№ 10 (216) Июнь (1-15) 2013 года.

Армянская община Северной Осетии: вместе нас больше, наш голос громче

Просмотров: 18066

Армянская церковь Владикавказа каждый год 24 апреля наполняется народом. В столице Северной Осетии живет большая и крепкая община, и эта старинная церковь Сурб Григора Лусаворича всегда была для нее центром общественной жизни. Во дворе храма установлен хачкар в память о жертвах резни, и настоятель Тер Геворк Тертерян каждый год читает поминальную молитву перед собравшимися горожанами.

Община во Владикавказе многочисленная – третья по численности после осетин и русских, 17 тысяч человек, давно и прочно укорененная. Первое упоминание о желании владикавказских армян построить себе церковь относится еще к 1839 году. А в 1843 году первый небольшой деревянный храм уже был освящен. Так что владикавказский храм – старейшая армянская церковь на Северном Кавказе.

Численность армянского населения неуклонно росла, небольшая церковь с трудом вмещала верующих, особенно в дни праздников. В июне 1897 года началось строительство каменной церкви, были приглашены строители из Св. Эчмиадзина. Средства на строительство были выделены не только Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией по повелению Католикоса всех армян Матевоса, но и местными прихожанами. Часть расходов взял на себя Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, тогда – начальник Терской области, человек, оставивший яркий след в истории Владикавказа. К слову, про Лорис-Меликова и его славные дела армяне помнят до сих пор. Община договорилась с администрацией города поставить памятник этому выдающемуся государственному деятелю на улице, где он жил.

18 августа 1902 года состоялось торжественное освящение отстроенной церкви. И с этого дня храм Григора Лусаворича стал для армян Владикавказа не только домом молитвы: именно здесь решались важные для общины вопросы, священнослужители хорошо знали проблемы и заботы своей многочисленной паствы и были готовы дать добрый совет, утешение, оказать помощь. Состоятельные прихожане часто делали пожертвования, а церковь изыскивала возможность для благотворительности.

К счастью, эта добрая традиция сохранилась до сих пор. Нынешний хачкавор церкви Сурб Григора Лусаворича Сергей Доев, глава Банка развития региона, уже много лет поддерживает храм своими пожертвованиями. Его усилиями сейчас ведется масштабная реставрация церкви. Когда Доева спрашивают, какие обстоятельства его личной жизни привели к тому, что он стал поддерживать общину, тот отвечает: «Бабушка Сатеник водила меня с улицы Ростовской в нашу армянскую церковь с пяти лет. Крестился я в 10-летнем возрасте в Эчмиадзине, и бабушкин крест перешел мне по наследству.

Когда денег стало больше, чем нужно для того, чтобы одеться, обуться, поесть и семью содержать, – объясняет хачкавор мотивы своих поступков, – возник вопрос: для чего они вообще нужны. Я сам себе ответил: делать так, чтобы не тебе одному было хорошо. Если есть возможность потратить деньги на ремонт или строительство храма, то можно надеяться, что живешь не зря».

Сам Доев не любит об этом рассказывать, но его благотворительность направлена не только на поддержку церкви. Он помогает также адресно – и молодым спортсменам, и людям, попавшим в трудную ситуацию.

За вклад в дело возрождения национальных и духовных ценностей армянской культуры хачкавор Сергей Доев удостоен орденов Св. Саркиса и Св. Вартана.

Дороги, ведущие во Владикавказ

История армянской общины Владикавказа началась тогда же, когда родился сам город. Первые армяне – купцы и мастеровые – появились на Тереке в первой половине XIX века. Пополнялась община за счет переселенцев из Тифлисской и Елисаветпольской губерний – во Владикавказской крепости, поставленной на южных рубежах империи для охраны Военно-Грузинской дороги, после присоединения Восточной Армении к России поселились первые 96 человек.

Двери здешней церкви не закрывались ни на один день, вокруг святого места по традиции компактно селились прихожане, в основном купцы средней руки, которые бойко торговали в близлежащих казачьих станицах и в осетинских селах.

К концу ХIX века армянское население Владикавказа составляло 1700 человек. Но во время турецкой резни два больших потока беженцев из Западной Армении хлынуло в город. Так, после резни 1915 года Моздок и Владикавказ вновь приняли большую группу армян – 6600 человек. К этому времени в городе уже сложилась крепкая сплоченная община с церковью и благотворительным обществом – они и помогли беженцам пережить тяжелые испытания. Но внуки этих беженцев до сих пор считают себя родом из тех мест исторической родины, где они никогда не были. Говорят: мы из Муша, а мы из Эрзрума, из Карса.

Армянам, которые в начале ХХ века избрали своей новой родиной Терскую область, было разрешено «остаться на местах постоянного их жительства и приписываться к мещанским обществам». Обязательным условием было принятие российского подданства: армяне-новоселы должны были отбывать воинскую повинность наравне с прочим населением, рассказывает Залина Канукова, директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. К ноябрю 1920 года армянская община состояла из 12 тысяч человек. Потомки армянских переселенцев – семьи Григорянов, Саркисянцев, Аракелянцев, Симонянцев и другие – живут во Владикавказе и сегодня.

Многие выдающиеся люди, составившие цвет армянской диаспоры Осетии, заслуживают того, чтобы о них рассказали подробнее. Так, первым человеком, который в 1915 году поднял в небо над Осетией летательный аппарат – двукрылый аэроплан, был сын владикавказского приказчика, выпускник Мюнхенской академии Артем Кациан, один из первых будущих профессиональных летчиков России. Кацианы были из первых семей, поселившихся во Владикавказе. Артем учился вместе с будущим мэтром театра Евгением Вахтанговым, помогал ему оформлять любительские спектакли, учителя настойчиво советовали ему продолжать художественное образование, но выбрал он небо. В 1908 году Кациан становится авиатором, участвует в показательных полетах во многих европейских странах. Он первым увидел с высоты птичьего полета Кавказские горы и познакомил людей с диковинной техникой. Во время Первой мировой войны он получил два Георгиевских креста за храбрость, проявленную в воздушных боях.

Одноклассник Кациана Евгений Вахтангов театральную славу завоевал в столице, но родом был тоже из Владикавказа. Дом купцов-табачников Вахтанговых, где родился будущий великий режиссер, стоял на Александровском проспекте, напротив армянской церкви. Это был торговый центр молодого города, и по стечению обстоятельств к купеческим семьям города принадлежал и род Симоновых, торговцев коврами, из которого вышел Рубен Николаевич Симонов, долгие годы возглавлявший Вахтанговский театр. Так город через несколько поколений оказался связан с крупнейшими театральными династиями России. К слову, Владикавказ гордится и золотым голосом Павла Герасимовича Лисициана, премьера Большого театра, впрочем, как и каменщиком, заслуженным строителем Арташем Минасяном, который отстраивал послевоенный город.

В единстве с теми, с кем свела жизнь

Министр по делам национальностей Северной Осетии Сослан Фраев справедливо заметил, что в республике живут свыше 25 национальностей и, слава Богу, обходятся без каких-либо конфликтов. Осетия в этом смысле – особенное место на «горячем» Северном Кавказе – межнациональным отношениям, сохранению добрососедства здесь придается огромное значение, над этим работают все.

Более 20 лет назад было создано республиканское межнациональное общественное движение «Наша Осетия» (председатель – Вячеслав Лагкуев). Оно объединяет 29 национально-культурных обществ и помогает гармонично сочетать интересы населяющих республику народов. Это движение способствует сохранению родного языка, культуры и обычаев. Несмотря ни на какие конфликты, во Владикавказе давно работает грузинская школа, все крупные национальные диаспоры имеют свои культурно-образовательные общества, их работа поощряется, сохранение этнической многоголосицы поддерживается на всех уровнях.

Народный поэт Северной Осетии Ирина Гурджибекова рассказывает, что армянское сообщество сегодня неразрывно связано с республикой, и приводит такой занятный факт: в 20-е годы армяне и осетины в одной из здешних станиц – Сунже – жили так дружно и тесно, что последние часто называли своих детей армянскими именами: Геворк Хугаев, Саркис Багаев...

А журналист, комментатор, пресс-атташе футбольного клуба «Алания» и редактор общинной газеты «Эребуни», выходящей во Владикавказе, Андрей Айрапетов сказал: «Быть армянином за пределами своей исторической родины – высокая ответственность. Она и в том, чтобы сохранять национальное достоинство, и в глубоком уважении к той среде, в которой ты оказался, и в чувстве единства с теми, с кем тебя свела жизнь».

Армяне во Владикавказе жили большими семьями, кланами, были известны больше как купцы и ремесленники. Когда первые Гаспарянцы, семья, состоявшая из семи братьев, пришли в город из Эрзрума, они, впрочем, как и многие, были заняты ремесленным трудом. А уже их внуки прославили Осетию, внеся весомый вклад в ее культуру. Рафаэль Гаспарянц – кинорежиссер, сценарист, общественный деятель, стоявший у истоков национального кинематографа. Его сестра Валентина – музыкант, окончила Ереванскую консерваторию. Их двоюродные братья Армен и Акоп – художники, их сестра Анжела – музыкант.

Совсем недавно во Владикавказе в рамках программы «Светоч имени твоего» чествовали заслуженного художника республики Армена Гаспарянца. Армен активно участвует в общинной жизни, его рукой расписан алтарь в реставрированной церкви Сурб Григора Лусаворича. Армянская Апостольская Церковь отметила его деятельность в области культуры и искусства орденом Святых Саака и Маштоца. Отцы братьев Гаспарянцев воевали на фронтах Великой Отечественной, и в благодарность им и в память обо всех воинах братья поставили во дворе церкви свой хачкар.

Аракси Сафрониди-Меликян – глава армянского национально-культурного общества «Эребуни» – пристрастно и эмоционально рассказывает о сегодняшнем дне общины, к жизни которой она уже столько лет причастна: «Я – из второго поколения владикавказских армян, у меня здесь родился отец. В обществе состою с 90-х годов и считаю, что мы, община, никак до конца не можем раскрыться, проявить себя. Уж сколько я призываю наших людей объединиться. Вместе нас больше, у нас громче голос.

С другой стороны, – признается она, – здесь, в Осетии,

живется комфортно, национальные вопросы решаются очень корректно, во всех сферах экономики армяне присутствуют, причем все – уважаемые люди. В парламент республики в этом году избран депутат-армянин из Моздока. Министерство по национальным отношениям оказывает финансовую поддержку нашим акциям. И по численности на сегодняшний день наша диаспора третья в городе».

Община старается сохранить память о людях, которые составили славу Владикавказа, прославили его в масштабах всего бывшего СССР и даже за рубежом. Но основной целью общества его председатель считает изучение армянского языка. С 1 сентября в армянский класс придут дети. Но есть проблема – отсутствие учебников. Министерство диаспоры Армении присылает бесплатные учебники на армянском языке, но местная прокуратура сделала замечание: учебники не лицензированы Министерством образования России. Общине очень хотелось бы, чтобы власти сумели решить этот вопрос и дети смогли бы учить родной язык на законных основаниях.

В конце 80-х годов прошлого века община вновь приросла беженцами. «Когда началась война в Карабахе, очень много людей переехали сюда и так и остались, живут во Владикавказе уже более 20 лет, – рассказывает Ася. – Потом появились армяне из внутренних районов Грузии, большинство приехали к родственникам и осели здесь. Армяне из Таджикистана приехали в начале 90-х годов. Раньше, конечно, когда армяне жили в городе компактно, селились вокруг церкви, они были больше сплочены, больше общались, встречались чаще. Сейчас наш город разросся, многие разъехались по новостройкам, и теперь наша задача – заново собрать этих людей воедино».

Семья самой Аси – типичная владикавказская история. Предки – беженцы из Западной Армении, дедушка из Муша, бабушка из Карса. Поначалу думали, что обосновались во Владикавказе временно, на протяжении всей своей жизни надеялись вернуться домой.

А сама Ася – уже уроженка Владикавказа, здесь окончила юрфак университета, здесь вышла замуж. Муж – грек, известный в республике футболист Сафрониди. Дочь пошла по материнским стопам – работает юристом в банке, сын в отца – профессиональный футболист, защищает цвета екатеринбургского клуба «Урал», который, как со знанием дела говорит мама, вышел в этом году в высшую лигу.

Сама Ася видит свою задачу в том, чтобы «все армянское наше сохранить, передать это нашим детям, чтобы не раствориться, не превратиться в песок»; поддерживать одиноких стариков при участии местных предпринимателей, которые душой

болеют за общество, за владикавказских армян.

Армянские строители города Моздока

Другое крупное «гнездо» армянской общины в Северной Осетии – город Моздок. По задокументированным свидетельствам, армяне поселились в Моздоке еще в 1763 году. Указом Сената они получили привилегии: право беспошлинной торговли с горцами, разрешение приобретать землю для сельскохозяйственных работ без ограничений и с правом освобождения от налогов. Большая часть армян переселялась в Моздок из соседних краев – Кабарды, Астрахани и Кизляра. В городе существовал обширный армянский квартал – в 1785 году из почти 900 жителей города более 700 были армяне, в 1863 году в Моздоке проживали 8760 человек, из которых 3000 – армяне...

Рафаэл Вартанов, председатель регионального отделения Союза армян России, рассказал, что сегодня в Моздоке живут около 4 тысяч армян. Региональное отделение с немалой историей существует с 1988 года.

Армяне по праву считаются не только коренными моздокчанами, но и первостроителями города. В 1763 году был вбит первый колышек в основание города, а через год в нем проживали десятки армянских семей, и среди них – Петросовы, Вартановы... Там, где поселялись армяне, возводились храмы, развивались ремесла и торговля. Многие армяне стали известными деятелями науки, культуры, видными предпринимателями.

В 1992 году на волне укрепления национального самосознания в Моздоке начали создаваться национально-культурные объединения. В числе первых – национально-культурное общество «Арарат», главной заботой которого стало сохранение национальной культуры, изучение родного языка и благотворительность.

Кстати, о родном языке. В Моздоке «Арарат» организовал воскресную школу для изучения родного языка. Как рассказывает учительница воскресной школы Гоар Торосян, у нее учатся две группы детей в возрасте от 8 до 15 лет, к которым, кстати, прибились и двое взрослых. Ребята учатся с энтузиазмом и интересом, методические пособия, учебники и просто книги на армянском языке получают из Еревана – от Министерства диаспоры.

Планов у общины много: главное, собираются построить часовню, вокруг нее – культурный центр, воскресную школу.

* * *

У армянской общины Осетии много неотложных забот. Главная из них – отсутствие у многотысячной диаспоры культурного центра, места, где армяне могли бы собираться, отмечать праздники, открыть школу. Кстати, армянская школа существовала во Владикавказе вплоть до

60-х годов прошлого века. Сейчас ее бывшее здание находится в управлении МВД республики, но не эксплуатируется. Больно видеть, в какое бедственное состояние оно пришло. «Эребуни» ведет бесконечную переписку с администрацией главы республики, правительством РСО-Алания, даже президентом Путиным с просьбой передать им здание,

которое после 60 лет существования вдруг объявили памятником федерального значения. Диаспора обязуется реставрировать его на свои деньги, чтобы превратить в центр культурной и духовной жизни общины. Редакция «Ноева Ковчега» присоединяется к этой просьбе.

Армила Минасян, Владикавказ – Москва

P.S. Редакция благодарит главу Банка развития региона С.И. Доева за поддержку командировки нашего корреспондента в Северную Осетию.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 53 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Какой красивый Храм построили армяне в Осетии в начале 20 века,можно гордиться. И сейчас церковь выглядит достойно.
  2. Красивая семья у Сергея Доева.Дай Бог здоровья и счастья.
  3. Не знаю о какой красоте говорил Рубен, я, если честно, ее там не заметил... Опять эти снимки церквей и верующих публикуют... Толк от этих коробок с крестами нулевой, армянам вера не помогла избежать Геноцида и потери большей части Родины. В наши дни не лучше, с соседями-каннибалами и горе-союзником уничтожающего экономику союзницы газовым террором, сопротивляемость Армении падает катастрофическими темпами... И на этом фоне, количество туристов посещающих Турцию растет в геометрической прогрессии...Страна парадоксов...
  4. Вы совсем голову потеряли.Вы не признаете роль армянской церкви для армян? Или может быть под вашим ником пишут азеры? Да у нас много проблем,в том числе в церкви,но это не значит,что мы должны от нее отказаться.И правильно делает газета,что постоянно об этом пишет.А армянская церковь Владикавказа действительно красивая,я сужу не по данной фотографии,а видел ее и в других материалах,в том числе и в "НК".Опомнитесь друг мой!
  5. О какой собственно роли идет речь...? Я не против церкви как института общества, но должен вам признаться, что армянские священники уже мало чем отличаются от коррумпированных чиновников во власти...! Чем занята церковь...? Где реальная,а не показушная забота об обездоленных и отчаявшихся людях...? С другой стороны, я никогда не скрывал своих атеистических убеждений, имея биологическое образование я являюсь убежденным апологетом науки и просвещения и от своих принципов отказываться не собираюсь!
  6. Я в него не верю!
  7. Меня тоже терзают смутные сомнения о подложных никах. Некоторые из них днями пасутся на форуме, отвечая на каждый пост своей злостью. Невольно возникает мысль о том, что подобные ники всего лишь азерское фуфло, которое посажено на сайт для дестабилизации. При всей "праведной патриотичности" у этих троллей сквозит явная ненависть ко всему армянскому. Уверен, что сейчас в мой адрес разразится гневная тирада, обличающая меня в самых страшных грехах - анонимности, посягательстве на форум, ура-патриотизме и т.д. Одним словом "джентльменский набор" азерпропа.
  8. Никаких гневных тирад! Но упреки анонима направленные против давних участников форума, (таких я) вызывают разве что улыбку...У нас уже есть тролль Александр, вы будете вторым по счету...
  9. При вашем посте остается только констатировать правоту моих прогнозов. А что касается "тролля Александра -Саши", то здесь вы глубоко заблуждаетесь. Если он не был в каждой статье затычкой, то это еще не означает, что он никогда не читал газеты или не покупал электронную версию, на которую вы (я уверен) никогда не раскошелитесь. Не говоря уже о печатной версии. Ведь там вам невозможно заниматься графоманством или высказывать свои далеко не идеальные взгляды. К счастью, после введения регистрации с сайта испарились многие "патриотики", которые с пеной у рта тоже доказывали свое главенство взглядов. Кстати, если ваши взгляды не совпадают с мнением остальной части форумчан, то это не повод относиться к ним с вашим, мягко говоря, озлобленным гневом. И еще. Форум НК не только для вас одного создан.Вы так и не ответили на когда-то заданный вопрос: вы что приватизировали этот форум? У вас есть права на его содержание и содержательность? Конечно нет. А раз так, то посещать его могут все, кому интересна Армения. Соблюдая при этом условия редакции.
  10. Я знал что это вы Александр... Мы же вроде с вами договорились что вы больше не будете устраивать разборки! Вы каждый раз ищите повода для склок и упреков отвлекая форумчан своим офтопом. Может пора уже положить этому конец?
  11. Вообще-то, я с вами не о чем не договаривался. Я поддерживаю требования редакции не провоцировать скандалы и быть толерантными. У каждого из нас есть право высказывать свою точку зрения. Культура диалога предполагает уважение к оппоненту, а не его оскорбление. И тем смешнее выглядит ваш аргумент в отношении приватизации-узурпации сайта, когда вам кажется, что только вы, как старейший, имеете право голоса. По моим наблюдениям здесь сменилось столько людей... Что касается меня, то я уже много лет на этом форуме. Но в силу своего воспитания, еще никогда не позволял себе травить новичков или оппонентов.
  12. О чём вы Господа? Свои разборки переведите в личную почту,а здесь речь идет о статье,в которой показана современная жизнь армянской общины Северного Кавказа и довольно интересно.А Сергей Доев просто молодчина!
  13. Как раз-таки провоцированием скандалов вы и занимаетесь...Вы просто ищите повода для новых разборок, как и в прошлом номере...И что самое интересное, вы опять не оставили комментарий к прочтенному материалу...История повторяется...
  14. Ваши обвинения не по адресу Марина! Я просто оставил свой комментарий и в никаких разборках участвовать не собираюсь.
  15. Я полностью с вами согласен Марина. Форум НК не для разборок
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты