№ 9 (168) Май (1-15) 2011 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 6266

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 132 Католикоса.

120 Ованес VIII

(1831–1842 гг.)

Учился в духовной семинарии в Мугни (ныне район Аштарака – Армения), а затем в Эчмиадзине. С 1807 г. епископ. В 1830-1831 гг. был духовным лидером Армянской Апостольской Церкви Грузии. Во время правления Ованеса VIII вышло постановление царского правительства «Положения об управлении делами Армянской просветительской церкви России». При Католикосе Ованесе VIII Армянская Церковь начала официальную нумерацию Католикосов. Ованес VIII дал распоряжение о строительстве здания Эчмиадзинского Синода. Была обустроена духовная библиотека и проведены строительные работы на территории резиденции Католикоса в Эчмиадзине.

121 Нерсес V

(1843–1857 гг.)

Родился 24 февраля 1770 г. в Аштараке в семье иерея Арутюна. С 8 лет учился в духовной школе Эчмиадзина, отличался твердым характером, находчивостью, трудолюбием и удивительной памятью. В 1791 г. своим крестным отцом архиепископом Галустом был рукоположен в дьяконы. 24 сентября 1794 г. в Смирне (ныне Измир, Турция) архиепископом (впоследствии Католикосом) Даниелом рукоположен в монашествующего иерея, в качестве патриаршего уполномоченного отправлен в Грецию, Молдавию, Валахию, а в 1799-1807 гг. – в Тифлис, Одессу, Бессарабию и Нор-Нахичеван. В 1799 году в Константинополе Нерсес был назначен патриаршим викарием.

С начала 1800-х развернул активную национально-патриотическую деятельность за освобождение Армении от персидского ига с помощью России, тесно сотрудничая с представителями политических и военных кругов царского двора.

В 1807 г. стал главой армянской епархии Нор-Нахичевана.

В 1808 г. рукоположен в епископы. В 1814 г. возглавил армянскую епархию Грузии. Утвердившись в Тифлисе, уделял много внимания духовному воспитанию и образованию подрастающего армянского поколения. По его инициативе было основано первое крупное среднее учебное заведение в Закавказье – тифлисская армянская школа Нерсесян, торжественное открытие которой состоялось 24 декабря 1824 г. Велика его роль в период русско-персидской войны (1826–1828 гг.) в организации армянского ополчения и сопротивления, в присоединении Восточной Армении к России, переселении 40.000 армян из Персии. В своих посланиях он призывал армянский народ оказывать поддержку русской армии, сохранять традиционную верность России. 13 апреля 1827 г. русские войска и армянские добровольческие отряды в сопровождении

Н. Аштаракеци вошли в Св. Эчмиадзин, который встретил их торжественно.

6 октября 1827 г., спустя пять дней после взятия Еревана русскими войсками, он был назначен одним из двух членов Ереванского временного управления так называемого «первого органа новой власти» в Восточной Армении. В 1828–1843 гг. являлся главой армянской епархии Бессарабии.

В 1843 г. единогласно избран Католикосом всех армян.

122 Матевос I (Чухаджиян)

(1858–1865 гг.)

В 1835 г. был избран епископом Армянской Церкви Бурсы, а затем Измира. В 1844–1848 гг. возглавил Константинопольский патриархат Армянской Апостольской Церкви. После избрания активизировал культурную и духовную жизнь армян Константинополя. В 1845 г. снова открыл знаменитую армянскую семинарию Скютара в Константинополе. Боролся против распространения протестантства среди армян Турции. После избрания Католикосом пытался пересмотреть «Положения об управлении делами Армянской просветительской церкви России», принятые 11 марта 1836 г.

Как и предыдущий Католикос Матевос I (Чухаджиян), также занялся проблемами образования в армянских школах диаспоры, в частности, усилил значимость армянской школы, проводя реформирование учебных программ и в знаменитой тбилисской школе Нерсисян. Печатался в армянских изданиях Константинополя и Восточной Армении.

123 Геворк IV (Керестеджиян)

(1866–1882 гг.)

Был епископом в Бурсе (ныне запад Турции), а также Патриархом Армянской Апостольской Церкви Константинополя (1858–1860 гг.). Заняв патриарший престол в 1866 г., Геворк IV направил свои усилия на распространение религиозно-нравственного образования среди армянского народа и на улучшение состава духовенства, для чего основал в Эчмиадзине духовную академию; при нем же на Кавказе получили широкое распространение церковно-приходские школы. Участвовал в разработке проекта национальной Конституции.

Он привел в порядок знаменитую библиотеку Эчмиадзинского монастыря, из сокровищницы которой извлек много важных актов и документов и опубликовал их в преобразованной им типографии; основал журнал «Арарат» (1868). Геворк IV стремился взять под контроль управление духовным имуществом Армянской Церкви. В 1879 г. возвел церковь рядом с могилой Месропа Маштоца в Ошакане.

124 Макар I (Тер-Петросян)

(1885–1891 гг.)

Обучался в Эчмиадзине.В 1864–1876 гг. был духовным лидером Армянской Апостольской Церкви в Грузии, в 1876–1885 гг. возглавлял армянские епархии Бессарабии и Нор-Нахичевана. Член Священного Синода Армянской Апостольской Церкви в 1883–1885 гг. После избрания Католикосом направил письмо российскому правительству с просьбой открыть армянские школы и духовные учреждения на территории Российской империи. В 1886 г. благодаря усилиям Католикоса армянские школы были открыты. Улучшил состояние армянских школ в самой Армении. Обустроил семинарию Геворкян, привлекая в духовное учебное заведение квалифицированных преподавателей. Лучших учеников заведения отправлял на обучение в Западную Европу, среди них был и великий Комитас. Удостоен знамени Александра Невского.

125 Мкртич I (Хримян)

(1892–1907 гг.)

Родился 4 апреля 1820 г. в турецкой Армении. Образование получил в духовных школах Лима и Ктуца (регион Васпуракан, Западная Армения). С 1842 г. обосновался в Константинополе. В 1854 г. возведен в сан вардапета. Вел активную издательскую (в 1855 г. основал ежемесячник «Арцви Васпуракан») и просветительскую деятельность. В 1869–1873 гг. Патриарх константинопольских армян. В 1887 г. возглавил армянскую делегацию, посетившую Берлин. Разочаровавшись в политике двойных стандартов, проводимых Западом, Мкртич Хримян вернулся, организовав освободительное движение против турок. В 1879 г. перебрался в Ван, чтобы распространять освободительные идеи среди западноармянского населения. Содействовал созданию национально-освободительных движений «Сев Хач» (Ван) и «Паштпан айреняц» (г. Карин). Его активная деятельность в Западной Армении вызвала недовольство турецкого правительства, которое в 1884 г. установило строгий надзор над ним. В 1890 г. пребывал в ссылке в Иерусалиме. Вернулся лишь в 1892 г. и был единогласно избран Католикосом всех армян.

В 1895 г. отправился в Петербург, где был принят императором России Николаем II, передав ему прошение относительно осуществления в Западной Армении обещанных реформ.

Вел активную борьбу против закона (1903 г.) о секуляризации имущества Армянской Церкви, запретил армянским епархиям подчиниться ему. Благодаря его усилиям удалось добиться отмены закона, противоречащего также геополитическим интересам России.

10 мая 1906 г. в Св. Эчмиадзине подписал кондак, который восстанавливал армянам право принимать участие в управлении и устройстве церковных и школьных дел. С этого момента выборное начало и участие народа должны были стать основой для всех учреждений, которые имели отношение к духовенству. Благодаря ему была реставрирована церковь Св. Рипсиме в Эчмиадзине, а также церкви в Ахпате, Санаине, монастырь Севана и Хор Вираб. Он также основал епархию Армянской Апостольской Церкви в США. Автор многочисленных трудов теологического, философского, публицистического характера, а также художественных произведений в прозе и стихах.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Благодарю редакцию "НК" за периодическую публикацию подобных прекрасных материалов об Армянской церкви, что важно, если принять в расчёт, что живём мы в пору усиления натиска сил Зла на христианство.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты