№ 2 (208) Февраль (1-15) 2013 года.

Верность принципам и жизненной позиции

Просмотров: 5113

Генерал-лейтенанту в отставке Оганесу Мисаковичу Вартанову (Варданяну) 23 января исполнилось 90 лет. Его жизнь — поучительный пример долгой и достойной биографии человека, пережившего несколько войн, смену политического строя, но оставшегося верным своим принципам и жизненной позиции. Но повидать за девяносто лет ему пришлось немало...

Родители Оганеса Варданяна были беженцами. Отец Мисак бежал из Битлиса в Тифлис в 1896 году после первых армянских погромов, организованных султаном Абдул Гамидом. Семья матери Грануш прошла свой путь изгнания из Сарыкамыша в Карсской области в 1915 году. В Тбилиси родители Оганеса и поженились.

Генерал помнит много забавных и драматических историй из своего детства. В младенчестве он едва спасся от гибели – мама уронила Оганеса с балкона 2-го этажа. По счастливой случайности это событие произошло в то время, когда в Тбилиси имели обыкновение сушить на улице толстые, набитые шерстью одеяла, на ворох которых и приземлился мальчик.

В 20-е годы семья Варданянов часто переезжала – казацкие станицы Кубани, потом Кизляр, где в то время жило много армян. Там маленький Оганес пошел в русскую школу, там же стал приучаться к чтению – семья жила во флигеле двора дома генерала Мишмелова в Кизляре, где генеральская дочь Искуи приучила мальчишку к чтению толстых книг, подсовывая ему приключенческие романы Майн Рида и Фенимора Купера.

В 1935 году семья осела в Орджоникидзе (нынешнем Владикавказе). Там в 16 лет Оганес принял важное решение – идти в военное училище. Несмотря на то, что время было неспокойным, а сын был единственным в армянской семье, мать не возражала, верила, что таланты сына смогут раскрыться в армии. В городе было два училища – пехотное и пограничное, но пограничное курировало НКВД, и поступление туда было под особым контролем. Поэтому выбор пал на пехотное.

Правда, за несколько дней до войны, в июне 1941-го, Оганес едва не погиб. На учениях боевая граната из руки солдата упала в окоп. Оганес не растерялся и быстро выбросил ее. Раздался взрыв – Оганес обернулся, увидел бледное лицо комвзвода и понял, что спас не только собственную жизнь. За этот поступок Вартанову была объявлена благодарность – первая награда в армии.

В конце 1941 года Вартанов был назначен командиром автотранспортного взвода 858-го отдельного автотранспортного батальона 40-й армии Юго-Западного фронта, который формировался в Воронеже.

24 июня взвод Оганеса принял первый бой. Под его командованием была походная «летучая» мастерская, укомплектованная высококлассными специалистами-ремонтниками, призванными из запаса с заводов, машинно-тракторных станций и из колхозных мастерских. Это были мастера на все руки, они ремонтировали выходившую из строя технику. Великую Отечественную войну Оганес Вартанов прошел, как говорится, «от звонка до звонка», закончив ее начальником автомобильной службы 141-й стрелковой дивизии 2-го Украинского фронта.

Своих родных Оганес увидел вновь только после войны. Приехал в Орджоникидзе, где, как он думал, жила его семья. В доме застал только бабушку Арусяк в старой динамовской спортивной форме, которую до войны носил сам Оганес. Она рассказала, что мама и папа переехали в Тбилиси. Оганес не написал ни одного письма с фронта. Но мама его потом повторяла: «Я знала, что Оганес жив».

После войны Вартанова послали учиться в высшую автомобильную школу в Ленинграде. С военным образованием его приняли без аттестата зрелости – ведь до войны Оганес окончил только 9 классов. После окончания школы Оганес оказался в Тбилиси в ЗакВО, стал начальником автослужбы танкового полка 1-й гвардейской механизированной дивизии, хотя по опыту и званию вполне мог претендовать на должность начальника автослужбы дивизии. Но возраст, возраст… всего 23 года.

Мечта о дальнейшей учебе не оставляла Оганеса, он выбрал Военно-транспортную академию в Ленинграде. Но аттестата-то о среднем образовании не было. 10-й класс пришлось заканчивать экстерном. Директор школы решительно не верила, что после такого перерыва бывший девятиклассник сумеет хоть что-то выучить. Однако Оганес убедил ее дать ему шанс, нанял репетитора – и оказалось, что выдающаяся память его не подвела, репетитор сказал: «Да ты все знаешь не хуже меня». Экзамены были сданы, аттестат получен, дорога в академию была открыта.

В это время Вартанов купил свой первый автомобиль «Москвич», один из редких частных автомобилей в Тбилиси. Множество местных жителей собирались посмотреть на это чудо, хватало и желающих прокатиться родственников. Однако автовладельцем Оганес пробыл недолго. Он захотел было продать свой «Москвич» и купить трофейный автомобиль. Продать успел, а вот купить – нет. Сталинская денежная реформа 1947 года оставила его, как и многих советских людей, без денег.

В 1964 году Оганес получил назначение на должность начальника автослужбы Дальневосточного военного округа. Однажды в Хабаровск с инспекционной миссией прибыли сразу 2 армянских советских военачальника – генерал Амбарян и маршал Бабаджанян. Их, а также русского генерала Бурдейного Оганес пригласил домой. Во время угощения русский генерал сказал: «Оганес, дай, пожалуйста, эту траву», на что маршал заметил: «Дорогой, это не трава, это зэлень».

В 1981 году во время афганской войны Оганес в составе оперативной группы Минобороны СССР оказывал, как тогда говорили, «интернациональную помощь» афганскому народу. Вот что пишет сам Вартанов об этом периоде своей жизни: «На афганской войне, в составе оперативной группы Минобороны СССР, мне пришлось заниматься организацией ремонта автомобильной техники как нашей 40-й армии, так и афганской. В афганских войсках техника и ремонтные средства были в основном советского производства (ЗИЛ-130, -131, ГАЗ-66). При автоуправлении афганской армии была авторемонтная мастерская, плохо оснащенная технологическим оборудованием. Специалистов-ремонтников приходилось обучать работе в советских ремонтных мастерских. Мы отмечали, что афганцы владели навыками слесарей, токарей и хорошо выполняли жестяные работы».

В 1986 году в возрасте 63 лет Оганес Мисакович принял решение уйти в отставку. Начался период гражданской жизни, который совпал с перестройкой. Вартанов воспринял перестройку положительно. Его отношения с КПСС всегда были непростыми – долгое время Вартанов оставался беспартийным, в том числе и в годы войны. И только после долгих уговоров политорганов не поступаться карьерой вступил в партию.

Деятельная натура Оганеса Мисаковича не могла остаться без дела, и с несколькими давними знакомыми он основал ООО «Констоган», которое занималось консультационными услугами. Со временем, к сожалению, ООО прекратило свою деятельность.

В 1999 году Оганес Мисакович овдовел, его верная подруга Виргиния ушла от него в возрасте 75 лет. Она долго болела, и Оганес трогательно ухаживал за женой. Сам перенес тяжелую операцию и передвигается только с помощью костылей.

Несмотря на это, он продолжает жить самостоятельно. В 85 лет овладел компьютером, у него установлены спутниковые антенны – следить за событиями в мире и спорте, ведь он по-прежнему является заядлым болельщиком, и конечно, на первом месте – футбол. Привязанностей Вартанов не меняет – он болеет за ЦСКА.

Оганес Мисакович служит объектом обожания и уважения всех близких (шутка ли – два сына, семь внуков, четыре правнука) и дальних родственников и знакомых. А сам он большое внимание уделяет Оганесу-младшему, который выполняет важную задачу продовольственного снабжения дедушки. Так что, когда мы пришли поговорить с генерал-лейтенантом в отставке, застали его бодрым, сохранившим идеальную память и здравый смысл в рассуждениях.

– Оганес Мисакович, я знаю, что Вы в Армении никогда не жили, а по-армянски разговариваете хорошо.

– Хоть я по воспитанию – россиянин, но происхождением – армянин. Спасибо бабушке за это, она всегда со мной принципиально разговаривала по-армянски.

– Многим кажется, что и связи между Россией и Арменией ослабли, и поддерживают Ереван теперь меньше...

– Это не так, я считаю. Назовите мне страну, где еще есть столько российских войск? Таджикистан и Армения.

– Как, Вы считаете, разрешится карабахский вопрос?

– Как человек военный, я бы решил его еще тогда, сразу. И не оглядывался бы на то, что говорят в России, что говорят в Армении. Победителей не судят. А у наших руководителей коленки задрожали. Когда эта война началась, успех был на стороне армян, и им следовало дойти до Баку. Жаль, но вмешались Россия и Америка. А сейчас все останется как есть на долгие годы.

– У Вас на столе том Сталина. Как Вы относитесь к реанимации его имени и идей сегодня?

– Отрицательно отношусь. Противоречивый человек. Тиран-реформатор.

– У Вас есть мечта, которая не сбылась до сих пор?

– Самая главная мечта — это признание Турцией геноцида армян и возвращение наших исторических земель. Я уже не увижу этого, но за детей и внуков болею.

Григор Григорян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 23 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты