«Армяне никогда не просят ничего для себя, только для общественных нужд»
Интервью c Вице-президентом международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом А. А. Матосяном
– Акоп Алекович, расскажите, пожалуйста, о Вашей организации, когда Вы начали заниматься проблемами наркомании в России и в республиках бывшего Советского Союза.
– Наша организация была образована в 1999 году, ее основная цель и задача – концентрация внимания общества на проблеме наркомании – «чуме XX века» – и объединение усилий общественных организаций, государства, СМИ, искусства, спорта и т.д. Мир накопил опыт в этой борьбе, но действенного, универсального способа решения этой тяжелой задачи, к сожалению, нет. Зато есть сложившиеся методы борьбы с этим злом. Это наличие у государства подобной политической задачи, сбалансированного силового противодействия проблеме, общественного внимания, медицинского решения, лечения. И, безусловно, на первом месте, профилактика.
К сожалению, Россия погрузилась в эту проблему с головой. После развала Советского Союза наркомания пришла и в нашу страну, и на все постсоветское пространство галопирующими темпами. И мы столкнулись с отсутствием методик реабилитации. Сегодня мы просто предпринимаем попытки не отпустить ситуацию, не допустить роста наркомании.
Но, к сожалению, у нас отсутствует сбалансированная система противодействия ей. Хорошо работает, например, силовая часть – это созданный в 2003 году Госнаркоконтроль, который объединил силы МВД, ФСБ, Таможенного комитета, налоговой полиции. Несколько резонансных дел и задержаний показали, что в этой области можно достичь успехов. Но работа силовиков – это латание пробоин по ходу движения корабля. Обязательно должна быть профилактика, а ее проводят разрозненно: Минобразования на свой лад, общественные организации, вроде нашей, – на свой, а единого государственного координирующего центра после ликвидации Госкомитета по делам молодежи, к сожалению, нет.
И, наконец, медицинская часть. Ей уделяется все больше и больше внимания, но и этого недостаточно. В специализированных клиниках в стране сегодня есть 12 -13 тысяч койко-мест, это очень мало. Тем более, что наркоманов не так трудно вывести из кризисного состояния, как потом избавить от зависимости и снова интегрировать в наше общество. Эта задача гораздо труднее.
– Прибегаете ли вы к силовым методам воздействия?
– Нет, с силовыми структурами мы только сотрудничаем. Свою задачу наша организация видит в первую очередь в профилактике. Мы работаем совместно с творческими союзами, с Русской Православной Церковью, которая является нашим учредителем вместе с МВД и другими структурами. Наша задача - пропаганда, профилактические программы в школах, вузах, разъяснительная работа. К сожалению, сейчас стало необходимо предпринимать решительные меры уже в школах. Наркомания «помолодела», 10-11-летние наркоманы уже не редкость. И крайне острая проблема – это элитные институты, которые стали центрами продажи наркотических средств.
– Вы верите, что наркомания излечима?
– Вы знаете, бывает, конечно, по-разному, но процент избавившихся от пристрастия к наркотикам невелик. Так что лучше вовсе на этот путь не становиться.
– Известно ли Вам, насколько успешно идет борьба с наркотиками в Армении?
– Если говорить о производстве зелья, то его там очень мало, практически нет. Армения из всех постсоветских республик является самым благополучным регионом. Это действительно так, согласно статистике, которую мы ежегодно предоставляем в ООН. Но, к сожалению, растут объемы трафика из соседних стран: Турции, Ирана.
– Взаимодействуете ли Вы с армянскими коллегами?
– Раньше было взаимодействие, но сейчас нет, поскольку ситуация там относительно благоприятная. В большей степени с Казахстаном, Туркменистаном, Таджикистаном, где проблема намного серьезнее.
– Акоп Алекович, Вы как член правления САР недавно проехали по Сибири и Дальнему Востоку, сопровождали посла Армении в РФ господина Есаяна. Какова была цель этой поездки, с кем встречались, каковы впечатления?
– Во-первых, цель была политическая – укрепление дружбы двух народов, русского и армянского. Во-вторых, экономическая – сотрудничество регионов России с областями Армении. Ну и гуманитарная часть поездки тоже важна: выступления в вузах, на предприятиях. Мы выяснили, что взаимный интерес России и Армении довольно высок.
Мы побывали в Новосибирской области, в Сибирском федеральном округе, Хабаровске и Владивостоке. Встречались и с активом общины, и с губернаторами, и полпредами, которым мы смогли рассказать о проблемах нашей общины. На этих встречах самими представителями местной власти была отмечена растущая позитивная роль армянской общины. Обратили внимание и на то, что армяне никогда не просят ничего лично для себя, только для общественных нужд: землю для строительства школы, церкви, воскресной школы и т.п.
– А много ли армян сегодня живут в тех регионах, где Вы были?
– В Сибирском округе, по предварительным данным переписи населения, 120 тысяч армян. В Дальневосточном округе – 74 тысячи. Впрочем, нет ни одного региона, где бы сегодня не было армян.
– Чем вызван, на Ваш взгляд, такой значительный прирост армянского населения в отдаленных российских регионах?
– Двумя обстоятельствами: улучшением экономического положения по сравнению с другими регионами и отсутствием межнациональных конфликтов.
– Раз уж нас стало так много в Сибири и на Дальнем Востоке – есть ли у соотечественников представительство во власти?
– Во всяком случае, я никогда не сталкивался с тем, чтобы кому-то отказали в должности по национальному признаку. К тому же армянские общины хорошо взаимодействуют с другими. Так, на встрече с общественностью в Новосибирске езид Озманян Зурба, представлявший посла Армении, сказал: «К нам приехал наш посол».
– Честно говоря, в Армении некоторые политики и часть общества очень негативно относятся к тому, что наша нация рассеялась на огромных просторах России. Что Вы думаете об этой проблеме? Процесс обратим?
– Думаю, не только в Армении так считают. Известно, что у третьего поколения, живущего на чужбине, национальная идентичность начинает размываться, человек ассимилируется. В основном этот процесс идет за счет смешанных браков. Но вместо того, чтобы бороться с уехавшими, проявлять к ним свое негативное отношение, необходимо предпринимать конкретные шаги навстречу: создавать рабочие места, укреплять культурные связи. У нас, например, есть замысел: создать совместные предприятия между конкретными областями России и Армении и таким образом скреплять отношения. Базироваться эти предприятия должны на обеих территориях. В Армении это поспособствует снижению оттока населения.
Нам совершенно необходимо идти по пути регионального сотрудничества. Региональные отделения Союза армян России вместе с торгово-промышленными палатами должны быть первопроходцами в этой работе. Кому, как не нам, это региональное сотрудничество поддерживать?
– Вы член правления САР с первых дней существования организации. Какие проблемы волнуют сегодня Союз армян России и, в частности, Вас?
– К работе в САР я с первого дня относился с душой. Поначалу занимался созданием новых организаций, теперь перед нами стоят задачи качественно новые: объединение армян, создание комфортных условий для их проживания, их большей вовлеченности в общественную жизнь России. Мы ведь можем хорошо, творчески работать, но в политических вопросах армяне не активны. Хотя и тут сдвиги есть, в частности, в Краснодарском крае пять лет назад у нас было 7 депутатов всех уровней, а сегодня только в городе Сочи десять депутатов-армян.
– Какие задачи стоят перед Союзом армян России сегодня?
– Задача дальнейшей консолидации армян в России, их объединение. Работа над сохранением самобытности общин. Для этого необходимо открывать больше школ с преподаванием армянского языка, в том числе воскресных. Расширение контактов России с Арменией. Если мы не переведем наши взаимоотношения в экономическую плоскость, то, боюсь, мы «отстанем от паровоза». Экономика позволит нам решать глобальные задачи, для чего у нас есть и потенциал, и возможности.
– Что Вам мешает? Есть ли проблемы?
– К сожалению, как и у всех, проблемы есть всегда. Главная из них – это разобщенность отдельных общин. Нестабильность в межнациональных отношениях. И так как САР – это общественная организация, без госфинансирования, то не всегда есть возможность все охватить, решить все проблемы одновременно. Очень важно активно работать с главами регионов, где сосредоточены и власть, и деньги, и там живут наши соотечественники.
Беседу вел Григор Григорян
Оставьте свои комментарии