Воскреснуть и стать еще сильнее
В этом году Пасха Христова совпала с Днем памяти жертв геноцида армян – 24 апреля.
По этому поводу настоятель храма Св. Григория Просветителя, епископ Анушаван Жамкочян сказал, что есть что-то символичное в том, что эти две даты совпали: «Армянский народ своим существованием сам является символом Воскресения. Мы доказали всему миру, что можем воскреснуть после неслыханной бойни и стать еще сильнее».
Дорога в храм на литургию и шествие к Цицернакаберду («Крепости ласточек») – мемориалу жертв геноцида – объединились на этот раз в один Путь к вере, возвращения к памяти.
Во всех армянских церквях вечером накануне Пасхи служат св. литургию, а затем начинаются пасхальные торжества. В воскресенье утром совершается богослужение Пасхальной заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем вновь служат св. литургию. Приветствуя друг друга, христиане говорят: «Христос воскрес из мертвых!» – «Благословенно Воскресение Христово!».
Само слово «Затик» – армянская Пасха – содержит в себе целое понятие – «затвел – анджатвел» – избавление от мук, отречение от своих грехов и возвращение к Богу.
Пасха – единственный христианский праздник, который отмечается, пожалуй, всеми независимо от степени приближенности к Богу. Он отмечался даже в период тотального атеизма… Кто из нас не «сражался» на крашеных яйцах?! Но при этом мог вовсе и не знать, откуда берет начало традиция их красить. Хотя окраска яиц, как правило, содержит свой смысл, свою метафору. Св. Григор Татеваци пишет: «Только в Пасху мы красим яйца, поскольку яйцо символизирует Вселенную; скорлупа похожа на небо, пленка – на воздух, белок – на воду, а желток и есть сама Земля. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа».
Не прекращается поток людей ввысь, на гору, к мемориальному комплексу, где горит Вечный огонь памяти жертв геноцида... Все от мала до велика непременно хотят приобщиться к общей традиции. Кто хоть раз в жизни приходил сюда поздно вечером, тот обязательно видел стену из живых цветов, где уже не видно даже огня – он лишь едва пробивался через дурманящий плотный слой цветочного скопления.
Не прекращается поток людей в пространство храма. Мерно горят свечи. Лица задумчивы, сосредоточенны. Тишина сгущается до молитвы. Общей молитвы. Одна за другой на аналое появляются свечи. Много свечей. Бесчисленное множество свечей. Огонь от свечей сливается с Вечным огнем в окружении цветов:
За животворную кровь распятого Христа, пролитую во имя нашего спасения.
Всего армян в Турции числилось до начала избиений 1915 года 2.100.000 человек (цифра, установленная армянским Патриархатом): «Из них успело бежать на русский Кавказ 182.000 человек, в английский Египет — 4200 человек; сравнительно меньше пострадало армянское население в Константинополе и Смирне. Здесь фактически спаслось 350.000 человек»...
С декабря 1915 г. началась насильственная исламизация уцелевших, сопровождавшаяся неистовыми избиениями. Спаслись также перешедшие в ислам и попавшие в турецкие гаремы некоторые армянские женщины...
За тех женщин, которые погибли, не приняв магометанство.
За тех христиан, которых массово выселяли из всех деревень Киликии, Анатолии и Месопотамии, угоняя на неминуемую гибель.
За тех армян Айнтаба (от 5 до 6 тысяч), что были угнаны в пустыню; за тех 14 тысяч, что были вырезаны в Рас ул-Айне.
И каждый день группы в 300–500 человек уводились на расстояние 10 километров от города, на берег реки, где банды наемников убивали их, а тела бросали в воду.
За тех 60 тысяч армян, которые только в 1915 году были высланы в Дейр Зор на Евфрате, и почти все они исчезли.
За тех армян, которые мужественно сопротивлялись, иногда завоевывая победы, как это было, например, в Ване и в горах Киликии – близ Суэдии. В Урфе же армяне погибли после отчаянной борьбы.
За тех, кто шел пешком по каменистым или песчаным тропинкам, часто круто поднимающимся в гору, под палящим солнцем, но не терял надежды выжить.
За тех, кто остался жив.
Всего армян уцелело не больше 600.000 человек, погибло же (беря самую малую первоначальную цифру – 1.600.000), перебито и сослано больше 1.200.000 человек.
В настоящее время в разных странах мира проживают 9 млн 540 тысяч армян, причем 20 тысяч из них – это те, кто родился до 1915 года, а стало быть, переживших геноцид.
Свечи на аналое продолжают гореть. Бесчисленное множество свечей.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии