Дорога ли российская ложка к грузинскому обеду?
В последнее время российско-грузинские отношения и всё с ними связанное являются, наверное, однозначным лидером по количеству интересных новостей, неожиданных кульбитов и перемен позиций. Если пристально всмотреться в явный или неявный, но, тем не менее, активный переговорный процесс, который протекает сейчас, то трудно не увидеть, что позиции сторон, по крайней мере одной, серьезным образом изменились и вышли в другое русло.
Последние 5 лет в сфере экономических и административных отношений Россия последовательно лишала Грузию «прав и привилегий», запрещала продажи грузинской продукции, ограничивала и отменяла визы, закрывала транспортное сообщение и т.д., в результате чего официальные контакты между нашими странами прекратились практически полностью. Все это время Грузия мужественно принимала удары судьбы и в лице своих руководителей неизменно отвечала, что все происки Москвы не нанесут ей никакого вреда и жизнь на «Родине свободы, Родине вина» станет только лучше и только веселее. Независимые экономисты, правда, отмечали, что такая позиция является исключительно позой и стремлением сохранить достоинство, в то время как закрытие самого крупного рынка сбыта для грузинских товаров наносит сильный удар по экономике страны, и без того переживающей далеко не лучшие времена.
Пару месяцев назад подобный, уже привычный статус-кво изменился, и позиция России развернулась если и не на 180 градусов, то уж совершенно точно достаточно кардинальным образом. Открытым и не очень открытым текстом Москва стала предлагать Грузии вернуть торговые и некоторые иные отношения.
Теперь позиция России формулируется следующим образом: сохраняя две священные коровы, отказываться от которых у Москвы нет никакого желания – независимый статус Абхазии и Южной Осетии и невозобновление отношений лично с Михаилом Саакашвили, – Россия предлагает Грузии отменить эмбарго на поставку грузинской продукции на российский рынок, возобновить сотрудничество по линии некоторых ведомств, отменить запрет на прямое транспортное сообщение и, возможно, в той или иной степени вернуться к выдаче виз. При этом в условиях сохранения нерукопожатности грузинского лидера Москва принципиально не ведет переговоры непосредственно с ним и озвучивает свою позицию либо устами «страшного друга» всей молдавской, белорусской, украинской и грузинской продукции – Геннадия Онищенко, либо известного российского депутата Сергея Маркова, либо в переговорах с посещающими российскую столицу грузинскими оппозиционерами типа Кахи Кукавы.
Что же изменилось?
Причина кардинальных перемен всего одна – вступление в ВТО. Москва закончила долгий и выматывающий восемнадцатилетний процесс переговоров о своем членстве в этой организации, и теперь для ее принятия туда осталась всего лишь одна подпись – Тбилиси. Грузия же в качестве единственного условия ставит размещение грузинских таможенных постов на реке Псоу и у Рокского тоннеля. Непосредственно с экономической точки зрения эти условия если и не ничтожны, то в любом случае малозначимы, тем более что о полномочиях сотрудников КПП Тбилиси согласен разговаривать. С политической же стороны ситуация выглядит совершенно по-иному. Выполнение грузинских условий будет по факту означать ни мало ни много – признание основополагающего тезиса Тбилиси в подходе к территориальным конфликтам – того, что «Абхазия и Южная Осетия – это Грузия».
Если в своем стремлении присоединиться к ВТО Москва пойдет на условия Тбилиси, это очень существенно усилит позиции Грузии, которая теперь сможет апеллировать к тому, что Россия де-факто признает территориальную целостность этой страны в границах, очерченных Грузией, и с другой стороны, одновременно это серьезно ослабит позиции России и скомпрометирует ее перед Цхинвалом и Сухумом.
Совершенно понятно, что требования Тбилиси для Москвы невыполнимы в принципе и условий, при которых она на них может согласиться, не просматривается даже теоретически. Отказ от ВТО в таком положении выглядит более предпочтительным, чем вступление в эту организацию ценой «сдачи» Абхазии и Южной Осетии. С другой стороны, козыри Москвы в споре с непокорным Тбилиси еще не исчерпаны. Именно в этом ключе стоит рассматривать вбрасывание информации об отказе от экономических и административных санкций.
Россия считает, что у нее существуют шансы на то, что Грузия соблазнится вновь открывающимися возможностями и оставит в стороне вопросы мятежных территорий, обменяв свое согласие на вступление северного соседа в ВТО на прекращение санкций. С точки зрения классической экономики такая точка зрения имеет все права на существование.
Не будем лукавить – российское эмбарго нанесло Грузии очень серьезный вред, доказательством чего является крайне печальное положение, сложившееся с сельским хозяйством этой страны. В аграрном комплексе Грузии сложилась критическая и одновременно парадоксальная ситуация – из преимущественно аграрного региона и успешного экспортера сельскохозяйственной продукции, которым Грузия была в «проклятое» советское время, она превратилась в страну, которая может обеспечить свои собственные потребности в продуктах питания лишь на 20% - из ежегодного импорта Грузии, оценивающегося в сумму 4 миллиарда долларов, один миллиард стабильно приходится на импорт продуктов питания. При этом само сельское хозяйство этой страны практически разрушено и характеризуется невозделываемыми землями, отсутствием активности и массовой безработицей аграрного населения. Ситуация становится понятной, если осознать простую истину – для экономически эффективного сельскохозяйственного производства Грузии нужно производить серьезные инвестиции в аграрный сектор, но все эти усилия окажутся бесплодными в условиях того, что покупатель сельскохозяйственной продукции у Грузии только один – это Россия. Грузия стоит перед дилеммой – или отношения с Россией будут нормальными и тогда северный сосед, исходя из своих огромных потребностей, купит у нее решительно все, или они будут такими, как сейчас, и тогда Россия не купит ничего и смысла в развитии сельского хозяйства тогда никакого нет.
Необходимость возобновления экономических отношений представляется для Грузии тем более острой, что перед ней все яснее вырисовывается перспектива 2013-2014 годов, когда Тбилиси придется выплачивать очень серьезные суммы в погашение ранее взятых кредитов в условиях того, что обычные источники пополнения грузинского бюджета – приватизация, инвестиции и западные кредиты – уже либо истощились, либо находятся под вопросом, и, по мнению некоторых экспертов, у Грузии есть реальная возможность оказаться в дефолте.
Думается, что Россия рассчитывает именно на такую логику грузинских властей и ей кажется, что, здраво обдумав свое положение, Тбилиси пойдет на ее условия. Именно в этом, по моему мнению, и заключается ошибка Москвы.
Грузинская экономическая модель не основывается на теориях Смита, Кейнси или Гэлбрейта. Она не строится на знаменитой марксовской формуле «товар-деньги-товар» и формулируется скорее как «лояльность-деньги». Даже в условиях уменьшения притока финансовых средств, полученных от приватизации и от инвестиций, третий источник пополнения бюджета – западные кредиты и гранты – все равно остается. Для Саакашвили и его правительства вопрос экономического благополучия Грузии во многом заключается не в классической эффективности экономики как таковой, а в том, продолжит ли Запад давать Грузии деньги в обмен на ее лояльность, на ее позицию по отношению к России и на продолжение публичного демонстрирования успеха перемен в стране, «отвергнувшей тоталитаризм и выбравшей демократию». Если Запад согласится содержать Грузию и оплачивать ее принципиальную позицию по отказу от экономических отношений с Россией вкупе с полумертвой экономикой и невыполнимыми требованиями к Москве, то никакого соглашения на российские предложения не поступит, если не согласится, то тогда грузинам предстоит зарабатывать на жизнь самим и, следовательно, принятие предложений Москвы выглядит реальным.
Пока, судя по реакции грузинских властей и по некоторым другим данным, Запад готов на это пойти и финансовый поток в Грузию в дальнейшем продолжится. Только этим можно объяснить высказывания Михаила Саакашвили о том, что «у Грузии нет вина для продажи его России», и рекомендации министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе грузинским бизнесменам не начинать переговоры с Россией о возобновлении сотрудничества.
Соответственно выглядит маловероятным, что публичные предложения России будут приняты в Тбилиси. Вместе с тем, даже в этом случае у Москвы остается еще один козырь – вступление в ВТО «на основе консенсуса», т.е. путем согласия большинства участников этой организации и в обход отказа Грузии. Исходя из Устава ВТО, такая возможность существует, хотя на практике она ни разу не применялась и все новые члены оказывались в состоянии договориться с действующими участниками. Несмотря на явное нежелание прибегать к этой возможности и ввиду полной бесперспективности переговоров с Грузией, Москва может поставить ва-банк и пойти на это. Тогда для нее выглядело бы логичным даже без официального согласия Тбилиси принять российские условия отказаться от экономических санкций по отношению к Грузии и возобновить ранее существовавшие отношения.
В этом случае инициатива перейдет в руки России и при голосовании в ВТО она сможет показать, что в отношениях со своим соседом она руководствуется исключительно принципами экономической свободы и не отдает приоритета политическим целям. Это тем более верно, что в случае вступления в эту организацию Москва все равно будет вынуждена отменить существующие ограничения, а значит, ей нет смысла в их продолжении. Очень вероятно, что именно такого решения Кремля нам стоит ожидать в ближайшие 3-6 месяцев. Давайте подождем.
Андрей Епифанцев, политолог, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»
Оставьте свои комментарии