно, нужно развивать детско-юношеский футбол, он сейчас развалился во всех постсоветских республиках. В России еще проводится «Кожаный мяч», другие мероприятия. Массовость в спорте – великое дело. В спортшколах всегда можно найти одного-двух перспективных ребят. При командах мастеров обязательно должны быть футбольные школы.
Игра сборной Армении, которую я смотрел в прошлом году, обнадеживает, но чувствуется, что команда неопытная, сыроватая. В чемпионате играет всего восемь команд, это мало. Играя четыре круга между собой, невозможно научиться новому. Нужно хотя бы двенадцать команд. Кроме того, футболисты от 17 лет до 21 года пропадают, ими никто не занимается, они неинтересны для тренеров, работающих с командами мастеров. Нужно устраивать молодежные турниры, работать с ребятами, тогда они не будут терять квалификацию. Необходимо придумывать новые формы работы с молодежью.
В России на финал соревнований «Кожаный мяч», председателем которых является Никита Павлович Симонян, приглашаются признанные игроки. Мне всегда хотелось, чтобы приезжали команды-ветераны. В прошлом году на финал в Ростове я привез сборную СССР. Дети пообщались со своими кумирами. Там были Дасаев, Сметанин, Хидиятуллин, Кузнецов… А потом ребята увидели матч ветеранов. Это был большой праздник. Я думаю, что такую практику нужно ввести и в Армении.
– Если бы Вы сейчас закончили детско-юношескую футбольную школу, в какой команде хотели бы играть?
– В России – в «Спартаке», а если в мировом масштабе – конечно, в «Барселоне»! Это сказка. Никто не может так играть. Хотя… когда-то мы немножко так играли в «Спартаке». Стиль игры «Спартака», стиль, который Никита Павлович Симонян привил «Арарату» 1973 года и в 1975 году продолжил Виктор Александрович Маслов, – это стиль игры «Барселоны». Это искусство, в котором игра продумана на три-четыре хода вперед.
– Кто для Вас самый великий футболист в мире?
– Конечно, Пеле!
Ольга Савенкова
20 апреля у Александра Багратовича Мирзояна юбилей – 60 лет. Редакция газеты «Ноев Ковчег» поздравляет его, желает крепкого здоровья и успехов в работе.
Оставьте свои комментарии