Кавказские приоритеты Израиля
Кавказский регион долгие годы не относился к числу приоритетов внешней политики Государства Израиль. Так было и до 1991 года (когда проблемы Кавказа рассматривались лишь в общем контексте политического развития СССР), и после распада Советского Союза.
Внешнеполитическая деятельность Израиля базировалась на таких «китах», как стратегическое союзничество с США и Турцией (включавшее, не в последнюю очередь, вопросы обороны, безопасности и дипломатии), а также экономическое партнерство с объединенной Европой (которая была намного более критична по отношению к жесткой силовой политике Еврейского государства, выживающего в арабском окружении). После того, как Израилю удалось преодолеть блокаду арабского мира и установить дипломатические отношения с крупнейшим его представителем Египтом, к перечисленным выше приоритетам добавилась и израильско-египетская кооперация, всячески пестуемая Вашингтоном.
Однако в последние несколько лет ситуация поменялась, и Южный Кавказ (вместе с Центральной Азией) попал в фокус внимания израильской внешней политики. Достаточно сказать, что в 2008-2009 гг. в структуре МИД Израиля появились профильные подразделения, ответственные за Кавказский и Среднеазиатский регионы. Понятное дело, значение кавказского и среднеазиатского направления не идет ни в какое сравнение с ближневосточными или американскими приоритетами. Однако оно требует к себе серьезного внимания в условиях изменения статус-кво на Кавказе (оно началось в августе 2008 года) и формирования «нового Ближнего Востока» после серии арабских революций и новой «гуманитарной интервенции» в Ливии. Какие же цели Еврейское государство преследует на Кавказе? На какие ресурсы опирается? И насколько эффективен Израиль в этой части постсоветского пространства?
Говоря о кавказских приоритетах Израиля, надо в первую очередь держать в уме Иран. В особенности после «второй ливанской кампании» 2006 года. До этого времени Еврейское государство ни разу не терпело чувствительных военных поражений. «Второй Ливан» стал не только проигрышем Израиля в «посреднической войне» (которую Иран провел с помощью движения «Хезболла», поддерживаемого Тегераном). Он открыл новые претензии и возможности для Исламской Республики. Традиционно Иран позиционировал себя, как выразителя воли и политического покровителя шиитской части исламского мира. После 2006 года Исламская Республика последовательно предлагает себя в качестве альтернативного центра гравитации для всех мусульман, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Примером чему стали контакты Тегерана с палестинским движением ХАМАС, которое, в отличие от «Хезболлы», является не шиитским, а суннитским.
В этой связи Израиль рассматривает страны Южного Кавказа, как потенциальных союзников в деле сдерживания Ирана (который рассматривается Еврейским государством в качестве главного стратегического вызова безопасности). Некоторые израильские политологи используют такую метафору, как «окружение Ирана» с помощью союзов и партнерства с соседними государствами. Отсюда пристальное внимание Еврейского государства к Азербайджану, у которого в течение долгих лет были напряженные отношения с Ираном (не в последнюю очередь из-за проблем тюркского населения Южного Азербайджана).
И сегодня двусторонние отношения помимо проблемы азербайджанцев в Иране осложняются нерешенностью статуса Каспия, позицией Ирана по Карабаху (которую в Баку рассматривают, скорее, как проармянскую), а также разночтениями по религиозному вопросу (Иран – исламское государство, Азербайджан – светское, борющееся с радикальным исламом). В этой связи неслучайными представляются визиты президента Израиля Шимона Переса в Азербайджан (он состоялся 28 июня 2009 года) и главы МИД этой страны Авигдора Либермана (9 февраля 2010 года), которые весьма продвинули двустороннее сотрудничество по широкому спектру вопросов.
Во-вторых, интерес Еврейского государства к Кавказу в последние годы в значительной степени подогревается Турцией. По справедливому замечанию ереванского аналитика Артака Григоряна, «долгое время Турция была для Израиля той моделью сотрудничества, которая могла быть между Еврейским государством и светскими мусульманскими государствами в противовес радикальным исламским странам, в частности, Ирану. Эта модель сотрудничества устраивала также Запад и все международное сообщество, которые, в свою очередь, стимулировали и создали позитивную геополитическую атмосферу вокруг вышеупомянутого партнерства. Светская Турция, которая была открытой страной для сотрудничества с Израилем, в отличие от Ирана, служила моделью государственности, присущей передовым и модернизирующимся обществам». Однако сегодняшняя Турция серьезно пересматривает свои внешнеполитические приоритеты и принципы на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе. Анкара более не хочет играть роль «младшего партнера» Вашингтона. Как следствие, жесткая оппозиция США по иранской кампании (2003 год), изменение двусторонних отношений с Ираном, Ливией и Сирией, переоценка подходов к конфликту между Израилем и Палестиной. Известна фраза действующего премьера Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана: «Если у Ирана не будет ядерного оружия, его не должно быть и у Израиля». Так, Анкара заняла крайне жесткую позицию в отношении к Израилю из-за инцидента, произошедшего в ночь с 30 на 31 мая 2010 года у берегов Газы. Напомню, что тогда силовые структуры Еврейского государства помешали так называемой «Флотилии свободы» (6 судов со 700 активистами из разных стран на борту) прорвать израильскую блокаду сектора Газа. В ответ на это Турция отозвала своего посла из Тель-Авива и потребовала созвать экстренное заседание Совбеза ООН. Уже в январе 2011 года Эрдоган назвал «ошибочными и не заслуживающими внимания» выводы израильской комиссии по поводу инцидента с «Флотилией свободы». С этого момента отношения Турции и Израиля можно расценивать, как «холодный мир». И это положение активизировало дискуссию внутри израильского общества и политического класса по поводу возможного признания геноцида армян 1915 года. Конечно, это вовсе не означает политической победы «армянофилов» (которые, хотя и в небольшом количестве, присутствовали в парламенте Израиля). По справедливому замечанию израильского политолога и публициста Александра Цинкера, «речь идет о слишком болезненном, слишком серьезном вопросе, чтобы превращать его в рычаг для давления на кого-либо или решать, исходя из сиюминутной политической конъюнктуры: поссорился Израиль с Турцией – и тут же резко возлюбил Армению и признал армянский геноцид. Помирился – и стал бы его снова отрицать». Однако факт, что среди сегодняшних депутатов израильского Кнессета глава фракции парламентского большинства Зеэв Элькин поддерживает идею признания геноцида армян, говорит о многом.
В-третьих, Кавказский регион интересен Израилю с экономической точки зрения. Так, еще до ввода в строй политического трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан Израиль стал вторым (после Италии) покупателем азербайджанской нефти. По справедливому замечанию российского политолога Ивана Данилина, «стоит особо отметить, что порт Джейхан… расположен сравнительно недалеко от Хайфы, крупного израильского порта с нефтеналивным терминалом». И в случае израильско-турецкой «перезагрузки» этот геоэкономический фактор, без всякого сомнения, будет задействован.
В-четвертых, Израиль традиционно заботится о еврейских общинах, проживающих за его пределами. Тем паче, что многие выходцы из стран Южного Кавказа живут, что называется «на два дома», играя роль важного коммуникационного средства между Израилем и кавказскими республиками. По данным переписи 2002 года, численность евреев в Грузии составляет 3541 человек, однако, по разным экспертным оценкам, численность евреев в этой закавказской республике выше (от 8 до 12 тыс. человек). Большинство евреев проживают в Тбилиси (по официальным данным – это 2320 человек), а также в Кутаиси (около 600), а также небольшие группы в Гори, Ахалцихе. После «революции роз» 2 грузинских еврея (Темури Якобашвили и Давид Кезерашвили) занимали важные посты в новой администрации Михаила Саакашвили. В настоящее время Якобашвили - посол Грузии в США. К сожалению, точно на основе официальных статистических данных установить численность еврейского населения Азербайджана крайне проблематично. Первая перепись после распада СССР (1999) зафиксировала 8,9 тыс. евреев (на этот раз переписчики не подразделяли евреев Азербайджана на подгруппы). Экспертные оценки численности евреев в современном Азербайджане разнятся. Называется цифра от 16 до 26 тысяч человек.
В-пятых, свой интерес к Израилю есть и у самих государств Кавказского региона. Грузия и Азербайджан не имеют мощных этнических лобби в США и странах Европы, а потому посредством кооперации с Еврейским государством стремятся к расширению выходов на произраильские лоббистские группы. Для Армении же «холодный мир» между Израилем и Турцией видится как шанс на признание геноцида 1915 года. Что же касается непризнанной Абхазии, то ее руководство рассчитывает на расширение контактов с представителями адыгской диаспоры, проживающей на территории Израиля. Этот тезис ранее не раз озвучивал Сергей Шамба, занимавший в течение долгих лет пост главы МИД республики, а ныне возглавляющий республиканское правительство.
Как бы то ни было, а в последние несколько лет Израиль уже успел «засветиться» на Кавказе. До августовской войны Израиль особо не скрывал, что поставлял различные виды вооружений в Грузию, объясняя этот факт не только экономической выгодой, но и реакцией на кооперацию между Россией, с одной стороны, Сирией и движением ХАМАС – с другой. Накануне «пятидневной войны» весной 2008 года широко обсуждалась «самолетная тема» (полеты израильских беспилотных аппаратов, поставленных на вооружение грузинской армии Израилем). Помимо военных поставок Израиль сыграл наряду с США свою роль и в обучении грузинских военных. Это дало возможность Михаилу Саакашвили заявить, что «американцы и израильтяне создали новую грузинскую военную школу». В свою очередь грузино-израильское военное партнерство во многом предопределило позицию многих стран арабского мира в отношении к кавказским событиям. Как справедливо отмечал сирийский журналист и политолог Басель Хадж Джасем, «позиция арабского мира по поводу войны России и Грузии связана в значительной степени с оценкой роли Израиля в ней». И хотя арабские страны не пошли по пути признания абхазской и югоосетинской независимости, многие их лидеры выразили недвусмысленную поддержку Москве. Так в интервью ИТАР-ТАСС сирийский президент Башар Аль Асад охарактеризовал действия России против Грузии, как «абсолютно правильные».
Однако после 2008 года многое изменилось. Летом прошлого года глава израильского МИД Авигдор Либерман относительно перспектив израильско-грузинского военного сотрудничества заявил: «С учетом чувствительности ситуации на Ближнем Востоке и на Кавказе военное сотрудничество не стоит на повестке двусторонних отношений». Началась определенная «перезагрузка» российско-израильских отношений (так, израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху за 2 года пребывания у власти уже трижды побывал в России). Этому процессу способствовало и растущее влияние русскоязычного сегмента израильской политики, и «арабская весна 2011 года», чреватая ростом региональной нестабильности и укреплением позиций радикальных исламистов, что объективно сближает позиции Москвы и Тель-Авива. Тем паче, что в вопросах северокавказской политики Израиль традиционно проявлял «понимание» российской мотивации.
Трудно со стопроцентной уверенностью сказать, это или что-то иное стало причиной жестких грузинских действий в отношении израильских бизнесменов (уголовное преследование в 2010-2011 гг. Рони Фукса и Зеева Френкеля). Как бы то ни было, а именно эти действия спровоцировали серьезный кризис в двусторонних отношениях (в результате чего двум высокопоставленным грузинским представителям было отказано в визите в Израиль). На этом фоне и началось обсуждение неофициальных контактов между абхазскими и израильскими представителями.
Так, в Сухуми 14 апреля 2011 года прибыли представители израильского холдинга «Global CST», занимающегося вопросами обороны и безопасности. Конечно же, холдинг – это не государственный институт. Однако стоит обратить внимание, что среди его руководителей – Исраэль Зив (бывший начальник оперативного управления Генштаба Армии обороны Израиля) и Меир Клифи (бывший военный секретарь двух премьер-министров). В ходе встречи с Сергеем Шамбой Исраэль Зив заявил: «Есть сходство между двумя народами – еврейским и абхазским. Вы тоже – маленький народ и маленькое государство с проблематичными соседями».
На этом фоне отношения между Израилем и Азербайджаном выглядят, на первый взгляд, почти безупречными. Израиль признает территориальную целостность Азербайджана. Помимо этого, он ежегодно закупает азербайджанскую нефть, составляющую пятую часть потребности этой страны, а в целом товарооборот между странами достигает 4 млрд долларов. В эту сумму входят, между прочим, и военные поставки. В составе делегации израильского президента Шимона Переса, посетившей в 2009 году Баку, был и директор израильской компании «Aeronautics» Ави Леуми, корпорация которого является мировым лидером в сфере изготовления и продаж военных беспилотных самолетов. В 2012 году Израиль намерен начать импорт азербайджанского газа. Для Израиля это крайне важно после недавних событий в Египте, где тема пересмотра условий поставок египетского природного газа Еврейскому государству стала широко обсуждаться. И не факт, что проблема ограничится лишь ценовыми вопросами. Однако, если выйти за пределы презентационного подхода, то и здесь все оказывается не так однозначно. Азербайджан – не просто страна «тюркского мира», но и стратегический союзник Турции. И именно поэтому Баку не имеет возможности не учитывать последние веяния в политике Анкары. Азербайджан не может игнорировать и общественное мнение внутри страны. А оно далеко не так однозначно по поводу кооперации с Израилем. Политизированный ислам здесь набирает обороты (вспомним массовые акции против визита Шимона Переса, а также недавние скандалы, связанные с запретом на ношение хиджаба в школах и арест Мовсума Самедова, лидера Исламской партии Азербайджана).
Это объясняет такие «странности» в развитии двусторонних отношений, как реакция Баку на события декабря 2008 – января 2009 года в секторе Газа (известны, как операция израильских сил против ХАМАС «Литой свинец»). Так, в конце декабря 2008 года руководитель общественно-политического отдела аппарата президента Азербайджана Али Гасанов в одностороннем порядке осудил действия Израиля. В январе 2009 года эту же позицию представила пресс-служба МИД Азербайджана. И это далеко не единичные случаи подобного рода, говорящие лишь о том, что геополитический альтруизм не может заменить собой эгоистические соображения, свойственные любой внешней политике.
Таким образом, новый статус-кво, складывающийся и на Южном Кавказе, и на Ближнем Востоке, способствует формированию и реализации нестандартных схем и решений. Думается, что в скором времени мы увидим много оригинальных ходов, которые еще год-два назад считались бы невероятными.
Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»
Оставьте свои комментарии