№ 21 (227) Ноябрь (16-30) 2013 года.

Армения у порога Таможенного союза

Просмотров: 3397

3 сентября президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении своей страны вступить в Таможенный союз и интегрироваться далее, участвуя в формировании Евразийского союза. Тем самым под вопрос были поставлены планы европейской интеграции Армении, предполагающие некое «ассоциированное членство» в Евросоюзе. ЕС, явно не готовый к такому развитию событий, никак не мог выработать единую позицию.

Некоторые его члены и часть еврочиновников продолжали рассчитывать на движение Еревана к Евросоюзу, посчитав возможным совмещение «европейского» и «евразийского» векторов интеграции. Так, по словам посла Франции в Ереване, «ЕС не закрывал свои двери перед Арменией, они открыты» и «есть множество путей для двустороннего взаимодействия». В результате все же победила линия твердолобых скептиков, традиционных приверженцев биполярной или черно-белой картины мира. Для начала Европарламент принял резолюцию по «Восточному партнерству», повторяя столь приятные для Баку тезисы о неприемлемости «оккупации территории одной страны – участницы «Восточного партнерства» со стороны другого государства-участника». Далее, в проекте итоговой декларации Вильнюсского саммита «Восточного партнерства», как стало известно, Армения вообще не упоминается. Пока еще остается шанс, что в Вильнюсе ЕС все же подпишет некий меморандум о взаимопонимании по вопросу дальнейшего сотрудничества с Ереваном.

Конечно, со временем позиция Брюсселя станет, как это обычно бывало, более гибкой, и сотрудничество ЕС с Арменией будет продолжаться и развиваться, но пока что фактически Армения оказалась в некоторой изоляции. Показательно, что одновременно появились «утечки» информации о намерении Евросоюза начать переговоры с Баку о создании «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли ЕС – Азербайджан». Понятно, что такая зона вряд ли нужна Азербайджану – стране – экспортеру энергоресурсов, но сама постановка вопроса очень любопытна, подтверждая намерение Брюсселя продолжить создание новых «сфер влияния» и разделительных линий.

И вот в такой достаточно сложной ситуации намерение Еревана стать членом Таможенного союза неожиданно встречает если не обструкцию, то, по крайней мере, весьма сдержанное отношение со стороны двух членов ТС – Белоруссии и Казахстана. Лидировал в этом, как всегда, эпатажный президент А. Лукашенко. Еще до саммита глав СНГ в Минске на встрече с руководителями СМИ стран Содружества 21 октября он заявил, что в вопросе принятия Армении в Таможенный союз необходимо учитывать мнение Азербайджана. Причем из слов президента Белоруссии можно было понять, что такая постановка вопроса была им заранее согласована с президентом Казахстана, а с тем, в свою очередь, об этом говорил президент Азербайджана. Получается своего рода союз, причем не только недружественный по отношению к Армении, но и, мягко говоря, недовольный действиями России. Согласованность претензий Белоруссии и Казахстана к России была в полной мере продемонстрирована на заседании Высшего Евразийского экономического совета и на саммите СНГ 24-25 октября. Н. Назарбаев и А. Лукашенко дружно критиковали позицию России, препятствующей транзиту энергоносителей через свою территорию (или изымающей энергоресурсы из режима свободного движения товаров) и не допускающей продукцию стран-членов ТС на свой рынок. Как стремление «уколоть» Россию можно рассматривать и желание А. Лукашенко и В. Януковича (конечно, нереализуемое) добиться возвращения Грузии в состав СНГ. По сути, российский лидер столкнулся в Минске с явно недружественным ему альянсом президентов. А Армения стала для лидеров двух стран Таможенного союза не более чем разменной фигурой.

Недовольство глав Белоруссии и Казахстана можно в какой-то степени оправдать тем, что приглашение Армении в Таможенный союз в начале сентября с ними согласовано не было. Стоит, конечно, вспомнить и о лоббистских возможностях Азербайджана. Не так давно Баку оказал Минску некоторую финансовую поддержку, а товарооборот двух стран в январе – августе 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличился на 66,1%. Впрочем, для Минска несоизмеримо более важным экономическим партнером и донором была и осталась Россия, а благодарность, как известно, не является политической категорией.

Несколько иначе обстоит дело с Казахстаном, у которого с Азербайджаном существуют давние и взаимовыгодные связи. Именно со стороны Астаны можно ждать в дальнейшем реального сопротивления членству Армении в Таможенном союзе, и лоббистский потенциал Баку на этом направлении достаточно велик. Еще в первой половине 2013 г., судя по некоторым публикациям, Казахстан фактически выступал против членства Армении в ТС, обусловив его, по сути, отказом Еревана от Нагорного Карабаха, на границе с которым «должен быть установлен таможенный контроль в том же режиме, как с Ираном или Грузией». Вряд ли с тех пор позиция Казахстана могла серьезно измениться. Не выступая прямо против приема Армении в Таможенный союз, на Минском саммите Н. Назарбаев, словно обращая внимание на нецелесообразность расширения еще до конца не сформировавшейся организации, заявил о намерении Турции и Сирии вступить в ТС. Причем звучало это откровенно несерьезно и издевательски: «Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится». Тем самым президент Казахстана в очередной раз дал понять, что, по его мнению, вступление Армении в ТС является не экономическим, а сугубо геополитическим проектом, отвечающим исключительно интересам России. Показательно, что президент РФ ответил своему казахстанскому коллеге вполне в его стиле, заговорив о возможности вступления в ТС Индии.

В результате саммита в Минске были, хотя и без энтузиазма, приняты три документа: «О присоединении Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», «Заявление об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе» и «Меморандум об углублении взаимодействия между Республикой Армения и Евразийской экономической комиссией». Причем, как заявил первый вице-премьер правительства РФ И. Шувалов, «дорожная карта» по вступлению Армении в Таможенный союз будет представлена уже в декабре, на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета. То есть тянуть с вступлением Армении в ТС ни Москва, ни Ереван не намерены.

Однако, как заявил А. Лукашенко, хотя Армения и подпишет на Минском саммите документ о намерении присоединиться к Таможенному союзу, это не будет означать скорого завершения данного процесса. Более того, по его словам, «вступить в Таможенный союз она никак не может – ни завтра, ни послезавтра, ни в этом году и, может, даже не в следующем». Посол Белоруссии в Ереване С. Сухоренко вынужден был оправдываться, уверяя, что Минск не против вступления Армении в ТС и «мы обеими руками будем поддерживать ее на всех этапах вступления в Таможенный союз». Видимо, все же такая поддержка будет всецело обусловлена готовностью Москвы исполнять любые капризы белорусского руководства, не замечая демонстративно недружественных актов типа дела Баумгертнера. В этом случае Минск, очевидно, хотя бы на время забудет о своем «стратегическом партнерстве» с Баку и перестанет тормозить вступление Армении в Таможенный союз. Такое изменение подходов можно будет легко объяснить экономическим, а не военно-политическим характером такого интеграционного объединения, как Таможенный союз.

Напротив, со стороны Казахстана будет, скорее всего, продолжаться политика по затягиванию вступления Армении в ТС. Как сказал один из известных казахстанских политологов, «я не думаю, что процесс принятия Армении в объединение будет быстрым» и, более того, «этот процесс будет постоянно затягиваться». Важно, чтобы этот процесс не затягивался искусственно со стороны российских или армянских политиков. Поэтому некоторое недоумение вызвал репортаж «Первого канала» 27 октября, в котором журналист сообщил о нежелании глав Высшего Евразийского экономического совета принимать Армению в Таможенный союза из-за нерешенности нагорно-карабахской проблемы. Но отметим, что не очень обнадеживающие заявления звучат и с армянской стороны. Так, по словам главы фракции Республиканской партии Армении Г. Саакяна, «Армения решила присоединиться к Таможенному союзу, но это не значит, что завтра же мы вступим туда. Это процесс, и если он нас не устроит в политическом и экономическом смыслах, мы можем отказаться от него».

Таким образом, уверенности в неизбежности успешного завершения пути Армении в ТС нет ни в Москве, ни в Ереване. Впрочем, проявившиеся в Минске разногласия между лидерами стран Таможенного союза заставляют лишний раз усомниться и в перспективах самой этой организации.

Показательно и то, что «особая позиция» Астаны и Минска не подразумевает возможности согласованных действий ОДКБ по защите Армении в том гипотетическом случае, если она станет жертвой агрессии. Это лишний раз подтверждает, что рассчитывать Армения в настоящее время может только на Россию как реального гаранта ее безопасности.

Александр Скаков

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек