Нельзя сдавать сражение, не начав его
В чем суть Госкомиссии РА по вопросу геноцида армян?
В 2015 г. мировое армянство и прогрессивная часть международного сообщества будут отмечать 100-летие геноцида армян в Османской Турции. К этой дате мы должны подойти с определенными результатами многолетней борьбы за признание геноцида, а также с определенными надеждами на ликвидацию последствий этого страшного преступления против человечества.
Трагедия геноцида армян всегда объединяла и продолжает объединять Спюрк и Армению, весь армянский народ независимо от места проживания, политических взглядов и социального статуса. Долгие десятилетия отсутствия независимости армянского государства и международного субъекта привели Армению к тому, что основную политическую борьбу за ликвидацию последствий геноцида армян осуществляли традиционные национальные партии и организации Спюрка. Их объединяла общенациональная политика Ай-Дата, направленная на решение армянского вопроса, включая осуждение геноцида армян мировым сообществом.
За прошедшие десятилетия менялись исторические эпохи и политическая обстановка. В этой борьбе армянские политические силы добивались определенных результатов, выразившихся в признании и осуждении преступления геноцида со стороны более двух десятков государств и отдельных общепризнанных международных организаций. На этом пути были не только цивилизованные формы политической борьбы, но и 10-летняя (1975–1985) ожесточенная террористическая война между боевыми организациями армянского сопротивления и спецслужбами Турции. Мир так и не смог предать забвению трагедию армянского холокоста.
С возрождением независимого армянского государства и образованием третьей Республики Армения в судьбе народа наступили новые времена, в том числе в борьбе за ликвидацию последствий геноцида армян на основе принципов и норм международного права.
Конечно, становление независимой Армении происходило в условиях навязанной армянам военной агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха. Наша республика оказалась не только в транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, но и в глубокой геополитической изоляции со стороны организаторов геноцида армян. Это определенным образом сказывалось и на позиции отдельных политических деятелей и руководителей Армении.
Мне вспоминается март 1990 г. и личная беседа с лидером АОД Левоном Тер-Петросяном, который в скором времени возглавил парламент и стал первым президентом Республики Армения. В его позиции звучал тезис о необходимости восстановления отношений с Турцией и фактически исключения активного давления на Анкару по вопросу о ликвидации последствий геноцида армян. Спустя годы эта позиция Левона Акоповича принимала более рельефный характер и трансформировалась в реальную политику в годы его правления. Мы помним гонения на партию АРФ «Дашнакцутюн», что было связано, видимо, не только с борьбой за власть, но и с расхождениями по концептуальным подходам армянской внешней политики.
Сказать, что Тер-Петросян не разбирается в истории Армении и армянском вопросе, означает собственную неграмотность и политическую близорукость. Это мнение моего собеседника тогда вызвало у меня критическую реакцию, которой я не придал внешнего вида. Оно стало причиной моего отдаления от партии АОД и ее лидера. Да, Армения и Турция имеют разные весовые категории. Но нельзя же сдавать сражение, не начав его. Да и потом, времена и мир меняются, малая Армения может со временем стать важным ресурсом в региональной политике ведущих держав и стать фактором баланса интересов. И в этом случае проблема геноцида армян из плоскости истории может трансформироваться в объект международной политики. Я уже не говорю о моральных принципах и национальных интересах.
Следующий президент Армении Роберт Кочарян оказался первым руководителем армянского государства, который с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН впервые заявил о позиции Армении по вопросу геноцида армян, что данная проблема остается основным противоречием в армяно-турецких отношениях. Президент Р. Кочарян был последователен в своей политике. В 2002 г. не признал деятельность так называемой турецко-армянской комиссии по примирению, поскольку Турция восстановление отношений с Арменией не связывала соответствующими встречными шагами на пути признания геноцида и компенсаций. Тот же Кочарян накануне 95-летия геноцида армян в 2005 г. решительно отказал турецкому премьеру Р. Эрдогану в предложении создать так называемую межгосударственную историческую комиссию по изучению событий начала ХХ в. Каких-либо прорывов в ликвидации последствий геноцида армян Роберт Кочарян не добился, но он и не совершил политических ошибок и не отказался от возможности выдвижения требований армянской стороны.
Некоторые скептики обвиняли Р. Кочаряна в излишней жесткости, в отсутствии гибкости и готовности к компромиссам. Я же думаю, что президента Кочаряна можно критиковать по разным вопросам, но только не в данном случае. Кочарян не был против начала переговоров с турецкой стороной, но переговоры ради переговоров не есть продвижение, когда власти Турции продолжают игнорировать очевидные факты преступной политики своих предшественников и интересы Армении.
Новый президент Армении Серж Саргсян стал проводить иную политику, поначалу вызвавшую немало критики со стороны широких политических сил в Армении и диаспоре, а также приведшую к расколу коалиции между правящей партией и дашнаками в парламенте. Фактически с приходом к власти уже летом 2008 года Серж Саргсян на встрече с представителями состоятельных кругов армянской общины Москвы обозначил возможность новых инициатив по восстановлению отношений с Турцией и согласию на образование той самой исторической комиссии. С этого и началась так называемая футбольная дипломатия С. Саргсяна, которая привела к подписанию Цюрихских протоколов и появлению дорожной карты. Казалось, вот-вот армянский лидер определится и с кандидатурой посла в Турции, но Серж Саргсян сумел вовремя остановиться и отсрочить ратификацию Цюрихских протоколов.
Выдвигая предварительные условия – вывод войск из Нагорного Карабаха и прекращение давления по вопросу геноцида, – Турция в очередной раз показала свою недоброжелательную позицию по отношению к Армении. Так в чем же суть начатых инициатив Саргсяна? Показать всему миру, что Армения готова к отношениям с Турцией, а Анкара отказывается? Удовлетворить амбиции США и перевести игру на поле Турции? Сохранить армянский Карабах при условии умолчания вопроса геноцида армян? Показать Западу, что Армения вынуждена развивать отношения с Ираном при любой погоде, так как Турция продолжает блокаду и вмешательство в карабахский вопрос? И таких вопросов возникает множество, ответить же на них может только сам автор «футбольной дипломатии», возможно, когда-нибудь в своих мемуарах. Ясно одно, что если бы у власти был Р. Кочарян, футбол с дипломатией в армяно-турецком случае не пересеклись бы.
Я никогда не исхожу из соображений критика ради критики. А была ли у Тер-Петросяна и есть ли у его наследников на посту главы армянского государства иная возможность? И если есть, то какая в обозначении данного вопроса и в приближении его решения? Я часто задавался этим вопросом и склонен считать, что:
– во-первых, историческая ответственность перед прошлым и будущим нации обязывает любого руководителя Армении признать проблему геноцида армян в отношениях с Турцией фундаментальной, от которой фактически во многом зависит современное и будущее положение армянского государства;
– во-вторых, определение позиции армянской стороны (включая Армению и мировую армянскую диаспору) по данному вопросу не может стать исключительным правом президента РА, без осуществления широкой дискуссии в Армении и диаспоре, без определения совместного механизма выработки концептуального национального подхода;
– в-третьих, Армения и армянский народ никогда не простят Турцию за это чудовищное преступление и никогда не откажутся от восстановления своих законных прав на территории Западной и Южной Армении;
– в-четвертых, мы можем определить свою официальную позицию и обратиться к Турции и мировому сообществу, но мы не должны отказываться от законного права выразить эту позицию;
– в-пятых, политическое решение проблемы ликвидации последствий геноцида армян и есть фактически решение армянского вопроса, которое зависит не только от позиции Армении, но и от самой Турции и ведущих держав. Так сказать, от «сильных мира сего». Однако эта перспектива вряд ли возможна, если субъект армянской политики (государство и мировое армянство) не будет определять свои интересы. Как говорил Паскаль, «помоги себе сам, и небо тебе поможет».
В преддверии 2015 г. президент С. Саргсян отличился новой инициативой по созданию в мае 2011 г. Государственной комиссии РА по регулированию мероприятий, посвященных 100-летию геноцида армян (далее – Государственная комиссия РА), вызвавшей широкую поддержку армянского общества.
Это решение президента вполне объективно, оправданно и необходимо. Оно связано не только с политическими соображениями предвыборной президентской кампании 2013 г., а исходит из общенациональных интересов. Учреждение Государственной комиссии РА со всей очевидностью подтверждает единство армянского народа и государства по вопросам, представляющим общенациональный интерес, к каковым, безусловно, относится и проблема ликвидации последствий геноцида. За прошедший период проделана немалая и ответственная работа по консолидации всех здоровых сил нации в плане организации и проведения мероприятий, приуроченных к 100-летию геноцида армян.
Образование Государственной комиссии РА позволило начать процесс становления аналогичных армянских общественных комиссий во многих странах мира, где проживает армянская диаспора. Так, усилиями российских армян за минувший год были созданы две аналогичные региональные общественные комиссии в Москве и на юге России с целью объединения потенциала нашей общины для организации и проведения мероприятий, посвященных 100-летию геноцида. Настоящая работа позволила нам провести ряд общественно значимых мероприятий (включая митинги, круглые столы, конференции, публикации статей и др.). Данные комиссии постоянно находятся в тесном взаимодействии с посольством Республики Армения, сотрудничают с МИД, Министерством диаспоры, Национальной академией наук, Министерством науки и образования Армении, ведущими национальными политическими партиями и организациями Спюрка. В 2013 г. планируется образование соответствующей всероссийской армянской общественной комиссии, которая будет координировать данную деятельность на территории всей России.
Работа Государственной комиссии РА в настоящий период набирает обороты, созданы рабочие органы, формируется экспертная группа из числа высококвалифицированных и известных в мире крупнейших специалистов в области международного права, истории, политики и дипломатии. Минувший год показал определенную активность Армении и Спюрка в организации и проведении мероприятий, приуроченных к 100-летию геноцида армян. Они в основном носят характер наглядно-агитационных и передвижных выставок, научно-практических форумов (семинаров, круглых столов, конференций), публикаций статей и литературы, что, безусловно, важно. Вместе с тем в обществе присутствует мнение о необходимости определения концептуальной позиции армянской стороны по политическому выдвижению требований армянского народа относительно ликвидации последствий геноцида и компенсаций со стороны Турции. И здесь мы встречаем различные мнения. В Государственную комиссию РА поступает множество соответствующих идей и предложений (в том числе и от армянских организаций России).
В числе возможных предложений, требующих поддержки со стороны общества, я бы предложил идею образования широкого международного общественного движения по осуждению преступления геноцида и ликвидации его последствий.
100-летие геноцида армян является важным историческим и политическим поводом для консолидированного выражения позиции мирового армянства по столь значимому вопросу. Необходимо организуемые Государственной комиссией РА мероприятия не только приурочить к нашей исторической памяти, но и ориентировать их к современному международному сообществу для коллективного волеизъявления позиции армянской стороны с требованием признания попранных прав и интересов армянского народа и государства.
На мой взгляд, настало время разработать комплексный и концептуальный подход армянской стороны по ликвидации последствий данного преступления в судьбе армянского народа и Армении, следует предложить ряд значимых международных политико-правовых действий со стороны Государственной комиссии РА.
Согласитесь, зачем же нам формировать профессиональную экспертную группу в составе Государственной комиссии РА из числа известных в мире специалистов, если изначально не определить их цели и задачи, ради чего, собственно, эта группа создается. Способна ли она профессионально грамотно, на основе общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с понесенными армянским народом потерями (территориальными, политическими, экономическими, финансовыми, демографическими, моральными) определить предмет требований армянской стороны и технологию их политико-правового обозначения? Чего мы хотим от той же Турции и международного сообщества, каковы наши права, границы требований и ожидания? Почему в результате распада Османской империи образовались такие независимые государства, как Греция, Болгария, Ирак, Сирия, КСА, Израиль и др., но нет армянского государства на территориях Западной и Южной Армении? В противном случае может сложиться мнение, что та же экспертная группа будет работать сама по себе, а предмет наших политических акций – всего лишь выставки, книги, конференции и музеи.
Пассивную позицию руководства Армении одни эксперты объясняют причинами возможного развития Цюрихских протоколов в плане их ратификации в условиях обострения ситуации в Иране. Отрицать возможные негативные последствия в судьбе Армении в случае военной операции Запада против Ирана, конечно, нельзя. Однако вряд ли можно согласиться и с мнением, что Турция станет надежным региональным партнером Армении. Не стоит ожидать и скорого поражения Ирана, даже несмотря на суперсовременное вооружение Израиля, наличие у них глубинных бомб, стратегической авиации и подводного флота.
На наш взгляд, в 2015 г. следует в обязательном порядке организовать выступление председателя Государственной комиссии РА – президента Армении на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН, ПАСЕ и Межпарламентской Ассамблеи СНГ с отражением политической концепции Армении и армянского народа по вопросу ликвидации последствий геноцида армян.
Наконец, по результатам широкой общественной дискуссии следует определиться о целесообразности обращения Государственной комиссии РА в Международный суд ООН с выражением требований армянского народа о политических и материальных компенсациях со стороны Турции.
Времени не так уж много остается. Нужно определиться в подходах и приступить к активной работе.
Александр Сваранц, доктор политических наук
Оставьте свои комментарии