Политическая победа армян Ливана
В Ливане разрешился правительственный кризис. Премьер-министр – суннит Наджиб Микати объявил о формировании нового правительства. В него вошли представители основных религиозных общин Ливана. Именно конфессиональная система управления страной традиционно считается наиболее эффективной для ливанского общества, в том числе и для армян.
В Ливане насчитывается 150.000 армянских избирателей, а общее количество армян в 4-миллионной стране составляет 180-200 тысяч. В это число не входят армяне, предки которых основали колонию в Ливане еще в XIV-XV веках. Последние являются яростными католиками, проживающими в Бейруте, Эхдене, Згорте и в горном Ливане. Они почти ассимилированы маронитами и являются специфической группой внутри их общины. Видными представителями этой группы армян являются бывший лидер ливанских националистов, фалангистов армяно-маронит Карим Пахрадуни и бывший президент Ливана (1976-1982 гг.) Элиас Саркис.
В целом армянская община Ливана, несмотря на миграционные настроения, которые заметны начиная с 80-х годов прошлого столетия, продолжает играть значимую роль в ливанском обществе. По словам военного дипломата и бейрутского журналиста Амо Москофяна, Ливан, как и прежде, считается центром армянства Ближнего Востока, где сосредоточены политические, духовные, культурные и спортивные центры диаспоры. Четыре традиционные армянские партии продолжают играть активную роль в жизни наших соотечественников. Но самой дееспособной и рейтинговой партией в Ливане, конечно же, является Дашнакцутюн, с которой считаются все политические силы страны. Более того, представители Дашнакцутюн традиционно избираются в парламент и занимают ведущие должности в правительстве страны. Кризис, который появился в отношениях между Дашнакцутюн, поддерживающей Сирию, и прозападным правительством бывшего премьера Саадома Харири уже преодолен. Выборы 2005 г. показали самую низкую явку на избирательных участках Ливана. По призыву Дашнакцутюн большинство армян страны не приняли участие в выборах, так как политическая программа парламентского большинства, сформированного суннитами, ущемляла интересы армян страны, в первую очередь в вопросе отношений с Сирией, где у армянства имеются свои национальные интересы. Нынешний руководитель Сирии является гарантом безопасности христиан в этой стране, в том числе и армян. Поэтому партия Дашнакцутюн начала вести открытый политический диалог с другими влиятельными просирийскими силами страны, в том числе с «Хезболла» и с лидером крупнейшего христианского движения Ливана, руководителем Свободного патриотического движения генералом Мишелем Ауном. Ныне эти три структуры являются политическими союзниками, сформировавшими с частью просирийски настроенных суннитов новое правительство Ливана. По договоренности между Дашнакцутюн и ведущими политическими игроками страны два портфеля предоставлены армянской общине. Министром строительства стал Вреж Сапунджян, а государственным министром назначен генерал Панос Манджиян. Кроме того, в аппарате правительства Ливана работают сотрудники армянского происхождения, в том числе и помощники нынешнего премьер-министра страны. Всего в новом кабинете «Хезболла» и ее союзники получили 16 мест – против 10, которые они имели ранее. Что касается суннитов, то с уходом Саада Харири беспокойство армянской общины относительно влияния Турции во внутренние процессы Ливана не столь заметно. Армянский обозреватель из Бейрута Амо Москофян отмечает, что Эрдоган по-прежнему популярен в Ливане и даже в армянских кругах его фигура воспринимается нейтральной в сравнении с предыдущими президентами Турции, которые выражали крайне враждебное отношение ко всему армянскому. Следует также отметить, что по Конституции Ливана в парламенте созидают 6 этнических армян, в том числе 1 представитель армяно-католической общины и 1 представитель армяно-протестантской общины.
По словам Амо Москофяна, нынешний президент христианин-маронит Мишель Слейман, как и предыдущий президент с армянскими корнями Эмиль Лахуд, к армянам настроен весьма доброжелательно. Одним из ближайших соратников нынешнего президента является генерал Жан Огасапян, который был также начальником службы безопасности бывшего президента Эмиля Лахуда. В окружении нынешнего президента много влиятельных представителей армянской общины.
Гражданские войны в Ливане оставили негативный след в жизни христиан страны. Доминирующая христианская община - маронитская долгое время вела также и антиармянскую политику, в частности подталкивая армян на конфликты с шиитами и суннитами, чего наши соотечественники постоянно избегали. В результате для обеспечения безопасности в армянонаселенных регионах были созданы армянские военные отряды.
Конфронтация между различными движениями маронитов за лидерство достигла своего апогея после убийств видных христианских деятелей. В 1975-1995 гг. Ливан покинули сотни тысяч христиан, в том числе десятки тысяч армян, обосновавшихся в США, Канаде и Франции.
С середины 90-х годов прошлого столетия страна опять встала на путь экономического развития и, несмотря на имеющиеся проблемы, считается одной из благополучных в арабском мире. Учитывая резкое уменьшение христианского населения Ливана (ныне менее
40% от общего населения), местные христианские общины, в том числе политические силы, стали внимательно относиться к проблемам армян, всячески пытаясь удержать армянское присутствие. Ведь, по словам Амо Москофяна, отток наших соотечественников из страны усугубит и так плачевную этнодемографическую и религиозную картину. Однако полностью удержать миграцию среди армян вряд ли удастся. Новое поколение армян все чаще меняет место жительства, переезжая в США и Канаду. Многие армяне уезжают также в Армению, скупая там земли и недвижимость. Кроме того, распространены межконфессиональные и межэтнические браки. Ливанские армяне берут в жены и мусульманок. Все эти тенденции, конечно, дают повод для размышления. Для сохранения имеющегося потенциала армян Ливана в первую очередь необходима политическая стабильность. Коррупционные скандалы и политические интриги влияют на отношение общины к традиционным национальным структурам. Однако сейчас в стране сложилась весьма благоприятная обстановка для продвижения национальных интересов, учитывая положительное отношение почти всех основных политических и религиозных сил к армянам. С этой точки зрения последние изменения политического климата в стране можно назвать политической победой армян Ливана. Победой, которую еще нужно удержать.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии