№ 1 (207) Январь 2013 года.

Кто противопоставляет «европейскую» и «евразийскую» интеграцию на просторах СНГ

Просмотров: 2716

Встреча президентов стран СНГ, состоявшаяся 5 ноября в Ашхабаде, сенсаций не принесла. Подобные встречи уже достаточно давно используются в качестве площадок для консультаций, удобного механизма «сверки часов» по различным актуальным проблемам двустороннего и регионального взаимодействия. Нельзя также не заметить, что интеграционные процессы (или, по крайней мере, разговоры о них) в 2012 году заметно активизировались, а встречи высших руководителей стран СНГ носили регулярный характер, и это, конечно, не подтверждает фоновые рассуждения о скором конце этой организации.

Насколько можно судить по протокольным сообщениям, в центре внимания встречи были совместные экономические проекты, использование на территории стран СНГ российской системы ГЛОНАСС, трудовая миграция, возможность присоединения к зоне свободной торговли Узбекистана и целесообразность создания служб финансовой разведки. Как вновь подчеркнул Владимир Путин, Россия будет приветствовать все государства, которые изъявят желание присоединиться к интеграционным процессам.

Конечно, в уходящем году были отмечены достижения: товарооборот между странами Содружества по итогам прошлого года вырос более чем на треть. Договор о зоне свободной торговли уже подписали шесть государств СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения и Молдавия. Аналогичное желание изъявляют Киргизия и Таджикистан: здесь осталось согласовать детали, которые, впрочем, могут быть весьма существенными.

Комментировавшие встречу российские СМИ были преисполнены оптимизма, акцентируя внимание на новой роли саммитов СНГ как площадки продвижения взаимовыгодного экономического сотрудничества, включая амбициозные планы постепенного перехода во взаимных расчетах на национальные валюты. По словам российского президента, это «поможет нам реализовывать коммерческие планы в национальных валютах, поможет банкам наших стран эффективно выстраивать работу, послужит укреплению макроэкономической стабильности в регионе… Совершенно очевидно, что этот шаг будет способствовать созданию условий для углубления наших интеграционных усилий. Я имею в виду, прежде всего, Таможенный союз, единое экономическое пространство».

Не остались без внимания и проблемы обеспечения национальной безопасности участников СНГ, включая противодействие терроризму, что, безусловно, крайне важно с учетом происходящего на Ближнем Востоке – не только в Сирии, но теперь уже и в Египте. Напомним, ранее уже были достигнуты предварительные договоренности о выделении средств на создание и развитие объединенной системы ПВО стран СНГ уже к следующему году. Разумеется, столь чувствительные вопросы требуют высокой степени координации деятельности политических структур и взаимного доверия, и совершенно очевидно, что повестка дня как совместных заседаний, так и двусторонних встреч президентов заведомо не могла ограничиться сугубо экономическими вопросами.

Южно-кавказский «акцент» саммита в Туркменистане был связан, прежде всего, с прошедшей в его рамках встречей президентов России и Армении. Максимальная минимизация угрозы возобновления боевых действий со стороны Азербайджана в Нагорном Карабахе не только в выборный и поствыборный период, но и на ближайшие годы остается приоритетной задачей армянской дипломатии, решить которую без тесного взаимодействия с Москвой весьма затруднительно. Некоторые стороны двустороннего экономического сотрудничества также могли бы получить дополнительный импульс – например, сотрудничество в сфере атомной энергетики либо же содействие российских компаний разведке на территории республики коммерчески рентабельных нефтегазовых месторождений. Впрочем, некоторые армянские СМИ, оставшись верными собственному специфическому стилю, в своих комментариях о встрече С.Саргсяна и В.Путина поспешили заявить о якобы имевшем место давлении Москвы, направленном на скорейшее вступление Еревана в Таможенный, а затем и Евразийский союз. Конкуренция между «евразийским» и «европейским» выбором Республики Армения имеет, как представляется, во многом виртуальный характер – вследствие идеологической и концептуальной недооформленности первого из них и прогрессирующего кризиса второго. Тем не менее, европейцам не откажешь в доле определенного креатива, рассчитанного преимущественно на представителей элит постсоветских стран, по достоинству оценивающих положительные стороны европейского образа жизни. Оборотной стороной привлекательных лозунгов остаются, однако, нарастающие экономические проблемы подавляющей части населения бывших советских республик, которые решаются, не в последнюю очередь, за счет возможности заработков в России.

Стратегия европейских структур на Южном Кавказе и в Армении тесно связана с предстоящими в начале будущего года в республике президентскими выборами. Так, 30 ноября в Ереване при руководящей и направляющей роли Европейской народной партии был проведен саммит «Восточного партнерства», в котором приняли участие глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, председатель ЕНП Вильфред Мартенс, а также действующий президент Грузии Михаил Саакашвили. Можно предположить, что присутствие грузинского лидера на мероприятиях в Ереване могло вызвать в Москве определенные вопросы. Примечательны кулуарные высказывания некоторых жителей Брюсселя относительно возможности совмещения Ереваном «европейского» и «евразийского» направлений интеграции. По сообщению ряда источников, глава делегации ЕС по связям с Арменией Онно Симонс вполне определенно заявил, что вопрос для Армении стоит в плоскости «или-или». Иными словами, или вы (армяне) с нами, или – с «ними» (с Россией). А в ходе выступления в Национальном собрании Армении один из видных функционеров ЕНП заявил, что в отношениях Армении с Россией и ЕС существует некая «красная линия»: если республика вступит в Таможенный союз, ей придется забыть о зоне свободной торговли с ЕС. Более конкретно по этому вопросу высказался глава управления регулирования торговли и услуг Минэкономики Армении Гагик Кочарян: «Таможенный союз предполагает, что между странами-членами исчезают таможенные пункты и они больше не могут самостоятельно вести свою внешнеторговую политику. Сегодня мы ведем переговоры с ЕС вокруг Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA), которая даст Армении значительные плоды, и если мы войдем в Таможенный союз, о DCFTA можно будет забыть». Какие это могут быть «значительные плоды», чиновник не уточнил.

Довольно примечательным стало выступление первого заместителя министра иностранных дел России Андрея Денисова, который в рамках передачи «Клуб послов» на радиостанции «Голос России» охарактеризовал некоторые текущие моменты российско-армянского взаимодействия, включая вопрос вступления республики в ТС: «Отношения с Арменией развиваются, и эти отношения имеют самый тесный характер. Что же касается ТС, то вы сами обозначили ту определенную проблему, которая поневоле встает, а именно: отсутствие общей границы. Это действительно, казалось бы, географический фактор, но он имеет и свое экономическое измерение. Насколько я знаю, Армения, так же как и Украина, с точки зрения стратегии государственного развития отдает приоритет евроатлантическому сотрудничеству и евроатлантической ориентации. По крайней мере, такие лозунги и такая нацеленность декларируются. Ну, как говорится, не видим в этом ничего ни плохого, ни хорошего, это выбор Армении. Но это никоим образом не исключает возможности самого тесного экономического сотрудничества, в том числе в рамках Договора о зоне свободной торговли».

Пожалуй, впервые в российском внешнеполитическом лексиконе мы встретились с определением Армении как страны, которая «отдает приоритет евроатлантическому сотрудничеству и евроатлантической ориентации». Равно как и упоминание Армении в контексте данной «ориентации» через запятую с Украиной, что довольно примечательно в связи с обозначившейся тенденцией охлаждения отношений Киева с Вашингтоном и Брюсселем и некоторой активизации украинской дипломатии на «восточном» направлении.

Видимо, косвенно отвечая в том числе и на оценки, подобные вышеприведенной, министр иностранных дел Армении Э. Налбандян отметил, что «Армения никогда не декларировала и не декларирует, что отдает приоритет евроатлантической ориентации, что отдает предпочтение евроатлантическому сотрудничеству по отношению к другим направлениям». «Логика противопоставления, постановки искусственной дилеммы «либо-либо» – это из багажа прошлого. Мы выступаем за гармонизацию интеграционных процессов, а не их противопоставление», – добавил министр. Думается, это заявление могло быть адресовано не только Москве, но и Брюсселю, представители которого высказываются, как мы увидели выше, куда более категорично. Что же касается России, то для нее развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве ни в коей мере не умаляет роли «европейского выбора» – хотя бы в силу тесных торгово-экономических связей с Германией, Францией, Италией и другими европейскими государствами. В свою очередь, Армения, одной из первых ратифицировавшая принятый в рамках СНГ Договор о зоне свободной торговли, находится в процессе подготовки Соглашения об ассоциированном сотрудничестве с ЕС, ведутся переговоры о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. По словам Э. Налбандяна, в скором времени будет подписано соглашение об облегчении визового режима. Другой вопрос, как на эти процессы смотрят западные элиты, безусловно, заинтересованные в интеграции постсоветского пространства в так называемый «цивилизованный мир», но исключительно на своих условиях. Экс-министр иностранных дел НКР Арман Меликян, комментируя высказывания европейских должностных лиц о несовместимости членства Армении в Евразийском союзе с «евроинтеграцией» республики, справедливо связал подобную категоричность с тем обстоятельством, что «эти люди не рассматривают евроинтеграцию России, не рассматривают Россию в поле общих ценностей...» Продолжим эту мысль: представляется, что Россия и ее соседи с точки зрения интересов Запада (что, кстати, вполне логично) должны выступать исключительно поставщиком сырьевых ресурсов либо же служить ареной сомнительных геополитических экспериментов на просторах Евразии. Именно в этом суть разворачивающегося на наших глазах очередного этапа «большой игры», призом в которой является Центральная Азия, но также и Кавказ. Оборотной стороной соответствующих усилий США и Евросоюза и впредь будет жесткое противодействие любым неподконтрольным им интеграционным процессам на постсоветском пространстве, о чем недвусмысленно заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон. Накануне встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым в Ирландии она решительно отвергла существующее, по ее мнению, «движение в сторону ресоветизации региона». «…Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это», – добавила глава внешнеполитического ведомства США. При этом полагать, что американская администрация и в предшествующие годы, на пике пресловутой «перезагрузки» занималась чем-то принципиально иным, – что называется, дураков нет. И это опять-таки вполне естественно.

Никакие уточнения (временами сильно смахивающие на оправдания) со стороны Москвы на американскую сторону, да и на европейцев, склонных жестко отстаивать свою линию, надо полагать, не подействуют. При этом Запад не предлагает вменяемых альтернатив не только Армении, но и гораздо более крупным государствам – той же Украине. В этой ситуации высокопарные декларации о приверженности «европейскому выбору» могут постепенно начать расходиться с реальными делами, став неким аналогом былых мантр о верности «светлому коммунистическому будущему». В действительности же, Армения, исходя из своих национальных интересов и в силу исторических реалий, не может оставаться безучастной к процессам евразийской интеграции. По словам премьер-министра страны Тиграна Саркисяна, «у Армении есть жизненно важные интересы в этом вопросе, и это значит, что мы обязаны углублять и расширять наши связи с Евразийским союзом. Я уверен, что это исходит из интересов Армении, и мы будем идти в этом направлении». Результатом работы армяно-российской межправительственной комиссии стало подписание ряда документов, облегчающих торговые отношения Еревана с Россией и Таможенным союзом.

Впрочем, качественное ускорение интеграционных процессов, которое не может не сказаться положительно на качестве жизни большинства населения постсоветских республик, станет возможным лишь по мере обретения идеи Евразийского союза реальным практическим и концептуальным наполнением.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Никакой Евразийский союз Армении не нужен. Пусть там разные батьки с рахмонами заседают под командованием Путина. Путь Армении - в Евросоюз!
  2. А ты хорошо подумал? Достали уже кремлевской пропагандой!
  3. В евросоюзе мы уже были в союзе стран антанта, в результате был подписан Севрский договор и котроль самих армян над Западной Арменией, но как показала практика при агрессии турок этот евросоюз палец об палец не ударил чтоб нам помочь придумывая всякие оговорки типа армяне не католики. или армяне вечные союзники русских, или наши кораобли не в состоянии доплыть до вершин Арарата, это тогда, а сегодня они даже не хотят вспомнить, признать, подтвердить и реализовать планы Севрского договора, признать не действительным Карский договор между большевиками и ататюрком, хотя евросоюз уравнивает преступные действия большевиков и фашистров, но когда дело доходит до армянского вопроса, они вечьно тормозят, евросоюз даже не в состоянии добится от турок открытия границ с Арменией, и того вывод таков, главная цель евросоюза это чтоб вокруг России были бы только враждебно настроенные страны, а зачем нам быть проводником только их интересов, при этом рисковать своим не завидным геополитическим положением
  4. Все просто. Евросоюз - высшая лига. Евразийский союз - вторая лига, если не третья. А Грант несет чушь, к сожалению.
  5. Каукую чушь несет Грант?
  6. Объясню на другом примере про эту высшую лигу, если завтра мы будем в НАТО и Евросоюзе, то значит автоматически станем соперником России, если не врагом, а на следуюший день если турки напайдут и займут пол Армении и станут выдвигать всякие условия, то евросоюз и НАТО всего лишь скажут что надо договорится друг с другом, найти компромис, и всякую такую чушь, НЕ ВЕРИТЕ ЧТО ТАК И БУДЕТ, тогда посмотрите на пример Кипра, как один член НАТО турция, окупировала северный Кипр и вошла в конфликт с другим членом НОТО Грецией, причем сейчас Кипр уже в евросоюзе, но не НАТО ни евросоюз не желают наехать на турцию чтоб она вывела свои войска фактически с территории евросоюза, НА ФИГ НАМ ТАКОЙ СОЮЗ? нечто похожее произошло с Грузией, когда ее америкосы справоцировали на конфликт обешая полную помошь, но как видите в конце оставили один на один с Россией, и теперь Иванишвили должен разгребать все это заного, короче говоря, для нас братва, или вор в законе, который по справедливости будет к нам относится и не даст нам попасть в беду для нас важнее, неже ли порядочный европейский полицейский который нас может предать, ничего не предпринять, и оставить нас в беде, а то и самому туда нас толкнуть, короче в евросоюзе на место если мы были бы тоже в европпе с такими соседями как Бельгия, Голандия, но мы в Азии окруженные волками и шакалами, и тут вопрос безопасности должен стоять выше чем вопрос престижа высшей лиги
  7. Это верно, НАТО, к сожалению, не может повлиять на турок, чтобы те вывели свой сброд с Кипра, который оккупируют уже почти 40 лет. Но думать вечно о безопасности, хотя этот вопрос наиважнейший, о возможности войны, об угрозе со стороны Турции, а жизнь между тем проходит... Турки на нас не нападут, у нас один реальный враг - азеры. С турками у нас долгий и принципиальный разговор. А чем хорош Запад и плох Восток? Армения переносит весь стиль власти (казнокрадство, авторитаризм, коррупция, кумовство, малокультурие, зажим свободных СМИ и т.д.) на свою почву. Как попугаи копирует русских. Там пропасть между богатыми и бедными - и в Армении то же самое. А алтайские кочевники, между тем, стремятся в Евросоюз и принимают европейские стандарты во всем... Вечно пугать военной угрозой наш народ нельзя. Прикрываясь этой самой внешней угрозой, власть под шумок делает свои грязные. делишки.
  8. Тоже верно сказанно, но что то не видно со стороны НАТО и Евросоюза какого либо смелого шага в сторону Армении, у них оговорка вечная и мертвая, не портить отношения с Турцией, потому что Турция для них это тот волк, которого эти янки спасли, вскормили, усилили и вооружили для одной цели, уничтожить восточьное христианство и столкнуть в конечьном итоге с Россией на идее пантюркизма, а Армения для этой цели вообше не годится, Армения им нужна только для того чтоб России навредить и вытолкнуть Россию с Кавказа, Поверьте мне, если бы сегодня не НАТО и США, то у турок мы давно отбили бы свои территории, да и греки и ассирийцы сделали бы тоже самое, у турок кругом народы которые желают туркам отомстить, это греки, болгары, арабы, персы, курды, но НАТО и США удерживают их, у греков всю жизнь была МЕГА ИДЕА, это идея освобождения Констонтинополя и Византии, но как только Греция чуть поднимается на ноги и хочет столкнутся с турками, янки сразу грекам провоцируют кризис, экономические проблемы и всякие проблемы на голову греков лиж бы отодвинуть угрозу от турок, так было не раз, а на счет внутренней проблемы В Армении на счет бандитской власти, то тут народ сам виноват, и Россия тут не причем, как будто если в Армении будет проросийский президент но честный в плане внутреннего порядка, кто то в Москве будет против, нет конечьно
  9. Экономический кризис в Греции спровоцировали не США, а сами греки. Уж очень не по средствам жили! Но смешно читать комментаторов из России, как они насмехаются над греками и Евросоюзом. Да в России такой уровень жизни, как в Греции, будет лет через двести! Там пенсия была - 2 тысячи евро! Да, греки слишком зажрались. Не по средствам жили. Но Армения должна равняться на Европу, а не на коррумпированные и авторитарные режимы в СНГ.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты