№ 17 (200) Сентябрь (16–30) 2012 года.

Мудрый Шарль воспел мир и любовь на земле предков

Просмотров: 4624

Откровенно говоря, речь идет о нерядовом, лучше сказать – незаурядном событии. Если же еще точнее – то, без преувеличения, о триумфальном. Взаимодействовали два контекста: то ли Шарль Азнавур, один из живых символов более чем полувековой эпохи, прибыл в Грузию для персонального и впечатляющего участия в торжествах на земле предков, то ли сами торжества эти были приурочены к его третьему приезду. Впрочем, надо отдать должное инициаторам, которые проявили находчивость и продумали этот уникальный прецедент как единое целое.

Любопытная деталь: это было первое концертное выступление великого шансонье, которое завершилось не только фейерверком эмоций и оваций, но и настоящим долгим фейерверком, состоявшим из во множестве взрывавших вечернее небо петард. Под этот многоцветный феерический аккомпанемент и открылась в зале амфитеатра реставрированной и обновленной крепости Рабат в Ахалцихе «звезда Азнавура». «Боже мой», – с чувством произнес он вдруг на русском эти слова в те самые минуты, благодаря всех вокруг за незабываемые мгновения.

Выражение это, как оказалось, запомнилось Азнавуру еще с детства, поскольку его часто использовал отец. Миша Азнавурян был довольно востребованным музыкантом, играл на нескольких инструментах. Все последние 16 лет перед отъездом за рубеж в 1922 году он жил в Тбилиси. И не случайно переселился в столицу, где работы для него было гораздо больше и куда его и всю семью позвал старший брат. И жили бы они здесь, если бы не решение уехать, бесповоротно принятое после вторжения 11-й Красной армии и советизации Грузии в феврале 1921 года. Кроме того, Мишу Азнавуряна не могло не беспокоить и то невеселое обстоятельство, что вплоть по 1918 год эпизодически повторялись военные набеги с турецкой стороны на территорию родного края Самцхе-Джавахети...

Шарль Азнавур, движимый естественным интересом, впервые побывал в Тбилиси в 1999 году. Приехал вместе с давним другом – председателем сената Франции, по словам которого, ему «было интересно сопровождать месье Шарля туда, откуда он родом». Второе посещение Грузии состоялось шесть лет спустя, в 2005-м. Тогда и состоялась его первая поездка в город Ахалцихе, где он с волнением говорил местным жителям, непринужденно смешивая французский с армянским: «Же – ахалцихеци...» То есть «я – ахалцихский...» За день до того путешествия в родные пенаты, где ему присвоили звание почетного гражданина Ахалцихе, легендарный певец с любопытством осматривал Тбилиси, вслушиваясь в пояснения весьма высокопоставленного гида – в лице главы государства. Михаил Саакашвили показывал тогда мэтру мировой эстрады те места, где приступали к реконструкции зданий и другой инфраструктуры в районе старого Тбилиси и одновременно – к строительству новых сооружений, в частности столичного центрального парка, прозрачного моста через Куру, как и не лишенного экзотики «Будда-бара» и музыкального центра. Когда гость из Франции уже в этот последний, августовский, приезд совершал очередную свою прогулку по Тифлису (именно так он называет этот город), то заметил многолетнему импресарио Левону Саяну, дочери Кате и окружившим его вниманием здешним приятелям и деятелям, представляющим местную армянскую общественность: «Интересный все-таки Миша человек – точно в срок исполняет все задуманное и обещанное».

До того, как Азнавур и Саян вертолетом переправились в Ахалцихе (концертная группа из музыкантов и технического персонала в составе 22 человек, а с ними и Катя Азнавур, дочь Шарля, отправилась туда по новейшей автомагистрали в сопровождении полицейского эскорта), прославленному исполнителю устроили два приема. Первый состоялся в гостинице «Мэрриот», куда наряду с молодыми правительственными чиновниками-армянами, занимающими довольно высокие должности в министерствах образования, финансов, внутренних дел, юстиции и других ведомствах, были приглашены и представители общественности, творческих кругов, известные и почитаемые в стране персоны. В частности, речь идет о популярном тяжелоатлете, чемпионе Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки, ныне 83-летнем Рафаэле Чимишкяне, с которым Азнавур фотографировался в обнимку, и о победительнице всегрузинского телевизионного конкурса «Ничиери» («Талантливые»), весьма одаренной 14-летней вокалистке Анне Ханджалян. Вскоре после успеха в Тбилиси она в составе грузинского квартета стала еще и победительницей международного песенного конкурса Евровидение для юных исполнителей. Азнавур внимательно слушал все комментарии хозяев, задавал вопросы и получал подробные ответы. Принимающая сторона инициировала через Союз армян Грузии, да и напрямую тоже, предложение, с энтузиазмом поддержанное местными общественными кругами. 88-летнего Шарля Азнавура пригласили отпраздновать в Грузии предстоящее 90-летие. Он с благодарностью принял его и сказал, что приедет со всеми детьми, обеими дочерьми – Седой и Катей и сыновьями – Мишей и Николя. Помолившись затем в церкви Св. Эчмиадзина, гости сделали несколько шагов и оказались в прилегающем к храму здании культурно-просветительного центра «Айартун» – в Армянском доме. Встреча, на которой присутствовали представители армянского духовенства во главе с главой епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии Вазгеном Мирзаханяном, посол Армении Ованес Манукян, руководитель центра «Айартун» Левон Чидилян, члены союзов армянских писателей, художников и музыкантов Грузии, была пусть не слишком продолжительной, но теплой и содержательной. Поклонники знаменитого Шарля пришли во множестве, иные вместе с домочадцами. Все в зале поместиться не могли, а когда Азнавур вышел на улицу, к нему поспешили люди со съемочными камерами и без таковых. «Осторожнее», – просил Левон Саян. Людей понять, конечно, можно: шанс увидеть вблизи личность и артиста подобного масштаба, да еще столь любимого, как Азнавур, многие получают лишь однажды.

Меню ужина в ресторане «Старая мельница», выстроенном предпринимателями с учетом возможности ощутить эффект романтического присутствия водной стихии (в паре метров от крайних столиков балкона течет Кура) и загадочного «лесного шепота» лиственных деревьев и хвойных декорированных кустов, позволило настроиться на еще более непринужденный обмен мнениями. Приглашение сюда последовало от посольства Армении. Блюда здешней кухни Азнавур оценил по достоинству. «Боже мой, инч амова», – несколько раз повторил он. Тут поневоле подумаешь и о том, что гастрономический вкус Азнавура может рассматриваться и как некое генетическое обретение – дед его по отцовской линии служил главным кулинаром, или, как теперь говорят, шеф-поваром, у губернатора Тифлиса в его резиденции в курортном городе Боржоми; в свою очередь отец Шарля вскоре после приезда в Париж открыл ресторан «Кавказский», причем случилось это в дни появления на свет сына. Любимец Монмартра и Елисейских полей восхищался в тбилисской «Старой мельнице» не только мастерством кулинаров, но и искусством музыкантов, задушевно, с характерными мелодическими интонациями исполнивших под чарующее звучание дудука песни Саят-Новы – на армянском и грузинском языках. «Боже мой, инч лава!» – еще раз, но громче обычного воскликнул гость. На следующий день бодрый и, как прежде, мобильный Шарль во второй раз оказался в Ахалцихе, где похоронены его дед и бабушка. До сей поры живут там его дальние родственники.

Нельзя обойти вниманием такое обстоятельство. Если кто-то и испытывал особые чувства от появления в Грузии всемирно известного певца, композитора и актера, то это был, без преувеличения, президент. Это отнюдь не желание похвалить Саакашвили. Таким было его состояние в те радостные дни. Пожалуй, приятно, что такие люди, как Азнавур, не отказывают ему в любезности и чести быть рядом с ним в столь волнующие минуты. Значит, уважают. Стало быть, замечают это и многочисленные сограждане. Для президентского рейтинга важно все, в том числе и личные контакты со знаменитостями. У Саакашвили дважды были беседы с Шарлем Азнавуром, оба раза в присутствии Левона Саяна – в его Авлабарской резиденции в Тбилиси и еще раз сразу после концерта в Ахалцихе. Азнавур в ходе этого общения заметил, что в Грузии несомненны перемены к лучшему по сравнению с тем, что он видел здесь во время предыдущих посещений. Об этом Азнавур заявил и во время встречи с журналистами в Ахалцихе. Он сказал, в частности, что «ранее испытал некоторое разочарование ситуацией в стране, а сейчас взору явно заметны перемены к лучшему». «Меня впечатляет происходящее, особенно в области строительства и создания архитектурных новшеств», – поделился месье Шарль. Хотя не все горожане могут разделить эти чувства, и прежде всего те, которые не согласны с подходом властей к стилю урбанистического обновления, не учитывающего, с точки зрения ряда специалистов, чувствительности архитектурных особенностей исторических застроек.

Отец и дяди Азнавура, покидая Тифлис 90 лет назад, вполне могли предвидеть, что когда-нибудь окажутся в Париже. Но предположить все остальное? Например, то, что там, в далекой Франции, у Миши Азнавуряна родится обожаемый человечеством сын, который не только создаст более тысячи великолепных песен, во множестве признанных мелодическими и поэтическими шедеврами, но и напишет в 83 года книгу «Мой папа – великан». Эти зарисовки бытового характера, бесспорно, свидетельствуют об удивительном литературном таланте Азнавура – уже как прозаика-мемуариста. Но отец и в те далекие годы, ведомый наитием и здравым смыслом, как свидетельствует его потрясающий сын, не забывал о родине предков. Иначе и Шарль не проникся бы мыслями о волнующем и щемящем сердце прошлом. Сын не мог видеть в те времена города Ахалцихе, название которого на грузинском означает «новая крепость». Но его отец жил здесь и видел все вокруг, включая крепость Рабат, сооруженную еще в девятом веке иноземными завоевателями. По свидетельству историков, вероятнее всего ими могли быть арабы, после чего крепость захватили турки, тем более что это был важнейший южный форпост на подступах к Кавказу. Название Рабат, уточним уж заодно, довольно распространено (вспомним хотя бы столицу Марокко) и означает на арабском синтез понятий «войсковой лагерь» и «крепость в предместье». Когда-то, веке в XV, на территории крепости жил вынужденный принять ислам грузинский атабег (глава местности) Джакели, построивший там же мечеть. В смутные годы русско-турецкой войны крепость перешла под контроль России, а затем оказалась, по сути, не нужной никому в силу изменившихся политических обстоятельств. И вот крепость эту повидал и сын, Шарль Азнавур. Правда, в совершенно ином виде. От нее не осталось ничего сколько-нибудь воинственно-пугающего. Сохранились разве что общие исторические черты, обновленные и реставрированные стены. Да холмистая возвышенность вокруг под вечным небом...

Возникла картина, достойная внимания многочисленных туристов. Способная дарить яркие впечатления, удивлять архитектурным перевоплощением, поставленным не в последнюю очередь на услужение людям, нынешним жителям Ахалцихе. Туризм – сфера, позволяющая рассчитывать на дополнительные рабочие места. В целом же метаморфоза эта позволяет ощутить переход из одного исторического состояния в другое, причем касается это не только инфраструктурной стороны проекта: важно само восприятие, комплексное, дарующее убежденность в том, что та действительность, те угрюмые времена, из которых пришла крепость Рабат, остались в далеком прошлом. И возникла новая реальность, олицетворяющая мир с его созидательным началом и атмосферой толерантности. Без искусственных изысков и фальшивых изобретений.

Что же представляет «лагерь Рабат» сегодня? По сути, он превратился в огромный и просторный, на семи гектарах, бизнес-центр, способный привлечь туристов в том обилии, каким может похвастать редкий в этой стране объект. Основными стимулом туристического бизнеса призваны стать исторические экспонаты в виде естественных, но аккуратно реставрированных средневековых оборонительных сооружений, для внимательного осмотра которых одного дня не хватит; музейная составляющая имеет еще один важный сегмент – в шести просторных помещениях собраны и последовательно расставлены и расположены в соответствии с правилами хранения экспонатов многочисленные изделия, обнаруженные археологами на территории Самцхе-Джавахети в последние десятилетия: глиняная и керамическая посуда, фрагменты сельскохозяйственных орудий и иных хозяйственных приспособлений, старинные предметы быта, включающие образцы мебели, одежды людей разных сословий, музыкальные инструменты.

Местный этнографический музей, влачивший жалкое существование, оказался, таким образом, в несравненно иных условиях. Теперь сюда со спокойным чувством можно пригласить зарубежных гостей любого уровня. Рабат, кроме того, стал символом общности конфессий и вероисповеданий. Здесь можно осмотреть несколько возведенных в ходе реставрации небольших храмов и остаться наедине с собой в армяно-григорианской церкви либо в православной, в католическом храме, в синагоге или мечети – среди туристов могут оказаться люди различных воззрений. Но средоточие храмов здесь скорее означает призыв к общему очищению и служению Господу. (Азнавур заметил, что христианские церкви мирно соседствуют с мечетями во многих странах, выражая удовлетворение тем, что в городском районе Ахалцихе под тем же названием Рабат церкви, синагога и мечеть были построены давно и вблизи друг от друга.) Далее: отдохнуть, вдыхая воздух богатой флоры, можно в Аллее любви, рядом – кафе, фонтаны, бассейны, концертный зал-амфитеатр, гостиница, магазины. Чуть поодаль – один из наиболее крупных в стране ресторанов на 500 мест. Кухня разнообразна и включает грузинские, армянские и прочие, наиболее популярные, кавказские блюда. Все это гармоничное сочетание нового со старым и предстало изумленному взору хозяев и гостей в середине августа. Стены модернизированной крепости, освещенные юпитерами, как и вся инфраструктура, создавали в тот вечер идиллическую атмосферу сказочного мира, сближающего его обитателей во имя добра, любви и благодарности. Уточним, что реставрационные и строительные работы велись непрерывно, порой даже в ночное время суток, и уместились почти в один год. Из бюджета государства было выделено около 32 миллионов лари (свыше 16 млн долл.).

Помимо тех естественных целей, о которых говорилось выше, при подготовке торжеств ставились, как нетрудно догадаться, и другие, по-своему не менее понятные задачи. Достаточно вспомнить о предстоящих 1 октября парламентских выборах. Правящая партия, как это бывает и в других странах, в столь ответственное время как никогда ревностно заботится о получении голосов избирателей. Соответственно празднества в Ахалцихе мыслились в качестве смотра достижений. Стараясь добиться максимального визуально-психологического эффекта, правительство не жалеет средств на приглашения и выступления зарубежных знаменитостей. Непросто, конечно, восполнить некоторый дефицит хлеба даже избыточностью зрелищ, пусть и впечатляющих, но согласимся, что приглашение посредством той же компании Eastern Promotion в последние годы, скажем, Тото Кутуньо, Пласидо Доминго, Мишеля Леграна, Стинга, Хулио Иглесиаса, а теперь и Шарля Азнавура позволяет рассчитывать и на широкий резонанс, и на массовое удовольствие от «живого» концерта, и на особую значимость события, и на общеполитическое осознание того, что звезды приезжают еще и потому, что страна имеет позитивный имидж, основанный как бы на международном признании «демократической сути» государства.

И конечно, сам концерт в амфитеатре вряд ли мог кого-либо оставить равнодушным. Стартовал он с джазовых импровизаций 16-летнего Беки Гочиашвили – пианиста из Кахети, края виноделов, студента Джульярдского музыкального колледжа в Нью-Йорке, после чего на сцену выходили лауреат различных международных конкурсов пианистка Хатия Буниатишвили, другие исполнители, танцевальные ансамбли, артисты театра пантомимы. Наконец, раздался шквал аплодисментов в честь Шарля Азнавура, в течение полутора часов притягивавшего публику магнетическим обаянием чудесных, ставших всеобщим достоянием песен. Упомянем, что во время концерта певец, приложив руки к груди в привычной манере, счел нужным подчеркнуть, что он является «французом армянского происхождения», а приезжая в Грузию, чувствует себя «грузином армянского происхождения».

Голос Азнавура, орнаментированный знакомым всем колоритным аккомпанементом гитары и скрипки в гармоничном взаимодействии с лирично-мягким фортепиано, звучал безупречно, как в былые годы, словно неподвластный времени. Голос неизбывной надежды, светлой радости и столь же неизменной грусти. Голос, пронизанный на этот раз и чувством родовой, духовно сохранившейся, причастности к этим местам. И взгляд – внимательный и тревожный, живой, порой растерянный, немного ностальгический, но и улыбчивый, успокаивающий. И мимика, всегда небезразличная к песне и ее философской сути. Просто видно, что он переживает заново все, что им поется, пусть и в тысячный раз.

Все лучшее и хорошо известное, но всегда прекрасное и желаемое, прозвучало в этот поистине волшебный вечер. Когда усилители разносили звуки одной из выдающихся песен последнего столетия, а это визитная карточка творчества Азнавура под названием La Mamma, глаза поистине гениального Мастера с невероятно обширным послужным списком, Творца, повидавшего лучшие залы крупнейших городов мира, увлажнились. При этом голос не дрогнул. По завершении столь зрелищного выступления открытие «звезды Азнавура» в «голливудском стиле» – в честь его уникального вклада в мировую культуру – и состоялось. «Удивительно, весь концерт он провел на одном дыхании и, разумеется, без всякой фонограммы, сохраняя поразительную энергию», – сказал газете «Ноев Ковчег» генеральный менеджер компании Eastern Promotion Каха Канделаки. Одну из песен Азнавур спел вместе с дочерью Катей, которая и на этот раз предстала на сцене в качестве бэк-вокалистки. С Катей, надо сказать, подружилась первая леди Сандра Рулловс.

После яркого представления Азнавур сообщит своим почитателям и прессе, что «давно не исполняет песни «на бис». Но в ходе этого концерта он, по его словам, «не мог не проявить отзывчивость и потому охотно шел навстречу просьбам слушателей». На следующий день он уехал, оставив друзьям, которых здесь огромное множество, уверенность в новом теплом свидании.

Нодар Броладзе

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Да, красиво грузины отреставрировали крепость. А нам надо не демагогией заниматься и осуждать Азнавура, что пел там, а заняться реконструкцией ВСЕХ СВОИХ монастырей и древних памятников.
  2. Конечно, Шарль мог бы поднять вопрос об армянах Джавахка. В знак солидарности. Но он предпочел быть "вежливым гостем".
  3. Щарль имеет полное право на собственную позицию и манеру поведения.
  4. Да, Азнавур всегда имел собственное мнение. И Армению нелицеприятно критиковал. Его визит, понятное дело, сыграл на руку нашим армянам. Однако как официальное лицо (все же посол Армении в Швейцарии!) мог бы замолвить "пару слов" об армянах Джавахка. Но не захотел политизировать свой визит...
  5. Правда глаза колет?А почему Азнавур и в этот приезд не обмолвился словом о пребывающей в ужасающем состоянии в двух шагах от восстановленной на турецкие деньги мечети древней церкви Сурб Ншан,которую никак не хотят возвратить армянской епархии.Ведь ему достаточно было шепнуть Сааку и вопрос был бы решен.Вам лишь бы ахать - ах,Рабат.
  6. Земля предков!? Сильно сказано.То ли это очередной вброс провокационной темы с целью углубления раскола между исторически соседствующими народами,то ли подтверждение сенсационного заявления Шарля на открытии мусульманской святыни,дескать ОН - ГРУЗИН армянского происхождения.Тогда все становится на свои места.
  7. Да, Азнавур мог бы "шепнуть" на ухо Саакашвили, заступиться за армян Джавахка.
  8. Я была с мужем в Ахалцихе на концерте великого певца и слышала,как армяне просили его спеть на родном языке.Он их так и не услышал.Наверное,со слухом плохо стало.А жаль,мы все видели,как Миша Саакашвили с Сандрой подпевали ему на французском.Прикольно было бы услышать то же самое,но уже на армянском языке.Говорят,он им владеет с детства.
  9. Азнавур есть Азнавур! Мировая его слава, к которой упорно хотят примазаться грузины, тиражируя место рождения его отца "на грузинской земле"... Хотя всем серьезным историкам известно, что Ахалкалак и Ахалцих - древние армянские города, переходившие из руку в руки на протяжении столетий и являвшиеся яблоком раздора между великими империями - Византийской, Персидской, Российской... Общественно-политические промахи Шарля на старости лет просто обезоруживают... А визит его в Ахалцихе - огромный прокол, так как: 1) мэтр поехал на торжества по случаю открытия МУСУЛЬМАНСКОГО комплекса, когда рядом предана забвению армянская церковь; 2) "клюнул" грузинской наживки и фактически "влил" в себя "грузинскую родословную", о чем давно мечтали наши "братья-грузины"...
  10. Вчера на канале "Маэстро" грузинского телевидения прошла аналитическая передача,посвященная разбазариванию Михаилом Саакашвили бюджетных средств на приглашение звезд.Так там было озвучено,что дедушке Шарлю был выплачен гонорар,сопостовимый с гонорарами Стинга и Андреа Бочелли,выступавших в Батуми.А это - 500 тысяч евриков.Да за такие деньги...Молчу.
  11. Мне кажется, здесь торг был неуместен... Неужели миллионер Азнавур, который давал и дает по всему миру благотворительные концерты, "купился" бы на указанный вами гонорар, если бы сама поездка была бы ему ни к чему? Да, это пиар-акция Саакашвили, ясное дело. Но Шарль не дешевка, чтобы ездить куда-то из-за денег, - он действительно хотел побывать на родине своего отца и, возможно, действовал в интересах армян Грузии, попытавшись этим актом привлечь еще больше симпатий грузин к местным армянам. Я так думаю...
  12. Аполитично рассуждаете.Смешно думать,что 85-летний миллионер Азнавур,которому давно пора на покой,отказался бы от полумиллиона евро за часовой концерт,пусть даже в турецкой крепости.За гораздо меньшие деньги на предложение согласились бы поистине великие оперные звезды,но в случае с Азнауром в Рабате важно было именно "окунуть" армян и показать их на весь мир именно в этой позе.Что то не припомню,чтобы месье Шарль даже в свои лучшие годы давал концерт на поистине великих развалинах Звартноца или в храмах Гарни и Гегарта.Неужели кто-то поспорит.
  13. Возможно, вы и правы... Многие последние шаги 88-летнего (а не 85-летнего, как вы пишете) Шарля Азнавура внушают опасение, что в силу очень преклонного возраста он немножко "сдвинулся по фазе" в своей общественно-политической деятельности явно не в пользу родного народа... Так, например, он очень резко высказывался не раз о нынешних властях Армении (которые и я, кстати, недолюбливаю), хотя не имел права этого делать - в силу того, что он официально является послом РА в Швейцарии и получалось, что он критикует власти, которые сам же и представляет (нонсенс!)... Но вспомним , что в трудные для Армении годы он весьма крупно потратился на нашу страну (его огромная помощь Армении после землетрясения, затем оплата всех долгов неплатежеспособного населения республики за электроэнергию и др.). Но великому старцу многое прощают... А петь ему уже грех - у него нет совсем ни голоса, ни сил петь... Как говорят, великий певец должен уходить со сцены тогда, когда еще в силе...
  14. Полность согласен с Вами.Спасибо маэстро за все.Мы его уважаем за соучастие в Спитакской трагедии и,одновременно,не можем не выразить сожаление за участие в Рабатском фарсе.Одного его слова со сцены было достаточно,чтобы был решен вопрос спасения от окончательной гибели армянских храмов в Тбилиси - Кармир Аветарана,Сурб Ншана,Сурб Минаса,Норашена,Мугни, Сурб Ншана в Ахалцихе.Но увы и ах,армянский вопрос в программу гастролей не входил.
  15. Интересно,когда Саакашвили слушал "откровения" старца по поводу того,что он и француз и грузин "армянского происхождения",не захотелось ли ему же признаться в том же? И вообще, что за презерватизм лишь намекать на свое происхождение,а не с гордостью заявлять о своей принадлежности к одной из древнейших и культурнейших наций.Желание примазаться,раствориться никогда до добра не доводило, и через три поколения на твоем лбу будет написано - кто ты и откуда.Мне как-то не встречяались по жизни еврей или русские,которые со стеснением вспоминали о своем "происхождении".И позвольте мне усомниться в том,что автор заметки подписывается своим настоящим именем.
  16. Остает полюбопытствовать у автора репортажа о грузино-турецких гастролях маэстро - когда тот приезжает в Армению,кем он себя считает,неужели "армянином грузинского происхождения".Пора бы дедульке определиться со своим происхождением.Помнится,его знаменитым земляком по Ахалцыху был руководитель папской курии, кардинал Жан-Пьер Оганджанян,который с гордостью считал себя Армянином и только,без каких-либо прилагательных.
  17. По-русски говорят Эчмиадзин. В древнеармянском подлиннике Hadj-miadzin - Посетил единородный. Посетил Иисус. Эчмиадзин построен на месте храма солнцепоклонников. Христос сын месопотамской армянки Мариам. Их родной язык - армянский, диалект месопотамских армян, которых по имени царя Армении Арама называли арамеци.
  18. Шарль в своей книге "Азнавур об Азнавуре" писал, что он армянин и его родители армяне. Отец - ахалцихский армянин, мать западная армянка. Дал коцерт в Ахалцихе - честь и ему, и Саакашвили с Мерабишвили!
  19. А у Мамайки папа с мамой - бабайки.
  20. дуралей хадж арабское слово. имейте лику человеческую...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты