Навасард – новогодний праздник армян
В Армении праздновать Новый год 1 января начали в XVIII веке при Католикосе Всех Армян Симеоне Ереванци. Но еще раньше, с вводом в обиход в XVI веке Папой Римским Григорием XIII так называемого григорианского календаря, в отдельных местностях, в частности армяне-католики Венеции, а позже и Польши, уже отмечали приход Нового года по новому стилю, то есть 1 января. Вплоть до конца XIX и в начале XX веков в исторической Армении и армянских колониях Новый год именовали по-разному: в Восточной Армении – Нор тари, Аманор, Навасард, Таремут, Тарин глух, Аветис, в Западной Армении – Нур или Нюр Тара, Хлвлик, Лолэ, Каханд, Кахинд, Калантос, Каландар. В основу последних четырех названий легло латинское слово «calendae»: у древнеримских жрецов обозначало оно «новолуние», ибо именно с новолунием вступал в силу новый месяц.
НАВАСАРД
Сам же обычай встречать Новый год возник в землях армянских с незапамятных времен, а точнее, с 11 августа 2492 года до Рождества Христова, когда прародитель армян Айк, потомок библейского послепотопного патриарха Фогармы, побил мирового тирана Бэла, властителя Месопотамии и Элама. Получив достойный отпор от жрецов-армян страны Аратта, не пожелавших жить под его владычеством, Бэл пошел на Армению войной. Встав во главе 60-тысячного войска, он надеялся в одночасье смять непокорных.
И они сошлись на плато Айоц дзора (ущелье Айка) – грозный Бэл и Айк Ахехнавор (Стрелец). Перед началом битвы бросил Айк своим воинам клич: «Вам завещаю страну свою. И да запомнит каждый из вас призвание свое – вы хозяева этой земли»… И началась битва гигантов – Дюцазнамарт, как обозначил это сражение армянский историк Гевонд Алишан. Трехперая стрела, выпущенная Айком из туго натянутого лука, пробила нагрудную пластину доспехов Бэла, и тот рухнул. Завидев воителя своего поверженным, войско его разбежалось. Легенда гласит, что в панике враг потерял убитыми и ранеными 40 тысяч, армяне же всего 5.
Страна Аратта отстояла свою независимость, и Айк провозглашен был верховным жрецом и царем, правя 18 областями Армении. После той памятной битвы целых 185 лет никто не смел посягать на землю армянскую.
С того знаменательного дня, 11 августа 2492 года, со дня Арег месяца Навасард, и стали вести армяне свое летоисчисление, отмечая приход Нового года.
В древнем календаре армян год состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного, 13-го месяца – в
5 дней: Навасард, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц. Кроме месяцев, названия имели и каждый день месяца, и каждый час дня.
Начинался праздник Навасард, что толкуется как «нав» – «новый», «сард» – «год», с величественного действа: верховный жрец, стоя на вершине горы Арагац, возжигал факел, и его несли в языческий храм Гарни. Длился праздник целую неделю, и каждый его день исполнен был особого смысла. Определяли же начало праздника по звездам. Жрецы трубили о наступлении Нового года, едва на небе появлялась звезда «Плечо Айка» или «Рука Айка». А звезда эта, именуемая Альфа-Орион, обычно незаметная с Земли, появлялась на небе чуть свет, в один и тот же день каждого года.
Неделя начиналась с силовых игр, схожих с олимпийскими у греков (в навасардовых играх наравне с мужчинами принимали участие и женщины). Не утихали народные песни и пляски, глаз радовали пышные застолья. Был и день сладких напитков и легкого вина. У людей приподнятое настроение, которое, однако, не переходило в опьянение, ибо следовали армяне мудрости народной: «Боги больше всего плевел оставляют на поле упившегося».
Праздник Навасард не признавал богатых и бедных. Все в эти дни были равны и вместе совершали и паломничество к святыням и храмам, особенно к капищам верховной богини армян – Анаит – в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. И сходили с небес к людям языческие боги: Артавазд – верховное божество армян, Анаит – богиня воды, плодородия и любви, Астхик – богиня красоты, Ваагн – бог войны, охоты, огня и молнии, Михр – бог солнца, небесного света и справедливости, Тир – бог письменности, мудрости, знаний, покровитель наук и искусств, Ванатур – бог гостеприимства. Сойдя на землю, они входили в воды священной реки Арацани, что на склоне горы Нпат, куда народ нес подношения им – зерна пшеницы и кровь жертвенных животных. Ублаженные воздаяниями, боги взмывали к заснеженным вершинам гор и продолжали оттуда наблюдать за общим весельем.
В торжествах принимали участие царь и царица со свитой, полководцы с войском. Сюда стекались со всех концов земель армянских, и выливалось торжество в символ единения народа.
Бытует у армян и миф о том, что ковчег Ноя пристал к горам араратским именно 11 августа… А еще в памяти народа осталось, что до битвы Айка с Бэлом армяне Новый год отмечали в день весеннего равноденствия – 21 марта. В этот день, по наблюдениям жрецов, пробуждалась природа, и они взывали к богам с мольбами дать им богатый урожай.
НГАТЦАХИК И ТАРЕАЦ
В силу разброса климатических зон в разных областях Армении на праздник Навасард подавали и блюда различные, но главное место на столе у всех всегда занимал хлеб из округлой пшеницы, выращиваемой только в Армении, давая этим понять богам, что чтут их и живы их милостью.
Новогодний стол не мог считаться праздничным, если не венчала его помимо хлеба и приправа нгатцахик. В ходу и поговорка была: «Без вина Новый год придет, без нгатцахика – запоздает». Волшебный цветок этот рос на склонах библейской горы Арарат. Его собирали, сушили и развозили по городам и весям Армении. Традиция припускать в новогодние блюда сушеный нгатцахик также была символом национального единения. С буквы «Н», начальной в слове «нгатцахик», пошел обычай включать в новогодние блюда и другие продукты, начинающиеся с этой буквы – нур (гранат) и нуш (миндаль). К фруктам и сухофруктам подавали молодого барашка с зерновой кашей под арису, но без перемешивания ее.
Держались строгого правила – не перегружать стол яствами. Ставили все лучшее, но лишь самое необходимое. И вино пили только виноградное, да и то умеренно, что вязалось в сознании народа с ожиданием богатого урожая по осени. Пекли по домам и тареац (тари хац), хлеб года, в который запекали фасолину, бусинку или монетку. Делили лепешку по числу членов семьи: кому доставался кусок с «начинкой», тому в новом году, по поверью, выпадала удача.
Тареац в каждой из армянских областей готовили на свой лад: одни обмазывали ритуальный хлеб сладким кремом, другие посыпали грецким орехом.
ЭХО НАВАСАРДА
С принятием Арменией христианства, в эпоху раннего Средневековья, праздник Навасард с августа сместился ближе к воскресному дню в середине ноября. В эту пору завершался земледельческий цикл. Затем, с переходом на григорианский календарь, и особенно с конца XVIII века, ноябрьский Новый год уступил место Аманору («ам» – год, «нор» – «новый»), отмечаемому 1 января. И хотя зимой никто никакого урожая не собирал, народ встречал начало года в радости. Пекли гату, сладкую лепешку со всевозможными начинками, печенья самых причудливых форм – в виде кошеля, косы, коровьего вымени, копыт, амбаров, искренне веря, что принесут они богатство, что косы девушек станут длиннее, что ведет это к большей удойности коров и обилию зерна.
Готовили суп анушапур или сарнапур – из дробленой пшеницы, изюма, сушеных абрикосов и слив, добавляя в него уваренный тутовый сироп. Готовили и пасуц толму – постную толму, начиненную смесью из чечевицы, красной фасоли, гороха, пшеничной крупы, поджаренного лука и – по желанию – сухофруктами.
* * *
Народ верил, что в предновогоднюю ночь текучие воды на какое-то время становятся златоносными. К концу дня юноши и девушки отправлялись к роднику дождаться чудесного мгновения, чтобы вместе с водой принести в дом и благо. Дабы умилостивить воду, они кидали в нее пшеницу, ячмень или кусочки хлеба. Верили также, что если в новогоднюю ночь отпустить в воду любую вещь, то тут же исполнится желание. Не случайно, что в эту ночь в домах строго-настрого запрещалось выплескивать или выливать воду.
Дети ждали подарков, а девушки гадали на счастье, используя для этого… куриное яйцо, которое вечером клали в сосуд с золой и красками. Если утром на скорлупе краски оказывалось больше, чем золы, полагали, что это к счастью. Согласно другому поверью, девушки клали яйцо в горшочек на тонире. Если к утру яйцо чернело, они печалились, если же оно окрашивалось в красный, это означало, что год выдастся счастливым.
В Новый год девушка, успевшая обручиться, втайне от всех дарила своему жениху сработанное собственными руками яблоко – «пнджац хндзор», увитое шелковыми ленточками. А хозяйка дома смазывала двери медом и расстилала красную материю, чтобы весь год был «красным и сладким», после чего приносила охапку дров, бросала в очаг и поздравляла сыновей и невесток с Новым годом. А еще она обмазывала им губы медом, малышам же доставались асил-басилы – выпечка с изюмом в виде куколок.
Дети и подростки ходили от дома к дому, угощаясь лакомствами из носка или корзины, висевших над входом в жилище.
НОВЫЙ ГОД В КАРАБАХЕ И ЗАНГЕЗУРЕ
Армяне Карабаха, Зангезура и нахичеванского Агулиса, а еще Салмаста и Алашкерта Новый год отмечали в первое воскресенье, выпадающее на 10-20 ноября. Хотя прежде, как и все армяне, праздновали они его в Навасард, гуляя после сбора основного урожая. Так празднества и катились с юга на север во временных пределах – с 11 августа по 9 сентября.
В этих краях пастухов и нанимали до дня Навасарда в ноябре, когда с ними, а также с прочими работниками расплачивались сполна. В Навасард пастух всенепременно оставался дома, да к тому же принаряжался во все новое и добротное. В другие праздники он мог и вне дома заночевать. В Навасард год его работы завершался.
Тем же днем гасились распри и прекращалась личная вражда между селянами, а нередко и в семье. В Новый год все вступали с миром в душе.
Предварял Навасард недельный пост. Для нетерпеливых торжество брало начало в сумерках перед грядущим праздничным воскресеньем. Веселье разгоралось после полуночи, но большей частью ближе к рассвету.
В каждом доме в казанах томился в тонире мясной обед – «кчычахаш», «крчахаш» или «куркутов чаш». Отварную пшеницу, «куркут», толкли в каменных ступах, промывали горячей водой и укладывали на дно луженых казанов. Поверх клали мясо молодого барашка или козленка, а кто и свининой сдабривал крупу. Под крышкой еда доходила до первых петухов. Запрещалось пускать в ход половник, чтобы год случаем не начался вперемешку с неурядицами.
В день Навасарда, чуть свет, начинали обходить дома, где в течение года ушел из жизни член семьи. Приходили с подарками, утешали и вместе с домочадцами поднимали чашу за упокой души.
Соседи ходили друг к другу с поздравлениями и, входя в дом, разбрасывали ядра орехов. От порога к порогу на медном подносе несли блюдо с горячей крупой и курицей поверх нее. И все это было обложено свежими фруктами, а по краям и в середку втыкали свечи. И вместе наслаждались жизнью.
В дом кума, который в минувшем году успел прижать к груди младенца, все непременно несли яства на серебряном подносе. Не оставался в долгу и кум: на том же подносе передавал шелковый халат с каким-нибудь подарком – головным платком, шалью из Шемахи, кувшинчиком для воды родниковой – и что-то от души желал. А еще кум лично от себя дарил молодым, которых он подвел к алтарю, одежду из чистой шерсти. Щедро одаривали и мальчишку, который приносил дары от кума.
В Навасард принято было, чтобы старшие из каждого дома шли поздравлять кехву-старосту, неся ему бутыль водки и яблоко, в которое запрятывали серебряную монету. Шли в ход и другие подношения. При этом они благоговейно прикладывались к его руке. Воздавал должное знакам уважения сельчан и староста: повелев зарезать вола и хорошенько всех попотчевать.
К празднику Навасард все – от мала да велика – облачались в новенькие одежды. Да и уход за скотиной на Новый год был особенным: хлев тщательно вычищали, пересыпали ячменем солому и привязывали к хвосту или рогам любимого животного алый бант. Утром скотину выводили во двор. Если она переступала порог хлева правой ногой, знали – жди доброго года.
Душевная наполненность сопровождала сельчан весь год, даря им радости и отводя невзгоды.
Марина и Гамлет Мирзояны
Оставьте свои комментарии