№ 10 (216) Июнь (1-15) 2013 года.

Крупным политическим игрокам в регионе придется считаться с Арменией

Просмотров: 3243

Стремительное изменение ситуации вокруг Ирана и возможное открытие железной дороги через Абхазию, связывающей территории России, Грузии и Армении с выходом на Европу, значительно усилят геостратегическую роль Армении на Южном Кавказе, в Прикаспийском регионе и Персидском заливе.

С одной стороны, рассказал грузинский дипломат и политолог Гамлет Чипашвили корреспонденту «Ноева Ковчега», новая ролевая нагрузка обернется для Армении нелегкой ношей, но позволит форсировать социально-экономическое развитие не только самой Армении, но и Грузии.

Последнее обстоятельство связано с возобновлением железнодорожного сообщения через Абхазию, прерванного грузино-абхазской войной в августе 1992 года. Лоббирование Арменией этого проекта пока не дало положительного результата, поскольку цена вопроса упирается не только в экономическую, но и в политическую парадигму.

Кроме того, Грузия совместно с Азербайджаном в будущем году завершает строительство железной дороги Баку – Тбилиси – Карс в обход Армении, тоже рассчитанной на транспортировку грузов в Европу. Но, подчеркивает Чипашвили, восстановление старой дороги через Абхазию позволит расширить ареал относительно быстрой поставки грузов за счет Ирана, связанного с Арменией. То есть, пояснил он, через Иран грузы можно поставлять в Юго-Восточную Азию и Персидский залив.

«Сейчас функционирует дорога Север – Юг, начинающаяся в Юго-Восточной Азии, проходящая через Персидский залив и территорию Ирана, где грузы оседают в свободных экономических зонах, а оттуда попадают в государства Каспийского бассейна с выходом на Среднюю Азию,  Россию и далее в Северную Европу. Эта дорога пользуется большой популярностью, тем более что на территории Ирана функционируют порядка тридцати свободных экономических зон. То есть Север – Юг можно через Армению связать с грузинским и абхазским участками дороги, что значительно усилит роль Армении в регионе», – сказал Чипашвили.

Но, как ни парадоксально, геостратегическая нагрузка Армении возрастает и пропорционально усилению военных ожиданий в регионе. «До новой карабахской войны далеко или ее вообще не будет, поскольку этого категорически не хотят Европа, США и Турция, предупредившие Баку о недопустимости даже воинственной риторики. Гораздо реальнее перспектива нападения Израиля и США на Иран, и тут Армения никак не сможет остаться в стороне. Во-первых, она является стратегическим партнером России, которая вряд ли прямо вмешается в войну, но поможет Ирану оружием. Во-вторых, при иранском обострении России придется защитить свою военную базу в Гюмри. В-третьих, Армения граничит с Ираном, и этим почти все сказано», – считает политолог.

Разумеется, подчеркнул он, Армения в этой войне будет на стороне Ирана и России, в то время как Грузия – на стороне США и НАТО. И не исключено, что России для защиты своей военной базы в Гюмри придется пробить коридор через Грузию.

Впрочем, далеко не все аналитики делают акцент на иранской проблематике. Многие все же считают, что вероятность военных действий вокруг Нагорного Карабаха повышается и баланс сил в регионе резко меняется. В частности, по распространившейся недавно информации, Россия прекратила продавать Азербайджану наступательное вооружение и эту нишу занимает сейчас Израиль.

Кроме того, в Карабахе для защиты Степанакертского аэропорта могут дислоцироваться войска ОДКБ. Понятно, что, если карабахская война все же случится, она перекинется и на армяно-азербайджанскую границу, и тогда расширение российского военно-политического присутствия в регионе будет неизбежно. Это в некотором роде укрепит позиции Армении в регионе, но в то же время усилит зависимость Еревана от Москвы и весьма разочарует США и Турцию, имеющих в виду силовой сценарий вокруг иранской ядерной программы.

Несладко придется и Азербайджану, который, по данным местных СМИ, настаивает на западном, точнее, натовском военном присутствии в регионе как в контексте карабахского конфликта с неизбежным участием России, так и в обеспечении «более безопасных поставок энергоресурсов в государства ЕС».

И если НАТО все же расположится на азербайджанской территории, это, с учетом военного присутствия России в соседней Армении, вызовет ассоциацию с Карибским кризисом. Словом, получается так, что интерес к Армении сейчас в большой степени вызван военной составляющей. Главенствующая роль тут принадлежит России и ее внешнеполитической поведенческой модели. То есть при мирных ожиданиях Армения может относительно спокойно дрейфовать к Западу, однако при военной напряженности ей не на кого рассчитывать, кроме России. Последняя в свою очередь тоже нуждается в Армении как в единственном «опорном пункте» на стратегически важном для нее южно-кавказском направлении.

Все это прекрасно понимает Турция. Она даже пытается заманить Армению в выгодные для нее региональные проекты (с оговоркой типа «после принятия конкретных мер по карабахскому урегулированию»). В числе таких проектов, уточняет турецкая Hurriyet Daily News со ссылкой на дипломатические источники, «объединение Турции, Азербайджана, Армении и России посредством восстановления неиспользуемых и строительства новых железных дорог, прокладка современной магистрали, строительство новых логистических центров и жилых массивов вдоль этих транспортных маршрутов».

Отметим, что в реализации проектов такого рода крайне заинтересованы и США, поскольку участие в них Армении могло бы снизить градус напряженности вокруг Карабаха и нивелировать интерес Армении к восстановлению железнодорожного сообщения через Абхазию, усиливающему военные и политические позиции России на Южном Кавказе. Но Россия и Армения пока демонстрируют равнодушие к этим проектам.

Таким образом, геостратегическая значимость Армении растет, однако это не отражает ее собственные возможности. Армения сейчас разделяет участь малых государств, не обладающих солидными индивидуальными сырьевыми и финансовыми ресурсами, а поэтому зависимых.

Ирина Джорбенадзе

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты