Преодолеть энергию распада
Торжественной церемонией награждения победителей и лауреатов завершился I Международный конкурс журналистов «Лучший в профессии». Он прошел при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Международной конфедерации журналистских союзов, Международной академии телевидения и радио, Союза журналистов России, Евразия Медиа-Центра.
Впервые сильнейшие представители медиасообщества евразийского пространства не только заявили о своем мастерстве, но и показали пути налаживания нормальных человеческих отношений со своими ближайшими соседями. Председатель оргкомитета генеральный секретарь МКЖС Ашот Джазоян был заинтересован в том, чтобы в отборочные комиссии входили такие известные журналисты, как руководитель редакции стран СНГ и Балтии РИА «Новости» Алан Касаев, продюсер телеканала «Культура» Аркадий Бедеров, главный редактор «Lenta.ru» Галина Тимченко. Им и большому жюри, возглавляемому президентом МАТР Анатолием Лысенко, сопредседателями – министром информации Республики Беларусь Олегом Пролесковским, председателем Союза журналистов Республики Казахстан Сейтказы Матаевым, было показано 1252 работы. География конкурса покрывает почти всю Евразию – от Туркмении до Владивостока, от Тбилиси до Латвии, от полуострова Таймыр до Армении.
Творческие работы – это негромкие, но удивительно пронзительные истории о простых людях, чья жизнь в последние двадцать лет оказалась трансформирована социально-политическими катаклизмами, межэтническими войнами, энергией распада и агрессии, которая отбросила десятилетиями проживавших в мире людей друг от друга. Глазами украинского фотожурналиста Алексея Анисимова мы вновь увидели загадочную красоту Русского Севера, улыбки его детей. Специальный репортаж о событиях «второй киргизской революции» снял Сергей Апасов, чернобыльскую зону спустя двадцать лет после катастрофы показал нам белорусский фотограф Виктор Драчев. Панкисское ущелье (грузинский журналист Бесик Пипия), о котором мы так много слышали из СМИ в связи с военными событиями, предстает перед нами приграничным краем, где продолжают учиться, работать, надеяться на мир между Грузией и Россией. Примечательно, что многие журналисты посвящали свои работы 65-летию Великой Отечественной войны, важнейшей «исторической скрепке».
На научно-практической конференции «СНГ – сценарий будущего» многие говорили о том, что сейчас даже в государствах, имеющих территориальные претензии друг к другу, не истреблено желание человеческого общения. Председатель Союза журналистов Азербайджана Эльчин Шихлинский, который одно из заседаний конференции вел вместе с президентом Ереванского пресс-клуба Борисом Навасардяном, рассказал корреспонденту «НК» о пилотном проекте бакинских и гюмрийских журналистов. Встречи проходят на «нейтральной полосе» – в Грузии. Поначалу были скепсис, недоверие с двух сторон, но мало-помалу накипь последних десятилетий оседала, и коллеги нащупывали общие темы для диалога. «Невозможно общаться народам тотально, это пустая абстрактная идея, но каждый человек может найти собеседника в сопредельной стране внутри своего цеха», – говорит Эльчин. Кстати, он с грустью констатировал значительное уменьшение в Азербайджане числа русскоязычных журналистов.
Очевидно, что в настоящее время вызревает прослойка журналистов, которые в случае военных конфликтов не будут находиться по разные стороны линии фронта. Об одних «окопах», куда попадут журналисты, чтобы остановить ксенофобию и любое насилие, говорила рижанка Кристина Худенко (номинация «Лучшая публикация в печатных СМИ»). Журналистка победила с публикацией «Мать Фатима», которая рассказывает о том, как азербайджанская женщина Фатима Бойко в самый тяжелый год кризиса спасла от голода рижского бомжа. Среди лауреатов и победителей I Международного конкурса журналистов «Лучший в профессии» и армянские журналисты. Это Айк Бадалян («Лучшая фоторабота»), Арман Ерицян («Лучший телесюжет»), Гор Григорян («Лучший радиорепортаж»). В работах армянских журналистов также был выражен призыв не к мультикультуризму, но к пониманию уникальности каждой национальности. Так журналисты возвращают наше доверие друг к другу и, что особенно важно, к профессии. Большую симпатию жюри и зрителей завоевали радостные ереванские зарисовки фотографа Айка Бадаляна. Замечательный документальный фильм «Последний канатоходец Армении» представил на конкурс режиссер студии «Барс Медиа» Арман Ерицян. Ленту эту уже видели в Польше, Швеции, Испании, Японии, США. Теперь есть надежда, что в скором будущем она «прокатится» и по странам Содружества.
Яркой работой стал «Футбольный репортаж» (социальный ролик) автора популярных программ на радиостанции «Ван» Гора Григоряна, выпущенный в эфир не только в Армении, но и в России сразу после драматических событий на Манежной площади. «Футбольный репортаж» родился из рассуждений о том, что в Москве живут не только русские, здесь живут москвичи. Авторы писали в своем блоге: «Мы живем и работаем в Армении, в стране, которая не на словах, а на деле является стратегическим партнером России в регионе, в Армении львиная доля крупного бизнеса (мобильная связь, электросети, атомная энергетика, строительные компании, газ) принадлежит бизнесменам из России, но здесь никто не выходил на улицу с лозунгом «Армения для армян!» или «Русские, вон из Армении!».
Генеральный секретарь МКЖС Ашот Джазоян считает, что конкурс – это основа новой перспективы евразийского будущего, поиск новых форм трансграничных проектов, преодоление «ретроспективной доминанты» в нашем восприятии друг друга. И что особенно важно – нужно поддерживать этот разговор и в повседневности, чтобы понимать изменения в разных сферах жизни постсоветского пространства.
Валерия Олюнина
Оставьте свои комментарии