№ 2 (208) Февраль (1-15) 2013 года.

Хроники села Нор-Луйс

Просмотров: 10978

В планах Сочинского отделения Союза армян России на 2013 год – проведение международной конференции, посвященной истории и культуре областей и городов Западной Армении. Материала для докладов у сочинских участников конференции более чем достаточно. Это богатая история сочинских сел, основанных армянами – переселенцами из Турции. Таких сел – пять. Летопись любого из этих живописных уголков Большого Сочи захватывающе интересна, полна любопытных фактов, неожиданных событий и поворотов.

Славный народ живет в сочинском селе Нор-Луйс. Сельчане здесь жизнелюбы и оптимисты. Спрашиваешь у хранителя сельского музея Артавазда Аршаковича Авджяна, почему он всегда в хорошем настроении, – отвечает: «Воздух тут такой».

Воздух действительно какой-то особенный, круглый год насыщен ароматами цветущих растений. Запахами субтропических лесов: «кавказской пальмы» – самшита колхидского, терпким духом лавра и ароматом цветущей уже в ноябре мушмулы…

10 марта 1866 года был издан царский Указ, разрешающий переселение на Черноморское побережье Западного Кавказа. Для армян, без преувеличения, здесь был открыт «режим наибольшего благоприятствования». Рассказывают, что место для своего поселения армяне из Турции, приглашенные русским правительством в 1869 году, выбрали не случайно. Им велено было поселиться на левобережье реки Западный Дагомыс, на землях помещика Кравченко. Но, сдается, не в последнюю очередь их привлекли именно сюда удивительная красота окрестных гор, умиротворяющий говор реки и целительный воздух.

По данным «Армянской советской энциклопедии», «В 1860–1872 годах началось переселение амшенцев на кавказский берег Черного моря в Сухуми, Гудауту, Новый Афон, Сочи, Адлер, Мацесту, Лоо, Шапсуго». Наместник царя на Кавказе граф Воронцов пишет в одном из регулярных отчетов: «Некоторые из кавказских помещиков пригласили из Турции амшенских армян – мастеров по возделыванию табака».

В 70-е годы 19-го века в Сочи армян уже знали, как трудолюбивых пахарей, искусных в возделывании табака и чая.

В 1896 году царский чиновник Личкус обследовал район Сочи и написал отчет о состоянии хозяйствования в районе. Он отметил, что «в районе выше Дагомыса имелось селение армян-арендаторов»…

Массово стали прибывать армяне из Турции в 1915 году. Селились поближе к своим, к тем, кто уже освоился на новом месте. На витрине сельского музея красуется фото «первого жителя» Нор-Луйса Овагима Нагапетовича Аракеляна. Он родился недалеко – в живописном селении Горное Лоо. Потом семья перебралась в селение Альтмец носившее имя помещика- землевладельца. Впервые селение под названием Альтмец упоминается в документах, посвященных созданию Волковского сельского совета, в которых говорится: «В 1922 году по решению руководства Азово-Черноморской губернии был образован Волковский сельсовет, куда вошли шесть населенных пунктов (села)», в их числе и упомянутый Альтмец, в дальнейшем – Нор-Луйс.

Датой основания села считается 4 ноября 1869 года. Первые жители Нор-Луйса из области, именуемой Сюрмене (Турция), на своих парусных лодках переплыли с одного берега моря на другой, высадились в местечке под названием форт Кубанск у самого устья реки Дагомыс.

Выше по течению им указали на помещичьи земли, которые сдавались в аренду. Место было прекрасное, но сплошь покрытое девственным лесом, ольховыми зарослями… Армяне с любопытством начали обследовать окрестности, нашли чистый родник. Им показалось, что это – верная примета, залог благополучного будущего. В конце 20-х прошлого века здесь возникла сельхозартель табаководов. Жизнь стала налаживаться. Появились первые сельские анекдоты, байки – забавные житейские истории. Например, такая: по поводу названия артели поспорили крестьяне Ваган и Вартан. Ваган предлагал красноречивое название – «Карашен» – «Каменная». Но Вартан, более поэтическая натура, настаивал на том, чтобы назвать артель «Нор-Луйс» – «Новый свет». На сторону Вартана стало большинство жителей села. В декабре 1929 года на коллективном собрании жителей сел Альтмец и Горное Лоо было решено организовать коллективную сельскохозяйственную артель табаководов под названием «Нор-Луйс».

Местные сельские округа, включая дагомысскую Барановку, в 30-е годы образовывали большой колхоз «Большевик». Однако в скором времени активисты правления колхоза настояли, чтобы их колхоз был отдельным и назывался так же, как село – «Новый свет». Прошлая «колхозная жизнь» для сельчан – предмет гордости и постоянный источник воспоминаний.

Летопись преуспевающего в прошлом колхоза теперь на десятках фотографий. Улыбающиеся, скромно одетые люди с лопатами, тяпками, на допотопных тракторах. И они же – нарядно одетые, вокруг ансамбля сельских музыкантов с кеманчой, зурной, даулом. В Нор-Луйсе всегда любили праздновать и веселиться. Конечно, наивно было бы предполагать, что село обошли мрачные времена в истории края, страны.

Репрессии, раскулачивание, высылки в Сибирь и Среднюю Азию – все это с лихвой испытали и в Нор-Луйсе. Каждую драму отдельной семьи переживали, как общую. В архиве музея хранится поименный список репрессированных, высланных. Особо хранимы имена односельчан – участников Великой Отечественной войны. Из небольшого Нор-Луйса на фронт ушли 45 человек. 27 из них не вернулись с полей сражений. Восстановлен весь список участников войны, подумывают постепенно собрать сведения об их ратных делах, боевом пути. В 1973 году появилась возможность ежегодно накануне 9 мая вспоминать сельчан – солдат Великой Отечественной особо.

В 1971 году Аршак Ктричян загорелся идеей соорудить в селе памятник односельчанам-фронтовикам. Выбор пал на возвышенность, откуда открывается прекрасный вид на равнину и раскинувшееся на ней село. Материалом для облицовки трехметровой стелы стал ереванский розовый туф, который доставили из Армении при содействии директора Дагомысского чайного совхоза Устима Генриховича Штеймана. Строили всем селом в выходные дни, даже в самую горячую пору сбора чайного листа. Стела вознеслась в небо, на ней барельеф из меди с именами всех жителей села, кого не дождались домой родные после Победы. С возвышенности, на которой стоит монумент, открывается широкий горизонт – живописные окрестности, ухоженные поля, горы, пойма реки.

9 мая 1973 года по длинной лестнице к монументу впервые поднялись множество людей, приехавших на открытие памятника из Сочи, сами сельчане, родные погибших – жители других сел. Теперь это происходит ежегодно.

К памятникам в Нор-Луйсе особое отношение. Их здесь придумывают и создают. Устанавливают с помощью своих же односельчан. Позже, как доказывает жизнь, они становятся предметом гордости и местом паломничества всех армян многочисленной общины.

Памятная стела к 135-летию села появилась в 2004-м. На следующий год установили хачкар в ознаменование 90-летия геноцида армян, в память о жертвах трагедии.

Вслед за этими памятниками, отмечающими вехи общеармянской и местной истории, в 2009 году на главной площади появилась скульптура родоначальника армянского алфавита Месропа Маштоца. Финансировал строительство Рубен Языджян. Пусть проект не оригинальный – это копия памятника работы скульптора Чубаряна, установленного в Армении возле Матенадарана, но для Сочи он стал знаком особого, почтительного отношения к Родине и родному языку. Не случайно в наше время, когда ученые с тревогой констатируют падение интереса к изучению армянского языка, в небольшом Нор-Луйсе подростки старательно взялись учить армянский, их буквально заряжает своей пылкой любовью к языку и армянской словесности Рафик Кегеян.

Сочинские села гордятся наличием собственных поэтов. В Сочи хорошо известны имена Георга Авджяна (с. Нижняя Шиловка Адлерского района), Ашота Кочконяна (с. Верхняя Беранда Лазаревского района), в поселке Лазаревское жил и творил талантливый поэт, член Союза писателей России и Армении Крикор Мазлумян.

В Нор-Луйсе недавно чествовали Айгаза Оганяна в связи с выходом его нового поэтического сборника «Жизнь как сон». Оганян личность универсальная. Профессиональный художник, одаренный музыкант, поэт. Он давно собирает амшенский фольклор – сказки, поговорки, загадки, народные поверья – и сам пишет стихи на амшенском. Нет ничего случайного в том, что первым памятником традиционного армянского монументального искусства в Нор-Луйсе стал хачкар работы Айгаза Оганяна. Айгаз Григорьевич со свойственным ему поэтическим чутьем увязал в единой композиции прошлое и будущее. «Луйсахпюр» – камень-родник. Из покрытого, как сединой, легким белым налетом хачкара бьет свежая, чистая струя родника. На камне – вязь узоров. В них зашифровано послание. Символика хачкаров вообще широка и многообразна. Амшенская символика, как не устает рассказывать Айгаз Оганян, сугубо своя, особая, интересная. По ней, как по скрижалям, можно прочесть судьбу амшенцев, составляющих сейчас большинство армянского населения Сочи.

Два года строилась часовня Армянской Апостольской Церкви в селе Нор-Луйс. Небольшую часовню Святого Нарека можно считать интернациональным проектом. Проектировал, взяв за основу армянское храмовое зодчество, Хачик Даниелян, строительно-монтажными работами занимался Вадим Якайтес. Айгаз Оганян день и ночь в любую погоду трудился над созданием креста-камня в честь Св. Нарека, и теперь хачкар украшает церковный двор.

На открытии часовни многие сочли своим долгом подойти и пожать руку тем, кто финансировал строительство. Людям, которые постоянно и без излишней рекламы помогают многим важным начинаниям общины. Руководитель Дагомысского районного отделения Сочинского отделения САР Карапет Бостанджян просто сиял от радости. Это молодой энергичный предприниматель, который находит время бывать на всех мероприятиях, организуемых в Нор-Луйсе. Он оптимист и мечтатель, и в этом, похоже, они сошлись характерами с сельчанами. Местные жители прекрасно знают и других членов сочинской армянской общины – радетелей духовного возрождения села: Ашота Чепнияна, Амазаспа Абрамяна.

В Сочи уже не один год проводится конкурс на звание «Лучшее село». Через год после своего 140-летия, в две тысячи десятом, сельское поселение Альтмец (Нор-Луйс) было признано лучшим селом Большого Сочи. Мэр города, лично вручив диплом, сказал немало лестных слов в адрес администрации района и сельского ТОСа, который возглавляет Амазасп Абрамян.

Может быть, воздух здесь такой, не позволяет быть пассивным созерцателем. Может быть, родник виноват… Однако обнаружилось, что Нор-Луйс намерен вновь оказаться «впереди общины всей». Артавазд Авджян, хранитель сельского музея и инициатор многих сельских праздников, последнюю главу своей книги «Село Альтмец – Нор-Луйс» озаглавил «Наши мечты». Мечты не заоблачные, судя по предыдущему опыту, здесь само собой просится создание этнографического центра амшенских армян. В нем будут готовить народные блюда непревзойденные кулинары, будет музей народного быта, будут работать кружки... У Артавазда Аршаковича есть и архитектурный проект будущего центра. Это одноэтажное здание с некоторыми чертами типично амшенских домов – пристройка к уже имеющемуся дому культуры.

Настоящее и будущее неразрывно. В Нор-Луйсе это демонстрирует все: каменные изваяния великих армян – дань памяти и преклонение перед армянской историей и сменяющие друг друга события, в которых пульсирует современная общественная и культурная жизнь.

Натэлла Саакова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 34 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Какая красота! Прекрасный памятник Маштоцу, но вот жаль, что он стоит на территории церкви. А надо бы в самом центре этого села установить, чтобы он имел бОльшую значимость.
  2. Да, памятник прекрасный!
  3. А эта фотография уже была. Вы писали про сочинских поэтов. Именно вот эти пятеро... :(((
  4. Сочи хорошеет, бурно развивается. Очень хотелось бы, чтобы наши собратья укрепили там свои позиции, чтобы мы гордились ими, чтобы армяне концентрировались в России в старых колониях, в Краснодарском крае, на Дону и Ставрополье. А не в Сибири и на Дальнем Востоке, куда их по комсомольской путевке направляют Серж Саргсян и Ара Абрамян. А лучше всего оставаться на Родине.
  5. Уважаемый!А где вы живете?Приезжайте в Армению и попробуйте выжить.Налоги государственные есть везде,а кроме этого наезжают нелегально всякие проверяющие и вымогают деньги.У меня небольшой магазин и еле выживаю.Мне 55 лет,мне уже поздно ехать в Россию,но тех кто ищет спасение даже в Сибири,я их понимаю.С.Саргсяну во второй срок надо что-то менять,иначе отток населения не остановится.Мой близкий друг в 50 летнем возрасте уехал в российскую глубинку,тяжело ему,но выживает,а в Армении не смог.
  6. Очень печально это, уважаемый Вартан. Но вот вы махнули рукой, говорите, что Саргсяну "что-то надо менять". Не будет он ничего менять! Сложилась преступная система, где правят олигархи, монополисты, они все поделили между собой и прекрасно живут. У них одна цель - личное обогащение. Вот народ и уезжает из Армении. А оставшиеся тупо голосуют за Хозяина. Вот увидите, послезавтра Сержик получит около 70 процентов голосов. К тому же 800 тысяч "мертвых душ", которые выехали из Армении. Они тоже будут голосовать за Сержа Азатовича, правда, сами об этом знать не будут :))) Ничего мафия менять не будет.
  7. За армян Сочи и всего Краснодарского края!
  8. Точно, с фоткой прокол. Она уже печаталась. Нельзя так!
  9. А что случилось,если даже фотка опубликована во второй раз? Хотя я её вижу впервые. Вы что-то ищите,ищите,никак не найдете.Успокойтесь.Всё ОК.
  10. А вы все в беслпатных адвокатах НК ходите? Нет, уважаемый, это для чушек кюрдамирских хорошо, это их, чушек, низкий уровень. Мы, армяне, на десять голов должны быть выше и культурнее их. И такие промахи в газете не нужны. Фото с этими господами уже печаталось. Опускайте пданку у зеленщиков, а не у армян, дорогой!
  11. «Красное знамя» №155 от 7 августа 1962 г. Из прошлого века Несколько необычное собрание: жители села отказываются от его названия!.. А село называется именем помещика Альтмец, у которого арендовали землю обездоленные крестьяне. Жители решили назвать село «Нор Луйс» («Новый Свет»). Свет новой жизни сказывается теперь во всем. Сельские труженики живут в благоустроенных домах. Кругом – сады и виноградники. Лампочка Ильича вошла в дом каждого. Давно настало время сменить нзвания населенных пунктов – Барановка, Сергей-поле и других, «увековечивших» имена ненавистных народу помещиков и баронов. Именем богача Хаджи Бабуко называется село Бабук-аул. Другое село, где была заложена первая чайная плантация в России и протекала деятельность пионера русского чая И.А. Кошмана, носит название Солох-аул. Никто из сельчан не возвражал бы переименовать Солох-аул в село Кошман. В середине прошлого века образовалось село с названием 3-я рота (есть еще села 2-я рота и 4-я рота). Но ведь здесь сражались за власть Советов волковские партизаны, в основном местные жители. 18 человек геройски погибли от рук белогвардейцев-карателей. Деятельность партизан общеизвестна. В честь погибших героев там стоит памятник. Справедливо было бы село назвать Партизанским. Есть у нас села с такими названиями: Нижнее Лоо, Верхне-Армянское Лоо, Верхне-Русское Лоо, Горное Лоо. Лоо – это фамилия человека. Если вместо Лоо говорить, например, Иванов, то получится: Нижний Иванов, Верхне-Армянский Иванов, Верхне-Русский Иванов, Горный Иванов. Нелепо, правда? Только смех вызывает и название села – Разбитый Котел, что в первом отделении Дагомысского чайного совхозаа. Красивы и логичны названия: Мацеста – «огненная вода», Хоста – «лукоморье», Над многими названиями сел и поселков побережья надо подумать: смешно и нелепо, что они стали «памятниками» князей, помещиков, а то и мелких случаев прошлого. А. Ктричян, учитель школы села Волковка, Лазаревского района.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты