№ 13 (172) Июль (1-15) 2011 года.

Врачи без правил

Просмотров: 2829

Когда около года назад в Ереване состоялось помпезное открытие очередного медицинского ВИП-центра с комбинированными услугами по пластической и клинической хирургии, на презентацию были приглашены очень известные в стране лица не только от медицины, но и от политики, что уже само по себе позволяло судить о статусе нового учреждения.

Приветствуя рождение очередной элитной лечебницы, у многих из них тогда хватило такта не восхвалять амбициозный проект, явно не рассчитанный на капитал рядового гражданина Армении. Прейскурант на разовую услугу обследования или анализа соответствовал размеру месячной зарплаты среднестатистического жителя столицы, не говоря уже о регионах, где заработок в разы ниже. Однако, министр отечественного здравоохранения Арутюн Кушкян постарался обойти этот нехороший вопрос набором гладких фраз, смысл которых сводился к вековой народной мудрости о том, что протягивать ножки надо по одежке.

Как говорит будущая мама Лариса Папазян, доктора относятся к больным очень избирательно, ориентируясь в первую очередь на внешний вид пациента. «Замечала, что по старой армянской традиции врач сначала разглядывает человека с ног до головы и лишь после этого демонстрирует то или иное отношение к нему, часто достаточно уничижительное или, в крайнем случае, снисходительное», – говорит она. И если в столице речь идет в основном о платежеспособном населении, то в армянской глубинке, где само выживание расписано в местных продовольственных лавках на многие годы вперед по кредитному списку на первоочередные продукты питания, говорить о посещениях медицинских кабинетов – дело совершенно бессмысленное. Да и тамошние эскулапы не особо утруждают себя выполнением профессиональных обязанностей, объясняя это не столько устаревшей медтехникой, сколько…

Так, в городе Раздане долгое время не было специалиста по эндокринологии, а «светилом» в области кардиологии считалась деревенская докторша, которая еще со времен советской молодости всю жизнь ставила одинаковый диагноз: мужчинам – невроз, а женщинам – климакс, даже в отсутствие его симптомов. Она и сегодня продолжает работать, приняв за основу в общении с пациентами новую экономическую политику, в том числе и по отношению к соседям. Известны случаи, когда эта представительница самой гуманной на свете профессии не торопилась к больному, привезенному в больницу на скорой помощи с сердечным приступом. А вне рабочего времени не переступает порог дома в случае его неплатежеспособности, даже если в этот момент требуется срочная медицинская помощь. Вполне резонно звучит вопрос: «Куда же смотрит руководство?» Да никуда. Глава районной больницы Роберт Саакян лишь пожимает плечами, что может означать очень многое: плохое финансирование, отсутствие новых кадров, морально и физически устаревшее оборудование, местечковость и кумовство провинциальных взаимоотношений. Периодически разорвать этот порочный круг пытаются отечественные меценаты, привозящие в районные села на один-два дня передвижную медтехнику и врачей. Но даже в выпусках вечерних новостей за спиной бодренькой старушки, с энтузиазмом кричащей в микрофон заготовки телевизионщиков с благодарственными речами в адрес милосердных благодетелей нации, зачастую нетрудно рассмотреть унылую толпу из плохо одетых, беззубых и замордованных жизнью людей, которые все еще питают надежду, что им посчастливится хоть на минуту попасть на бесплатный, но в общем-то бесполезный, прием к столичному лекарю.

Кстати, сами врачи, хотя бы раз участвовавшие в этих массовых затеях, считают их неэффективными и порой довольно откровенно называют такие шоу пиар-акцией в пользу того или иного олигарха.

Между тем, сегодня нам активно рекламируют альтернативную, то есть оплачиваемую, медицину, как панацею от всех болезней.

На первый взгляд ее услуги для средних слоев населения вроде бы не столь дороги и составляют около 6 тысяч драмов за первый визит к врачу. Но как только человек начинает платить в кассу, он автоматически превращается в денежный мешок, из которого вежливо выкачивают деньги за обследование, консультации, лекарства, да и в конце концов, за повторный анализ в связи с «подозрением» на новую болезнь. В итоге только первичное обследование обходится раз в 10 дороже стартовой цифры и почти вдвое превышает стоимость потребительской корзины, куда, естественно, эти цены не были заложены изначально.

Недели две назад моей коллеге участковый врач поставил диагноз чесотка на основе брезгливого осмотра, что называется, на глазок и второпях. Выписав традиционную серную мазь со словами: «Сейчас в городе очень распространена эта зараза», он посоветовал использовать ее в течение недели. Дня через три, когда стало ясно, что средство не действует, а заболевание явно прогрессирует, знакомая обратилась в платную клинику. Выяснилось, что болезнь носит совершенно другой – аллергенный характер и, соответственно, лечится совсем другой методой. По большому счету потраченные деньги ей было не жаль: обходительный персонал плюс эффективное лечение за короткий срок. «Хорошо, что у меня была возможность попасть к платному врачу. Но ведь есть сотни, тысячи других людей, кому эти клиники недоступны. Как же быть им? Умирать? – искренне недоумевает она. – К сожалению, медицина превратилась у нас в бизнес, а в борьбе за здоровье пациентов воют врачи без правил».

Но все же, хочется верить, что не все так мрачно. Например, иногда на сотовый приходят СМС-ки от государственной медицины с приглашением принять участие в бесплатном обследовании на туберкулез, борьба с которым, по сообщению официального сайта Минздрава Армении, находится в центре внимания этого ведомства.

«У нас имеются все современные технологии и лекарства для лечения туберкулеза, остается только, чтобы инфицированные приходили к нам», – сообщила на одной из пресс-конференций доцент кафедры фтизиопульмонологии Ереванского государственного медицинского университета Любовь Николоян, отдельно подчеркнув, что лечение проводится бесплатно. Но больные почему-то не особенно торопятся воспользоваться этим шансом. Возможно, срабатывает привычка не доверять отечественной медицине, когда собственный негативный опыт подсказывает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Впрочем, в одной государственной поликлинике мне известен прекрасный медик-эндокринолог, который не отказывается от денег, если дают, но и не требует мзду, если не предлагают. При этом он продолжает бескорыстно лечить своих пациентов, невзирая на статус, возраст и, что самое главное, толщину кошелька больного. Скорее всего, этот Айболит в условиях нашего отечественного здравоохранения выглядит исключением из правил. Имя его не назову, но те, кто лечится у него, называют его добрым доктором, который буквально поставил на ноги многих людей, не требуя взамен дополнительной оплаты за свой труд. Но в силу ментального недоверия многим оппонентам это его качество кажется ущербным и вызывает недоверие: «Разве может хороший врач, уважающий свой труд, не брать денег?». А может, есть и наша вина в том, что, давно зараженные скепсисом недоверия, мы сами продолжаем заражать без того не очень милосердную медицину, у которой действительно пока еще достаточно много проблем?

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Так оформляли вывески при нэпе. Или в 80-х годах, на заре кооперативного движения. Позор!
  2. Подпись к фото прикольная. Смешно!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты