ЕвроПРО и безопасность Армении
Планы по развертыванию систем противоракетной обороны – ЕвроПРО, по утверждению высшего военного руководства России, нарушат сложившийся баланс сил ядерного сдерживания и противоракетной обороны. Размещение этих систем в непосредственной близости от российских границ позволит США и НАТО обнаруживать российские ракеты на стадии запуска и соответственно быстрее принимать ответные меры по их уничтожению.
Проще говоря, Россия и ее союзники если не лишаются возможности, то получают дополнительные сложности для нанесения ответного удара. Территория США с реализацией программы Европро станет практически неуязвимой для обычных баллистических ракет. Проблема эта, так или иначе, коснется всех стран ближнего зарубежья, гарантом безопасности которых выступает Россия. Армения, являясь стратегическим партнером России, хочет того или нет, будет вовлечена в развернувшуюся «битву титанов». Как быть и каково место Армении в этой схватке, наш корреспондент выяснял у главного редактора журнала «Национальная оборона», председателя общественного совета при МО РФ Игоря Коротченко.
– Игорь Юрьевич, по вопросу ЕвроПРО Россия выступает с довольно жестких позиций. К чему это может привести?
– До Чикагского саммита НАТО, на котором США и их союзники обсуждали вопросы
ЕвроПРО, Министерство обороны России провело международную конференцию, исходя из того, что необходимо еще раз довести до наших партнеров на переговорах принципиальную позицию России. Она заключается в том, что ни при каких условиях мы не согласимся на ситуацию, когда европейские ПРО будут угрожать способностям России в области стратегического ядерного сдерживания. Особенно учитывая то обстоятельство, что, начиная с третьей фазы так называемого поэтапного адаптивного подхода к ЕвроПРО, у американцев появится возможность за счет постановки на вооружение новых модификаций противоракет СМ-3 с повышенными характеристиками осуществлять перехват пока гипотетических, но, тем не менее, вполне возможных межконтинентальных баллистических ракет в случае направления их по трассам через Северный полюс в сторону Северной Америки.
В этих условиях позиция Москвы заключалась в том, чтобы как можно доходчивее донести эту точку зрения до высокопоставленных военных делегаций, которые прибыли в Москву из всех стран – членов НАТО, а также ряда других крупных государств, чьи интересы национальной безопасности, так или иначе, затронет развертывание ЕвроПРО. Рассчитываем на заинтересованный диалог, особенно учитывая то, что в конференции участвовали ряд авторитетных международных неправительственных организаций, эксперты по ПРО как из стран Запада, так и со стороны Российской Федерации.
Наша позиция в преддверии Чикагского саммита была одна – довести нашу точку зрения до партнеров и предупредить, что мы не будем пассивными наблюдателями. И в случае материализации угроз начиная с 2017 года Москва приступит к реализации тех мер, о которых объявил в конце прошлого года президент Медведев.
– Эта программа достаточно дорогостоящая. Западные специалисты говорят о том, что, если Россия включится в эту гонку, это может подорвать ее экономику.
– Разумеется, Россия учитывает печальный опыт лобовой гонки вооружений с Западом, которая подорвала и истощила возможности Советского Союза в свое время. Поэтому те меры, которые предлагаются, носят асимметричный и, во-вторых, малозатратный характер. Это связано с плановым совершенствованием системы предупреждения при ракетном нападении, плюс развертывание в ряде регионов бригад, оснащенных оперативно-тактическим ракетным комплексом «Искандер М». Будет все это делаться в рамках планового переоснащения вооруженных сил новой техникой. Поэтому я не думаю, что эти меры слишком сильно напрягут российский бюджет. Тем более что в рамках государственной программы до 2020 года необходимые средства на это выделены и в бюджете прописаны. С другой стороны, Россия продолжит плановое оснащение боевых блоков новых межконтинентальных твердотопливных баллистических ракет типа РС-24 ЯС шахтного и мобильного базирования, а также морской ракеты «Булава» с новым оснащением, способным преодолевать как существующую, так и перспективную систему ПРО. Речь идет о развитом комплексе ложных целей передатчиков помех, а также применении ряда технических решений, направленных на обеспечение неуязвимости наших баллистических ракет.
– В вопросе размещения ЕвроПро США выступают в тесном альянсе с НАТО. Но ведь у России тоже есть союзники. Есть ОДКБ, действуют двусторонние соглашения. Как относятся к этой проблеме в странах Содружества?
– На самом деле ЕвроПРО – проект, разработанный исключительно США. Европа участвует в нем только путем предоставления своих территорий для информационных и огневых средств противоракетной обороны США. Поэтому мы будем реализовывать комплекс мер с учетом этого обстоятельства. С другой стороны, есть понимание, что нам необходим, прежде всего, тесный военный альянс с Белоруссией как нашим ближайшим военным партнером, на территории которой, кстати говоря, действует объект системы предупреждения о ракетном нападении, что в интересах вооруженных сил России. Это первое. Второе – мы будем создавать единую систему воздушно-космической обороны с Белоруссией, что также повысит наши возможности. Что касается других стран ОДКБ, полагаем, что в рамках укрепления нашего сотрудничества противоракетный зонтик системы воздушно-космической обороны России возьмет под себя в том числе и прикрытие наших соседей за счет интеграции тех возможностей, которые есть у них и у нас в сфере ПВО и ПРО.
– А какова сегодня ситуация? Россия взяла обязательства по осуществлению ПВО и реализует ее в Армении.
– Я могу сказать, что в Армению поставлен ряд мощных дальнобойных систем ПВО, в частности система С-300. Кроме того, российская военная база в Гюмри также оснащена системой С-300В (войсковой ПВО). Поэтому мы считаем, что территория Армении достаточно надежно прикрыта. Кроме того, в рамках проведения плановых мероприятий у нас есть возможность за счет оперативной переброски по воздуху самолетами военно-транспортной авиации дополнительных сил и средств ПВО обеспечить прикрытие Армении в случае каких-либо угроз с воздуха и из космоса. Но и не будем забывать, что Азербайджан занял крайне неконструктивную позицию по вопросу арендной платы Габалинской РЛС, в частности требования распространяются такие, что вместо прежних 7 миллионов долларов с нас хотят 300. Это абсолютно неприемлемые цифры. Если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик, Россия может пойти на то, чтобы рассмотреть вопрос о строительстве новой РЛС высокой заводской готовности непосредственно на территории Армении.
– Кстати, что армянская сторона и предлагает… Установка РЛС на склоне горы Арагац позволит довести зону ее охвата до Средиземного моря, по утверждению специалистов.
– Этот вопрос будет решаться комплексно. Пока говорить об этом преждевременно, но азербайджанской стороне всегда надо помнить, что у России есть альтернатива.
– Это то, что касается вооружений. А как обстоят дела с политической поддержкой России по вопросу ЕвроПРО со стороны стран СНГ и, в частности, Армении?
– Мы рассчитываем, что в этом вопросе Армения займет позицию, солидарную с Россией по вопросу ЕвроПРО. Рассчитываем, что наши партнеры в Ереване будут вместе с нами заодно по всем аспектам этой непростой проблемы.
– Армения в вопросе ЕвроПРО объективно попадает под удар, поскольку в Турции у границ Армении расположена военная база НАТО, которая должна будет перехватывать ракеты со стороны Ирана, как утверждают эксперты НАТО.
– Для обеспечения безопасности южных границ России и соответственно Армении, в Краснодарском крае будет развернут оперативно-тактический комплекс «Искандер» для того, чтобы взять под прицел радар ЕвроПРО в Турции, а также военную базу, противоракетный радар, который будет размещен на территории Польши. Соответственно в Калининградской области также будут размещены «Искандеры». Это произойдет, скорее всего, на рубеже 2017-2018 годов, когда конфигурация ЕвроПРО будет уже реально угрожать России. У нас еще есть пять лет, в течение которых мы будем договариваться и параллельно готовить меры для симметричного военно-технического ответа, если договориться не удастся. Так или иначе, судя по всему, программа Европро в том или ином виде будет реализована, и нам придется позаботиться о своей безопасности, как и о безопасности наших стратегических партнеров, каковым сегодня является для нас Армения.
Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии