№ 1 (184) Январь 2012 года.

Талыши – «сборка» нового геополитического союза

Просмотров: 4395

12-13 ноября Кавказский центр иранистики Ереванского государственного университета при поддержке Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона и ряда других организаций провел в Ереване вторую Международную конференцию по талышеведению.

Очевидно, что данное мероприятие, в котором приняли участие специалисты из разных стран, а также представители многочисленной талышской диаспоры стран СНГ и Европы, стало серьезным событием в научной жизни не только Армении, но и всего Кавказа. Напомним, первая конференция, посвященная различным аспектам истории и культуры талышского народа, компактно проживающего в южных районах Азербайджана и сопредельных областях Исламской Республики Иран, состоялась в 2007 году, вызвав широкий общественный резонанс. Некоторые ангажированные наблюдатели поспешили даже обвинить устроителей конференции в разжигании неких «сепаратистских настроений».

Вряд ли, однако, подобные обвинения имеют под собой сколь-нибудь серьезные основания, помимо боязни открытых дискуссий. Достаточно сказать, что выпускаемый Кавказским центром иранистики с 1997 года международный академический журнал «Iran and the Caucasus» (главный редактор – профессор Гарник Асатрян) является единственным в регионе рецензируемым и имеющим индекс цитируемости изданием в сфере гуманитарных наук. А сохраняющиеся в регионе политические противоречия не должны препятствовать свободному обмену научной информацией и заинтересованному обсуждению концепций, казалось бы, уже прочно укоренившихся в официальных историографиях постсоветских государств.

Так, в ходе ереванской конференции 2007 года были сделаны интересные доклады о роли талышей в истории иранской Сефевидской династии, о самобытной истории и культуре талышского народа, само существование которых порой если не прямо отрицается, то, во всяком случае, замалчивается. Несмотря на то, что материальная культура и искусство вплоть до XVII века развивались сообразно визуальной культуре большинства мусульманских регионов, их неповторимое своеобразие связано не только с исламскими, но также с зороастрийскими, христианскими, тюркскими и иными традициями, оказывавшими значительное влияние на Талышский край в силу его географического положения и исторических судеб.

Культурное своеобразие полиэтнического Талышского края сохранялось и на новом историческом этапе, когда часть его – земли, расположенные между реками Осторо и Кура, в соответствии с Гюлистанским и Туркманчайским договорами вошли в состав России.

Надо заметить, что внешнеполитическая ориентация правителей Талышского ханства – в частности, Гара-хана Талышского и его преемника Мир-Мустафа хана – характеризуется, несмотря на близость этнически и лингвистически родственного Ирана, четкой прорусской ориентацией.

Юридически Талышское ханство переходит под протекторат России еще в 1802 году, после подписания в Георгиевске союзного договора между представителями императора Александра I и уполномоченными ряда влиятельных владетелей земель, расположенных на территории современных Дагестана и Азербайджана (в их числе был и Мир-Мустафа хан, который продолжил управлять краем уже в ранге российского подданного). Окончательно северные талышские земли закрепляются за Российской империей по результатам русско-персидских войн 1804-1813 и 1826-1828 гг.

Политика России на Кавказе неизменно встречала жесткое противодействие со стороны Франции и особенно Англии, которые стремились использовать прикаспийские области в качества плацдарма для дальнейшей экспансии на Ближний и Средний Восток. Ключевое геополитическое расположение Талышского края, пограничного между Российской империей (впоследствии СССР) и Ираном, зигзаги советской национальной политики обусловили его непростую судьбу в XX веке.

С одной стороны, были сделаны немалые достижения в сфере изучения талышского языка, происхождения, истории, материальной культуры древнего народа, что тесно связано с проблематикой иранского присутствия на Южном Кавказе, столетиями оказывавшего непосредственное влияние на этнокультурное своеобразие региона (тем удивительнее сегодня наблюдать явно политически мотивированные попытки отрицать это влияние). А с другой – в русле шедшего в СССР процесса «укрупнения» титульных наций за счет менее крупных этносов местные талыши также были взяты на учет в качестве азербайджанцев. В 1959 – 1989 гг. этноним «талыш» вообще исчезает из переписей населения…

Так же как и в случаях с Абхазией, Южной Осетией, Нагорным Карабахом, распад единого российского культурного и цивилизационного пространства, органично включавшего в себя и народы Кавказа, неизменно сопровождался в Талыше подъемами национального движения. Как отмечает известный историк-кавказовед Владимир Дегоев, народы Кавказа искали спасения вовсе не от России, а от угроз, от которых Россия всегда их защищала, но временно утратила эту способность. В обстановке хаоса, неопределенности, внутренних столкновений и начавшейся иностранной интервенции кавказские народы были вынуждены заботиться о способах организованного выживания. И вовсе не удивительно, что в этой предельно сложной ситуации уполномоченными представителями Талыша (при активной поддержке «русской» Мугани) принимается резолюция о признании края самобытной «неразрывной частью единой и неделимой России».

В 1919 году в Ленкорани провозглашается Муганская Советская Республика, ликвидированная два месяца спустя мусаватистскими властями. В начале 90-х восстановление талышской идентичности на фоне растущего тюркского национализма в период борьбы за независимость Азербайджанской Республики создало почву для напряженности. Провозглашенная летом 1993 года Талыш-Муганская Республика во главе с Алиакрамом Гумматовым оказалась недолговечной, став, тем не менее, важным фактором консолидации талышского национального движения в новых условиях.

Ныне территории расселения талышей в Азербайджане включают пять районов: Лик (Лерик), Ланкон (Ленкорань), Осторо (Астара), Масал (Масаллы), Вяргядуз (Ярдымлы). В соответствии с современной экономической географией Азербайджана, эти земли, где расположено более 350 селений и несколько городов, составляют Лянкяран-Астаринский экономический район. Талышские компактные поселения есть в Билясуварском, Джалилабадском, а также в Сальянском, Сабирабадском, Нефтечалинском, Имишлинском и некоторых других районах. Немало выходцев из южных регионов осели в Баку и других населенных пунктах Азербайджана за пределами традиционной территории проживания талышей, а также выехали на заработки в Россию и другие государства СНГ.

Согласно некоторым неофициальным подсчетам, численность талышей в Азербайджане превышает 1 миллион человек, что, конечно, разительно контрастирует с данными 1999 года – всего около 80 тыс., или 1% населения. Согласно переписи 2009 года, «официальная» численность талышей выросла почти за 10 лет в полтора раза, составив 112 тыс. человек. Думается, при критическом анализе этих цифр можно принять во внимание также данные западных исследователей, некоторые из которых дают оценку численности талышей в Азербайджане приблизительно в 500 тыс. чел. Оценки численности талышей в Иране (компактно они проживают в районах Керганруд, Асалем, Талеш-Долаб, Шандерман и Масал провинции Гилян) также достаточно противоречивы.

Социально-экономическая ситуация в южных регионах Азербайджана, несмотря на декларируемые официальным Баку высокие темпы роста благосостояния населения, продолжает оставаться, мягко говоря, неоднозначной. Так, несмотря на высокую рождаемость в горных местностях, численность населения, проживающего в селах, за последние 20-30 лет не увеличилась, а в некоторых селениях даже уменьшилась. Представители молодого поколения, в основном, покидают горные территории, в результате идет процесс опустошения территории и старения населения. Так что нет ничего удивительного в том, что социально-экономическая проблематика, вопросы нецелевого расходования выделяемых на развитие южных районов средств, практика назначений на руководящие должности выходцев из других районов Азербайджана рассматриваются некоторыми авторами с использованием этнически «окрашенной» лексики.

Обсуждение вопросов, связанных с национальной идентичностью населения отдельных регионов Кавказа, традиционно характеризуется высоким градусом эмоциональной напряженности. Очевидно, это связано не только с незавершенностью процесса этнической консолидации некоторых этносов (включая титульные этносы ряда постсоветских государств Южного Кавказа), но и с продолжающимся процессом геополитического передела региона, в котором активно действуют некоторые внешние игроки. Все это в полной мере применимо к южным районам Азербайджана. Российское и советское талышеведение, к сожалению, во многом утратило свои позиции, уступив место западным организациям, деятельность которых (включая и некоторые несомненные научные достижения) в целом следует рассматривать в контексте решения более широкого круга сугубо политических задач. Так, при поддержке западных инвесторов были реализованы экономические проекты, позволившие частично смягчить некоторые острые социально-экономические вопросы. Вместе с тем, имевший место в

90-х годах наплыв в Азербайджан западных специалистов самого широкого профиля обернулся развертыванием вдоль границы с Ираном ряда элементов военной инфраструктуры, усилением сотрудничества с США и НАТО в военно-технической сфере, что оказывает комплексное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Азербайджана.

Манипулирование национальными движениями разных народов, позволяющее успешно стравливать их между собой в целях решения актуальных задач расширения внешней экспансии, составляет неотъемлемую черту политики Запада на евразийском пространстве. В этом мы снова имеем все новые и новые возможности убедиться, анализируя процессы, происходящие на постсоветском пространстве (не исключая Россию) на протяжении последних 20 лет, или, например, события на Балканах. Изучение сюжетов, связанных с политико-дипломатическими хитросплетениями и военными конфликтами трехвековой давности, сохраняет актуальность с поправкой на современную ситуацию, в частности – резко обострившуюся борьбу за доступ к энергоресурсам, маршрутам их транспортировки, а также к путям военного транзита. Как известно, Исламская Республика Иран является объектом повышенного внимания со стороны Соединенных Штатов, Израиля и ряда иных субъектов международной политики, и этот интерес не может не оказывать серьезного влияния на процессы, разворачивающиеся в приграничных с Ираном районах сопредельных государств, ведущих активный диалог с США и НАТО в сфере безопасности. События на Ближнем Востоке наглядно демонстрируют, каким образом территории сопредельных государств могут использоваться в целях дестабилизации ситуации и эскалации напряженности (в частности, вокруг Ливии и Сирии).

Активизация западной политики на Южном Кавказе закономерно будет встречать противодействие не только со стороны России, но и со стороны Ирана. В свою очередь, экономические связи Тегерана и Пекина все больше трансформируются в устойчивый политический союз, и вряд ли Китай, пропустивший ряд ударов со стороны Запада на Ближнем Востоке и в Северной Африке, так просто сдаст свои позиции конкурентам.

Талыши являются одним из немногих народов, четко определившихся относительно своей геополитической ориентации, прошедшей (и проходящей по сей день) непростую проверку временем. В отличие от американских и европейских организаций, не испытывающих особых комплексов при работе с национальными меньшинствами Азербайджана, Москва остается в этом отношении пассивной, видимо, опасаясь того, что реализация гуманитарных проектов может стать поводом для обвинений в поддержке «сепаратизма». Тем не менее, попытки придания процессу формирования талышской национальной идентичности антироссийского вектора терпят неудачу. Можно согласиться с мнением, высказанным несколько лет назад талышским политологом и общественным деятелем Фахраддином Аббосзода: «Пока России будет плохо, никому из нас хорошо не будет Мы должны обеими руками держаться за Россию». Заметим, что подобная точка зрения, несмотря на массированную прозападную пропаганду, характерна не только для талышей, но и для немалой части самих азербайджанцев.

Талышский регион может стать одной из «точек сборки» нового геополитического союза, который гарантировал бы долгосрочную стабильность не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и на Евразийском континенте в целом. Только подобный союз в состоянии гарантировать народам региона, в том числе проживающим в иноэтничном окружении, право не только на развитие, но и просто на существование.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Поддерживаю стремление талышского народа к независимости и свободе!
  2. Это очень важное и своевременное начинание! Они в самом начале пути, но я искренне надеюсь,что он будет успешным! Можно с уверенностью сказать,что успех этого движения, еще один гвоздь в крышку гроба азеротурецкого султаната!
  3. Слушайте армашки, ваши мечта застрянет у вас в горле, вам не рассорить нас,пустая затея. Лучше свои силы тратьте на избавление хайбостана от опустошении или мы заселимся там.понил?
  4. Ала какой из тебе "истинный" талыш...? Не смеши меня! Ты обыкновенный, забитый азербот коих в вашем вшивом султанате, миллионы...
  5. Уровень чушек всем известен. Дикари! А талышам желаю счастья и свободы!
  6. Своим постом, ты еще раз доказал, какой же ты все таки примитивный упырь... Так держать истинный азероиод!
  7. Проблем нету:)) Да вы их всех в азеры записали, кто хочешь хоть какую карьеру у вас сделать. Азерам до демократии - как до Луны. Нацмены молчат, но в душе вас ненавидят. Ясно, как божий день.
  8. ты по этим проблемам в АЗЕ не осведомленный. Достаточно могу привести примеры о том ,что представители нацменьшиства какие высокие посты занимают в республике:-министр обороны, нац.генштаба-лезгины, имеются талыши в высоких чинах в МО. не зрья говорят, что МО в руках лезгин и талышей.Если покапаться можно таких фактов выявить... и насчет тго, что заставляют их отказаться от собственной нацмональности, то тут вы переборшили, это вранье на все сто. В армении эту проблему решили рас и навсегда с корни-выдворив всех представителей нацменьшинств!Оставщиеся кучки арменизированы довным довно, изменив их фамилии на ЯН и плюсь семьи русских вояк. вот и вам хайский толерантность.
  9. Что за бред несет азик! Да если бы талыши и лезгины так афишировали свою нацпринадлежность, они давно полетели с постов. Выше сержантов бы не были! Напротив, когда нацмен хочет выслужиться, он давит своих еще больше. В Прибалтике у нас есть такие "русские", которых воротит от всего русского, которые дружат только с титульными, за это нацики их продвигают по службе. Какие к черту русские! Какие к черту талыши с лезгинами! Эти мать родную продаст, чтобы выслужиться. Монреалец прав, азикам ох как далеко до демократии. Эти твари вонючие еще за Баку и Сумгаит ответят...
  10. Чушки есть чушки, что с них возьмешь... :)
  11. И впрямь чушки разошлись тут. За живое задели зеленщиков :)) Сгоряча тут о высоких материях заговорили. Только они забыли научиться по-русски грамотно писать :))
  12. Расшифруй смысль твоей кликухи пожалуйста...
  13. Кликухи это у вас, зеленщиков апшеронских. И еще у наших уродов в парламенте.
  14. Ну, все таки расшифруй що че значаемо.
  15. Господа чурбаны! В истории не было "Талышское ханство", а было Ленкоранское ханство. Всем талышам известно, что даже сейчас в Ленкоране талыши не живут. Последнее время в город пришли 5-6 талышей, их называют "цехами".
  16. Ты говориш:"Ныне территории расселения талышей в Азербайджане включают пять районов: Лик (Лерик), Ланкон (Ленкорань), Осторо (Астара), Масал (Масаллы), Вяргядуз (Ярдымлы)." Вяргядуз маленькое село в Ярдымлинском районе.Как я говорил, в районе нет талышей!!!!
  17. Только-что мой земляк позвонил мне и поэтому я здесь. Я из деревни Вяргядуза(Ярдымлинский район) и живу в Баку. Я азербайджанец! У нас нет талышей и никогда не были!! А Андрей Арешев дешевый пропогандист!!!!
  18. В мире происходил разграничение зон ареала проживания мусульман и христиан. И в Египте, и в Ираке, и в Сирии, и в Судане, и в Балканах из мусульманской "зеленой" зоны вытесняются и мигрируют христиане. По этой логике армяне уедут или их "уедут" в течение 2010-2050 из Южного кавказа.
  19. Статья серьезная,но имеются некоторые неточности,но в целом грамотно изложена ситуация.
  20. В Азербайджане никакой демократии нет и не было. Вот нацмены типа лезгинов или талышей и не "выступают". Тихо сидят себе, маскируются, называя себя азербайджанцами. Ну а армян давно там нет, евреев по пальцам можно пересчитать, русских тоже мало осталось. Да, город красивый стал. Но мои друзья и одноклассники неармяне едут туда и быстро возвращаются. Не могут там больше 3-4 дней находится. Город красивый, а население - одни чушки. Хоть и приоделись, на крутые тачки сели, мобилами пользуются и прочими плодами цивилизации, но чушками так и остались. А ведь такой замечательный город был когда-то...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты