Родина армян – Армянское нагорье
Продолжение.
В 113 г. император Траян объявил войну Парфии и Армении. Поводом послужило то обстоятельство, что армянский царь Партамасир носил корону, полученную от парфян, а не от Рима. Партамасир изъявил покорность, он готов был на любые уступки, лишь бы избежать войны. Но он не смог предотвратить угрозу, и в 114 г. страна был включена в состав провинции, которая стала называться Каппадокия и Армения Великая и Малая. При том, что Траян одерживал победу за победой и занял столицу Парфии Ктесифон, армяне отказывались признавать новый статус своей страны и выступили против римского владычества. Так, при императоре Адриане (117–138) царская власть в Армении была восстановлена.
Через несколько десятков лет, в 163–166 гг., вновь вспыхнула парфяно-римская война, которая неизбежно захватила также и Армению. Римляне заняли без боя Арташат, по-видимому, вновь всплыла идея об обращении Армении в провинцию, но до реализации дело не дошло. В Риме понимали, что управление такой страной, как Армения, где издавна сложились собственные общественно-политические институты, сопряжено с большими трудностями. Целесообразнее было сохранить ее в качестве отдельного, но зависимого от Рима государства. Чтобы обеспечить эту зависимость, римляне оставили в городе Вагаршапате (или, как они его именовали, Новом Городе) свой гарнизон. Вагаршапат был объявлен столицей Армении.
Очередная война между Римом и Парфией началась в 197 г. Император Септимий Север захватил Селевкию и главную столицу Ирана Ктесифон и предоставил их на разграбление солдатам. Армянский царь Вагарш II придерживался парфянской ориентации, но в новых условиях решился признать верховную власть Рима, согласился уплатить подати и выдать заложников. В 216 г. император Каракалла заманил к себе его сына царя Хосрова и, стремясь овладеть Арменией, заточил его в тюрьму. Армения ответила восстанием, и преемник Каракаллы, император Макрин, признал царем страны сына Вагарша, Трдата II (216–252), пожаловал ему золотую корону и освободил его мать, которая содержалась в Риме в качестве заложницы.
Со времен Трдата I Армения входила в систему Парфянской державы, сохраняя при этом статус отдельного царства. Армянский царь признавал первенство парфянского царя царей и занимал в иерархии второе после него место. Поначалу армянский престол занимал младший представитель правящей в Парфии династии Аршакидов, но на рубеже II–III вв. утвердился династический принцип, предусматривавший право на трон представителю именно армянских Аршакуни. Общественный строй, экономика и культура роднили Армению с Парфией, Армения составляла часть мира, которому принадлежала и Парфия. Но и при том, что верховная власть принадлежала Парфии, Армения ни в коем случае не рассматривалась как завоеванная страна.
Иной характер носили отношения с Римской империей. Армения была чуждой для Рима страной, и привести ее к повиновению можно было либо посулами, либо силой оружия. Когда римляне смещали по собственному усмотрению правителей страны, армяне (по выражению древнего автора Кассия Диона) «брались за оружие». Долгий опыт общения с армянами, изучение специфики страны заставили римских политиков отказаться от обращения Армении в одну из провинций империи с соответствующим режимом. Периодически оказываясь под римским протекторатом, Великая Армения не стала частью Римской державы.
Утверждение нового кандидата у кормила власти происходило зачастую при активной поддержке той или иной местной группировки – соответственно проримской или пропарфянской.
В целом в ходе парфяно-римского противоборства сложилась ситуация, которая, варьируясь, будет повторяться на протяжении столетий. Зажатые между державами, между Западом и Востоком, армяне вынуждены будут лавировать, менять ориентацию, заключать недолговечные союзы, чтобы выстоять в этом опасном окружении. На смену Парфянскому царству придут Сасаниды, затем Арабский халифат, Римская империя станет Византийской, но положение армян между враждующими сторонами в принципе останется прежним. Вместе с тем они избегнут ассимиляции и в самых неблагоприятных условиях будут стремиться к наращиванию свобод, а в определенные периоды добьются политической независимости.
Пока же Армению ждали новые испытания – в 224–226 гг. парфянские Аршакиды были свергнуты, и к власти пришла династия Сасанидов, в корне изменившая внешнюю и внутреннюю политику Ирана.
Судьба Малой Армении
Развитие Малой Армении, расположенной к западу от Евфрата, пошло иным путем. После ухода Селевкидов здесь правили собственные династы, которые, как замечает Страбон, иногда зависели от Великой Армении, иногда же были самостоятельны. В конце II в. до н.э. Малая Армения была приобщена к владениям понтийского царя Митридата Евпатора, а в дальнейшем ею правил кто-либо из соседних царей – вассалов Рима. В 37– 43 гг. как Малая, так и Великая Армения имели общего царя Котиса, но затем его власть распространялась лишь на Малую Армению. Еще в 17 г. Малая Армения получила провинциальное управление, т.е. стала частью Римской империи. В 37 г. подобное положение было упразднено, однако в 72 г. эта часть армянской земли окончательно вошла в состав Римской, а в дальнейшем Византийской империи.
Экономика и общественный строй Армении
Деревня. В древности и в Средние века основную массу производителей материальных благ составляло сельское население, занимавшееся хозяйством, и в этом смысле Армения не составляла исключение. Вместе с тем ее природные условия не допускали более или менее равномерного распределения сельского населения по всей территории страны. Это обстоятельство подметил уже Страбон: «В самой Армении много гор и плоскогорий, где с трудом растет даже виноградная лоза; много там и долин, причем одни из них не отличаются особенным плодородием, другие же, напротив, чрезвычайно плодородны, например, долина Аракса». По рассказу Ксенофонта, который приводился выше, можно уверенно судить о высоком уровне сельского хозяйства. Действительно, уже в урартские времена в широком ассортименте выращивались злаки, овощи, виноград, фрукты. Издавна произошло второе общественное разделение труда, а именно на земледелие и скотоводство. Археологические данные свидетельствуют о разнообразии одомашненных животных в Армении. Античные авторы рассказывают о том, что в Армении процветало коневодство. Традиции развитого сельского хозяйства сохранились до наших дней.
Основное население, связанное с сельским хозяйством, составляли крестьяне, владевшие участками обрабатываемой земли. Лично свободные, они были обязаны выплачивать разнообразные подати государству. Крестьяне были объединены в общину, один из древнейших общественных институтов, который мог защитить их от произвола чиновников.
Сельское хозяйство способствовало упорядочению водопользования. Но эта же община служила государству верным средством порабощения, ибо именно через нее осуществлялось внеэкономическое принуждение – сбор налогов и организация всякого рода отработок в пользу государства.
Как и в других странах Передней Азии, сельскохозяйственное производство Древней Армении обеспечивалось трудом не только свободных крестьян, но и рабов. Рабами становились военнопленные, в рабстве могли пребывать их потомки, рядом с ними обрабатывали землю крестьяне, продавшиеся в рабство по нужде. Нужда могла вынудить главу семейства продать в рабство своих ближних.
Частная собственность на землю является характерной чертой древних обществ. Как и во всем эллинистическом мире, земельные владения в Армении подразделялись на «благоприобретенные», «пожалованные» и «наследственные». Социально-экономическое развитие Армении сопровождалось ростом и укреплением частновладельческих хозяйств и неизбежным наступлением на общинное землевладение и землепользование. Этот процесс приобрел, по-видимому, угрожающий характер, и царь Арташес I принял решение осуществить земельную реформу. Спустя столетия армянский историк Мовсес Хоренаци отметит: «Арташес... приказал определить границы сел и агараков... и установил также межевые знаки». «Агарак» – означает сельскохозяйственное имение, в данную же эпоху этот термин определял хозяйство, в котором работали подневольные люди. Это были военнопленные, ставшие рабами, и их потомки, родившиеся в неволе, рядом с ними продавшиеся в рабство по нужде, также и другие категории несвободных, равно как и сельские батраки. Собственниками таких хозяйств были представители издавна сформировавшейся знати и храмы. Огромные хозяйства принадлежали царской фамилии. Земельная реформа была призвана упорядочить отношения между различными категориями собственников и владельцев земель.
Уже в наше время обнаружились и межевые знаки с надписями на арамейском языке, упомянутые Мовсесом Хоренаци, на которых значится имя царя Арташеса I.
Города. Одна из наиболее существенных черт эллинизма – интенсивное градостроительство. Александр Македонский и его преемники во множестве основывали новые города, наделенные их именами, предоставляли им особые права и тем самым создавали условия для появления городской общины, коллектива свободных граждан, наделенных широкими правами самоуправления. Эти города становились основными центрами ремесла и торговли, одновременно и центрами культуры, перенесенной из Греции на Восток. Новые города заселялись путем насильственного перемещения огромной массы людей, жителей других городов или военнопленных, независимо от их происхождения.
Армения не осталась в стороне от этого процесса, на ее карте появилось множество имен, связанных с градостроительной деятельностью ее правителей. Это и столичные города – Ервандашат, Арташат, Тигранакерт, Аршамашат, и обычные города – Заришат, Аркатиокерт (или Каркатиокерт), два-три Зарехавана и другие. Новую жизнь обрели старые города – былая столица Урарту Тушпа-Ван, Аргиштихинили, который стал называться Армавиром. В I–II вв. этот процесс замедлился, но не прекратился: сын Трдата I Санатрук основал город Мцурн, а Вагарш I
– Вагаршапат, который в 164 г. был объявлен столицей Армении и именно тогда назван Новым Городом. С именем Вагарша I связано также появление Вагаршавана и Вагаршакерта.
Плутарх отмечает, что Тигран II переселял в Мидию «греческие городские общины», он «переполнил Месопотамию греками» из Киликии и Каппадокии, а жители Тигранакерта были, по его словам, сплошь переселенцы. Среди переселенцев значительное место занимали евреи, колонии которых удержались в армянских городах до второй половины IV в. Поток этих новых горожан был направлен в сторону Армении.
Городская жизнь не была для Востока чем-то принципиально новым, города появились здесь за тысячелетия до македонского завоевания. Не была совершенной новостью и городская община с элементами самостоятельности. Но, конечно, городская община типа греческого полиса, коллектив свободных граждан, наделенных правами самоуправления, появился лишь в эллинистическую эпоху. То же относится и к Армении.
Города становились центрами ремесла, и те предметы местного происхождения, которые обнаруживаются при археологических раскопках – будь то изделия из металла, стекла или кости, керамика, образцы ювелирного искусства или ткацкого производства, – создавались в городах. В городах же появились наиболее значительные и сложные архитектурные сооружения.
Во все эпохи города были главными центрами торговли, как местной, так и, в особенности, международной. Они служили стоянками для торговых караванов и местом реализации товаров иностранного происхождения. По югу Армении проходил торговый путь из Индии на Запад. Армения имела выходы к Черному морю, к Северному Кавказу, Арташат был связан со столицей Парфии Экбатаной. Тигран II переселил арабов ближе к новой столице, Тигранакерту, чтобы они способствовали караванной торговле.
Общественный статус горожанина был выше, чем у сельского жителя. Надо думать, что именно в эпоху Арташеса I и Тиграна II сложилась норма, отмеченная впоследствии Мовсесом Хоренаци: «Горожане должны быть более уважаемы и почитаемы, нежели сельчане; сельчане должны почитать горожан наравне с вельможами» (далее содержится требование к горожанам обращаться с сельчанами по-братски). Благодаря своим привилегиям, города становились опорой царской власти, но их многонациональный характер таил в себе также опасность. Когда в 69 г. до н.э. Лукулл осадил Тигранакерт, греческие наемники Тиграна при поддержке переселенных туда греков перешли на сторону римского полководца и тем самым облегчили его задачу.
Эллинизм обусловил огромный скачок в эволюции армянского общества. Новые формы городской жизни оказались наиболее значительным проявлением этого процесса.
Царская власть и управление страной. В течение двух столетий пребывания в составе державы Ахеменидов, в начале II в. до н.э. при Селевкидах Арменией управляли сатрапы и стратеги, назначаемые их верховными правителями. Обладая полнотой власти, как военной, так и гражданской, они становились подлинными владыками страны. В эпоху Ахеменидов сатрапы, в том числе и сатрапы Армении, могли даже чеканить собственную монету. Должность сатрапа переходила зачастую по наследству, по крайней мере в V– IV вв. до н.э. Арменией периодически правили представители семейства Ервандакан, представители исконной царской династии. Показательно, что Арташес I, которому было поручено устранить Ервандаканов, настаивал одновременно на своем происхождении от этой фамилии. Эти назначаемые верховной властью администраторы временами могли выражать местные интересы, претендовать на полную независимость от Ахеменидов или Селевкидов и сами себя объявлять царями.
Подобно другим эллинистическим правителям, армянские цари присваивали себе высокие прозвища – Арташес I объявил себя «Благочестивым» (или «Благодетелем»). Огромную роль играл получивший широкое распространение и внедрившийся в сознание культ царей, обожествление их предков, а затем и здравствующих венценосцев. Так, Тигран III признавался «богом», а Трдат I полагал себя «Гелиосом», т.е. богом Солнца. Вознесшийся над простыми смертными, царь требовал от своих даже самого высокого ранга подданных, чтобы они падали ниц перед ним – восточный обычай, который с охотой перенял и Александр Македонский. Царские прерогативы временами становились призрачными, тем не менее, они твердо держались в сознании и в известных пределах были унаследованы последующей христианской эпохой.
Если новые формы городской жизни были привнесены эллинизмом, то царская власть со свойственным ей деспотизмом следовала, прежде всего, восточным традициям. Верховный правитель Армении носил титул царя, он мог быть также «великим царем», а начиная с Тиграна II он носил титул «царя царей», перехватив его у правителей Парфии.
Согласно сведениям античных авторов, Армения была разделена на определенное количество (120) «стратегий», которые Плиний Старший уподоблял «префектурам». Терминология не оставляет сомнения в том, что речь идет об административных округах, правители которых были наделены как военной, так и гражданской властью. Нетрудно догадаться, что назначались они царем и, следуя давней традиции, могли стать на местах полновластными владыками. В конце VII в. крупнейший ученый эпохи Анания Ширакаци составит карту своей родины и даст ее описание. Из его сочинения явствует, что Армения подразделялась на 15 областей (наханг или ашхар), которые в свою очередь делились приблизительно на 200 кантонов (гавар). Четыре пограничные области играли особую роль в обороне страны и были вверены наместникам (бдешх). Описанное Ананией Ширакаци положение в значительной степени восходит к тому устройству, которое сложилось при Арташесидах и Аршакидах.
Постепенно формировалось и центральное управление. Согласно армянским источникам, когда на армянском престоле воссел «Вагаршак» (собирательный образ, имеется в виду прежде всего Трдат I Аршакуни, правивший во второй половине I в. н.э.), то новый царь учредил ряд новых должностей. Некоторые из них соприкасались преимущественно или полностью с жизнью двора, но другие носили общегосударственный характер. К числу последних относятся должности верховного главнокомандующего, верховного судьи или великого эконома. В действительности эти должности начали появляться в предшествующую эпоху, о раннем происхождении таких должностей можно догадаться. С появлением новых административных постов связано формирование служилой знати.
Конечно, высокие должности замещали выходцы также и из родовой знати, имевшей многовековую историю, однако следующее за ними чиновничество и армейские командиры рекрутировались преимущественно из «новых людей» и являли собой новый общественный класс, с которым царю необходимо было считаться.
Особое место в общественной структуре принадлежало служителям культа, жрецам, но об этом мы можем судить скорее умозрительно, источники сохранили мало подробностей. Известно, однако, что верховным жрецом могли быть сам царь или царские братья и сыновья. Когда Трдат I отправился за своим венцом в Рим, он должен был следовать по суше. Будучи верховным жрецом, он не имел права осквернять море.
Гагик Саркисян, Константин Худавердян, Карен Юзбашян
Оставьте свои комментарии