Праздники Армянской Апостольской Церкви
4 марта
Воскресенье Блудного сына
Чтобы народу было легче воспринимать Его проповеди и наставления, Иисус Христос нередко излагал их в форме притч. Одна из них рассказывает о сыне богатого человека, который выпросил у отца причитающееся ему имущество и промотал в дальних странах. Обнищав, он выполнял самую грязную работу, питался остатками пищи и наконец, не выдержав, решил вернуться домой и покаяться. «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». Но отец, увидев сына, возликовал, простил его и возлюбил больше прежнего.
В притче заключена суть христианства - покаяние и прощение. Господь всегда ждет от человека чистосердечного раскаяния и отречения от грехов, ждет, как блудного сына, осознавшего свою вину. Важно успеть очиститься от грязи пороков, чтобы быть готовым к Суду, на который каждого из нас поведут в конце времен. Есть два пути: либо жить в плену собственных грехов, либо разумом, сердцем и духом прийти к Богу, покаяться и остаться в Его Царстве навсегда.
10 марта
Свв. патриархов Иоанна Иерусалимского и Ованнеса Одзнеци, архимандритов Ованнеса Воротнеци
и Григора Татеваци
Патриарх Иоанн Иерусалимский (386-417) является одним из самых видных деятелей Вселенской Церкви, прославившийся как защитник чистоты христианского вероучения.
Армянский Католикос Ованнес III Одзнеци (717-728) считался одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи, за что и носил прозвище Имастасер (Любомудр). Он возглавил Армянскую Церковь в период, когда вопрос ее внутреннего единства был равнозначен единству нации. Одним из важнейших достижений Ованнеса стало обеспечение неприкосновенности Армянской Церкви от посягательств Арабского халифата. Отправившись в Дамаск к халифу Омару, Католикос убедил того дать свободу армянским пленным, освободить Церковь от налогов и позволить свободное исповедание христианства в Армении. В 720 году Ованнес созвал VII Двинский собор, где выдвинул программу борьбы за сохранение чистоты догматов Церкви от влияния афтартодокетических и смешанных с восточными религиями околохристианских учений. Ованнесу III принадлежит заслуга создания «Сборника канонов Армянской Церкви» и упорядочения литургических чинов. В конце жизни Патриарх уединился в пещере на горе Сотер, где окончил свои дни.
Ованнес Воротнеци (ок. 1315-1388) из княжеского рода Орбелян был одним из наиболее ярких представителей духовенства Восточной Армении, видным философом и педагогом XIV века, прекрасным знатоком Библии. Современники звали его «Великим ритором Армении», он носил неофициальный титул «Трижды великого армянского философа и учителя», которого, кроме него, удостоились еще три крупнейших мыслителя Средневековья – Давид Анахт, Ованнес Имастасер и Григор Татеваци.
В годы учебы Ованнесу дали прозвище Кахик (Связанный), подразумевая его связанность любовью с Богом. Синаксарий сообщает, что пастырь Ованнес был «утешителем и кормильцем бедняков». Однако в истории Армянской Церкви Ованнес остался прежде всего как основатель и первый ректор Татевского университета. Развернув активную научную и педагогическую деятельность, он способствовал сохранению и процветанию очагов культуры Сюникского края, поднял уровень изучения философии и естественных наук, прививал своим воспитанникам необходимые знания, определявшие уровень современной ему европейской науки.
Сохранением научного наследия Ованнеса Воротнеци мы обязаны его ученику Григору Татеваци, записавшему все лекции учителя. Перед самой смертью Воротнеци объявил Григора своим преемником и назначил главой университета.
Григор Татеваци (1346-1409). Видный богослов, философ-номиналист, церковный и общественный деятель, проповедник, педагог, миниатюрист, каллиграф и музыкант, Григор Татеваци звался среди духовенства «Трижды великим», «Всеармянским архимандритом», «вторым Просветителем». Будучи ректором Татевского университета, Григор развернул деятельность против заполнивших Армению католических миссионеров. Ему принадлежала идея возвращения патриаршей кафедры в Св. Эчмиадзин после падения Армянского Киликийского царства в 1375 году. Одним из важнейших дел Татеваци стало посредничество в примирении самопровозглашенного Ахтамарского престола с Эчмиадзинским католикосатом и возвращении его в лоно Церкви.
Григор Татеваци оставил огромное научное наследие: кроме толкований книг Ветхого и Нового Заветов, он написал «Книгу проповедей», «Книгу Вопрошений» и др.
11 марта
Воскресенье Управителя
Воскресенье Управителя также связано с притчей Иисуса Христа. Некий богатый человек узнал, что управитель расточает его имение, и потребовал отчета. Растерявшийся было управитель догадался, как ему поступить. Он вызвал должников хозяина и потребовал вернуть хотя бы половину долгов, чтобы самому не лишиться остатков доверия господина. Тем самым управитель не только нажил новых друзей, но и добился милости господина, увидевшего, что слуга не пожалеет сил ради того, чтобы исправиться и быть прощенным. Смысл притчи пpoясняют слова Иисуса: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».
В духовном гимне этого дня поется о том, как был создан вышний мир, где управителем был назначен херувим. Затем Бог создал второй, горний мир и рай, куда был поставлен управителем человек. И, наконец, была возведена Церковь, где правило Слово истины.
17 марта
Свв. 40 Себастийских мучеников
В годы правления императора Лициния поднялась новая волна гонений на христиан, захлестнувшая Малую Армению. В 320 году правитель города Себастии приказал арестовать 40 местных воинов, исповедовавших веру Христа. Правитель подверг их истязаниям, затем холодной ночью велел держать в озере. Одному из пленников удалось бежать, а на его место добровольно заступил стражник Севериан, который уверовал в Христа, потрясенный непреклонностью и самоотверженностью пленников. Утром их убили, разбив голени молотами, а тела сожгли. Севериан был казнен отдельно.
18 марта
Воскресенье Судьи
Речь идет о судье из Иисусовой притчи, изложенной в Евангелии от Луки. «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».
В чем смысл притчи? Если ты игнорируешь справедливость, все равно восстанови ее, хотя бы ради собственного спокойствия. Если ее восстановит Бог, Он совершит это, покарав тебя. Христос предупреждает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».
24 марта
Ввержение в ров св. Григора Просветителя Армении
Григор Партев, креститель Армении, родился ок. 238 года в армянской столице Вагаршапате, где его отец, парфянский князь Анак, совершил покушение на армянского царя Хосрова I. Совершив убийство, Анак вместе с семьей попытался уйти в Персию, но армянский отряд нагнал его и утопил в пограничной реке Аракс вместе с домочадцами. Волею небес малолетний Григор был спасен кормилицей и увезен в Кесарию Каппадокийскую, где получил христианское воспитание. Став совершеннолетним и узнав историю своей семьи, Григор решил инкогнито поступить на службу к сыну Хосрова царю Трдату III и преданным служением искупить вину своего отца. Когда Трдату удалось восстановить трон своего отца, он отправился к святилищу верховной богини Анаит, чтобы возблагодарить покровительницу Армении за спасение государства. Ашоцкий князь Тачат, каким-то образом установивший личность Григора, сообщил об этом Трдату после того, как Григор отказался поклониться языческой богине. Узнав, что перед ним - сын убийцы его отца, Трдат приказал жестоко пытать и затем бросить полуживого Григора в тюремную яму Хор Вирап в Арташатской цитадели. Григор томился в подземелье около четырнадцати лет, до 301 года, когда Господь избрал его в качестве крестителя Армянской страны.
25 марта
Воскресенье Грядущего
Этот день служит еще одним напоминанием о явлении Христа как Спасителя, о Его грядущем Втором пришествии как Судьи и предшествующих этому событиях. Господь поведал апостолам: «Многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко. Не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь; ибо этому надлежит быть прежде: но не тотчас конец… Восстанет народ на народ, царство на царство. Будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба... И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».
31 марта
Воскрешение праведного Лазаря
Вместе со своими сестрами Марфой и Марией Лазарь жил в селе Вифании у Иерусалима. Узнав о смерти друга, Иисус отправился туда, подошел к гробнице, куда было положено тело Лазаря, велел отодвинуть каменную плиту и обратился к Марфе, старшей сестре умершего: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?.. Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было Платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».
Евангелия ничего не сообщают о дальнейшей судьбе Лазаря, кроме того, что Христос гостил в его доме, перед тем как идти в Иерусалим на Свою Последнюю Пасху. Согласно апокрифам, Лазарь прожил еще тридцать лет и умер на Кипре, где возглавлял Кипрскую церковь.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии