Последний из могикан
Знакомство с кавалером ордена Красной Звезды капитаном первого ранга Георгием Маркаровым началось с его звонка из Еревана в московскую редакцию нашей газеты. Участник Великой Отечественной войны просил содействия в организации музея известного советского военачальника, адмирала флота, Героя Советского Союза Ивана (Ованеса) Степановича Исакова в Ереване. «Я долгие годы собирал материалы по крупицам об этом великом армянине. И сегодня очень важно, чтобы память о нашем крупном флотоводце, писателе и ученом не канула в Лету, – четко, по-военному, звучал голос на том конце провода в беседе с главным редактором «НК». – Вашу газету сегодня читают не только в Армении, но и в России, Европе, Америке. Поэтому патриотическое начинание, думаю, найдет отклик в сердцах тех, кто живет за пределами страны в нашей диаспоре».
Чуть позже Георгий Багратович принес в ереванский корпункт большую папку с уникальными документами, которые, по его собственным словам, долгие годы собирал буквально по крупицам. Где только было можно. «Знаете, как об Исакове отозвался Константин Симонов? «Это великий человек, крупный политический деятель, военачальник, ученый, писатель. Это армянин, который возвеличил свою родину». Только вот на родной земле у него почему-то нет музея славы, как подобает настоящим героям и патриотам», – говорит ветеран, сам прошедший нелегкий путь морского офицера от службы на подлодке в годы Второй мировой войны до секретной операции «Анадырь», больше известной в истории международных отношений как Карибский кризис. Именно за участие в этой операции Георгий Маркаров получил орден Красной Звезды. Рассказывает, что военное и политическое противостояние двух сверхдержав могло привести тогда к атомной войне. «Наши корабли находились в нейтральных водах. Вокруг барражировали самолеты американцев, наблюдая за нами. Мы работали при светомаскировке, так что наше передвижение в ночное время суток было не так заметно, – продолжает он, а затем, вспоминая личные впечатления, добавляет: – Затянувшийся конфликт привел к тому, что у нас на бортах кончилось питание и питьевая вода. И если сухари еще как-то подавляли чувство голода, то опреснители не справлялись с нагрузкой. Даже из душа мы выходили окутанные соляным инеем». Именно там он заработал ряд сопутствующих болезней, а под конец повредил позвоночник при погрузке-разгрузке тяжелой военной техники, каждый узел которой весил не меньше 120 килограммов. После долгого лечения морской офицер вновь вернулся в строй и отслужил на флоте тридцать три года, хотя для выхода на пенсию требовалось 25. По личному ходатайству адмирала флота Сергея Горшкова его оставили служить на флоте еще на пять лет как грамотного специалиста, занимающегося испытаниями новейшей военной техники.
Все эти годы Георгий Багратович вместе со своим московским другом генералом Альбертом Пирумовым продолжал собирать материалы об Иване Исакове, однако систематизировать их начал только в гражданской жизни, когда появилось больше времени. Одновременно встречался с историками, политиками, военными, которые добавляли новые подробности в биографию кумира. «Очень помог директор Национального архива господин Вирабян. Доброжелательно выслушав мою просьбу, он в буквальном смысле слова открыл все архивы по интересующим меня данным. И даже предложил передать имеющиеся фонды в случае, если будет открыт музей адмирала Исакова, что очень меня тронуло. Оказывается, я не единственный энтузиаст, заинтересованный в увековечении морской истории в сухопутной Армении», – говорит собеседник, одновременно показывая рукописные листки и заверенные архивной печатью толстые папки с копиями документов, которые ему выдал Аматуни Вирабян. Правда, ветеран признается, что в свои 88 лет ему уже трудно работать с бумагами. Подводит зрение. Сейчас он может читать только с лупой. Шутит: «Не хватает рук. Вот и решил передать все собранные за много лет материалы о великом человеке и талантливом флотоводце Иване Исакове газете «Ноев Ковчег» в надежде, что здесь сумеют донести до читателя важность национальной идеи, пока на родине героя нет его музея».
Несколько лет назад Ассоциация ветеранов-моряков Армении при поддержке Министерства обороны РА вроде бы создала музей адмирала Исакова в небольшом помещении, пристроенном к школе имени великого флотоводца. Но, по сути, он больше напоминает клуб, куда бывшие моряки принесли корабельные атрибуты: парус, рынду, портреты великих мореплавателей. Святыни, сохранившиеся в доме с далеких времен службы.
«Но это все не то. Понимаете, нет гордого духа адмирала Исакова, на доблестной славе которого должно воспитываться подрастающее поколение, – сокрушается Георгий Багратович. – В последнее время из диаспоры приезжают армянские дети, чтобы познакомиться со своей исторической родиной. Их возят в Гарни, Гегард, Эчмиадзин… Это правильно. Но ни разу я не слышал, чтобы им рассказывали об истории становления страны, о великих армянах современности, которые создавали нашу историю, которые защищали нашу родину от врага. Сегодня ряды ветеранов ВОВ редеют. Что мы оставим нашим потомкам? Я небезразличный человек и твердо уверен, что такие музеи славы помогут каждому армянину и в Армении, и за ее пределами проникнуться уважением и патриотизмом к своей родине, чтобы защитить ее в трудный час. А иначе зачем мы живем?».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии