Штрафы за нарушение правил движения, или Чтобы я так жил!
Уже почти 2 года, с января 2012-го в Армении работает система видеоконтроля на дорогах, время от времени напоминающая водителям о себе «Решением об административном наказании» со штрафом от 5 до 70 тысяч драмов. Более серьезное нарушение, вроде неподчинения требованию инспектора дорожной полиции остановиться, может обойтись в 500.000 драмов. Надо заметить, что суммы штрафов вышли далеко за уровень потребительской корзины, составляющей в Армении, по данным Национальной статистической службы, 56,8 тыс. драмов (около $138). Раньше обычный штраф составлял 1000 драмов «на лапу» гаишнику и особых нареканий в водительской среде не вызывал.
Сегодняшний уровень штрафов практически всем, кроме узкого круга лиц, имеющего с них прямую выгоду, кажется, как минимум, чрезмерным. Получается, что государство не в состоянии обеспечить своим гражданам потребительскую корзину – подавляющее большинство пенсий до нее не дотягивает, минимальная зарплата только с будущего года составит 50.000 драмов, – но в состоянии легко забрать ее. Однако штрафы как были, так и остаются пока вполне европейскими по уровню в стране, весьма далекой от европейского уровня благосостояния. Водители вообще народ не слишком организованный, и тем заметнее общество «Ахиллес», стоящее на страже их интересов и имеющее большой опыт защиты прав водителей в суде. Организация существует на международные гранты, и это именно тот случай, когда о зарубежных грантах думаешь с благодарностью, ибо ни одна власть не заинтересована в благополучии своих оппонентов.
Председатель Союза защиты прав водителей Эдуард Оганесян, юрист Армине Мкртчян:
– С установкой камер наблюдения объем нашей работы резко увеличился. Мы с самого начала были за внедрение системы видеослежения на дорогах, но способы внедрения и функционирование системы нас не устраивают в принципе. Прежде всего, любое новшество требует адаптации, у нас же все делалось скрытно. Все наши требования опубликовать технические параметры системы наталкивались на суровое молчание, данные были опубликованы только после обращения в суд. Мы стали выигрывать в суде одно дело за другим, и только после этого дорожная полиция (ДП) перестала штрафовать за нарушения в пределах ошибки прибора. Сегодня несовершенство приборов учтено на законодательном уровне, и один километр/час на приборе – ваш. Но и с этим километром у нас все гораздо суровее, чем в России, где штрафуется превышение скорости не на 20 км/час, а на 10 км/час, как у нас. И штрафы у нас выше, чем в России, где уровень жизни несравненно выше нашего.
– Камеры видеонаблюдения – это типа шага в цивилизацию. Но… Качество дорог плохое плюс к этому они немы. Вы можете узнать многое – через сколько метров продается живая рыба, где вас ждет ресторан и где взять кредит, кроме одного – какой впереди населенный пункт и сколько до него ехать. И получается контрастная картина – роскошные камеры на неустроенных дорогах.
– Знаки дорожного движения если и есть, то не в лучшем состоянии, часто они спрятаны кроной деревьев, об освещении и речи нет. Водители часто жалуются, что скоростные режимы меняются произвольно, без всякой логики и являются скорее ловушками, при помощи которых можно спровоцировать водителя на нарушение, а не оптимизировать движение. «Зеленая волна» для нас – экзотика, нет светофоров с дистанционным изменением режима работы, и человеку без выдающихся топографических способностей на наших дорогах делать нечего. В то время как существуют совершенно четкие требования к оповещающим знакам на дорогах. Сделать дорогу говорящей – это, по решению правительства №1699, функция дорожной полиции. В нем все прекрасно расписано, как и где должны висеть дорожные знаки, чтобы водитель легко их воспринимал. Однако и сегодня без информации добрых людей просто не обойтись. А водитель, который не очень хорошо себе представляет, куда он едет – потенциальный нарушитель. Нет спутниковой навигации, организация дорожного движения плохая и тоже является источником нарушений. А нарушив, вы сразу начинаете иметь дело с ДП, которая необычайно строга к водителям, но к себе относится несравненно мягче и уважительней.
– ГАИ, дорожная полиция или прочие ее реинкарнации – это органы, заинтересованные принудить водителя к нарушениям, живут-то они со штрафов. И пока эта зависимость не изменится – все так и будет. И если внедрить спутниковую навигацию, создать атласы дорожного движения с указанием всего, имеющего отношение к дорожному движению, то сделает это, как кажется, не ДП на штрафы с трудящихся, а, скорее всего, какое-нибудь общество на те же зарубежные гранты. А нам останется предполагать, куда же они девают эти самые штрафы?
– Штрафы от системы видеоконтроля и стационарных радаров идут во внебюджетный фонд ДП, оттуда 70% уходит ООО Security dream, которое поставляет оборудование. Здесь мы уже имеем дело с частной компанией, она не обязана вести публичную бухгалтерию, и куда и как тратятся эти деньги – сказать сложно. Хотя эта компания имеет монопольное положение на рынке Армении, а такие компании приравниваются по степени публичности к государственным и обязаны публиковать финансовую отчетность. Правда, для этого на них должно быть оказано сильное давление.
– Мы можем прикинуть сумму штрафов, собираемых при помощи радаров и камер?
– Примерно. До конца года будет разослано около 1.300.000 решений о штрафах, это получается 2,6 решения на водителя. Из них примерно 600.000 за превышение скорости. Для этого типа нарушений средний штраф составляет 20.000 драмов – $50. 700.000 решений будут касаться других нарушений, со средней суммой штрафа около 8 тысяч драмов. Немного арифметики, и получается, что Security dream в этом году будет иметь 17,6 млрд драмов, что составляет свыше $ 43 млн.
– Солидно! Давайте прикинем расходы. Владельцы этого бизнеса заявляли, что один радар Jenoptic, которыми оборудуются дороги, обходится им в 50.000 евро. Допустим, что это так, хотя в рекламном ролике фирмы Jenoptic цена от 30.000 евро, и там же говорится, что деньги от штрафов можно пустить на инфраструктуру. И что радары в Германии уже расстреливали из винтовки. Видимо, из-за их высокой прибыльности, обеспечиваемой карманом водителей.
– У нас установлено около 70 радаров этой фирмы и чуть больше камер. Камеры стоят несравнимо дешевле радаров. Получается 3,5 миллиона за радары и еще в несколько раз меньше за камеры при почти 30-миллионном доходе. Обслуживание, ремонт – вообще мелочь при таком доходе. Бизнес оказался прибыльным, и до 2017 года количество радаров достигнет 185. Договор с Security Dream заключен на 25 лет, но соотношение доходов между ней и ДП будет меняться. Как – неизвестно.
– И отсюда возникает вопрос: кто стоит за этим сверхприбыльным бизнесом, на обслуживание которого поставлена госструктура – дорожная полиция? Как говорят знающие люди, пакет законов по внедрению системы видеонаблюдения и штрафов буквально «пролетел» Нацсобрание, в котором тон задает власть. Не говорит ли все это о том, что за этим бизнесом стоят очень, ну, прямо-таки слишком влиятельные люди? И что социальная несправедливость этой системы означает солидный политический ресурс для оппозиции?
– Официально заявленным составом участников мы, как вы понимаете, не располагаем – бизнес в Армении не персонифицирован. И заставить этот бизнес выйти из тени крайне сложно, по крайней мере, сегодня. И так же сложно найти водителя, который был бы доволен функционированием этой системы. Все сознают, что сегодня без видеонаблюдения не обойтись, но все недовольны грабительскими штрафами и суровыми подходами ДП. Что же касается политического ресурса – безусловно, полмиллиона водителей – это очень солидный электоральный ресурс. Но политиков, которые активно занимались бы этим вопросом, нет. Были с их стороны, скажем так, акты единичного любопытства, которые ничем не кончились. И в борьбе за снижение штрафов мы сегодня, к сожалению, одиноки. Причем у этой темы есть и свои трагедии, которыми так любили в свое время пользоваться наши политики. Это когда водителю нечем платить за растущий штраф. Сперва он его не может оплатить в одинарном размере, через месяц не может оплатить в тройном, потом – в пятикратном. При этом он, может, ничего особо и не нарушал. К примеру, знак о резком снижении скорости был спрятан за кроной дерева, и он его просто не увидел, продолжая движение на разрешенной скорости, ставшей для него разорительной.
– Вы сказали, что органы власти проявляют неожиданную скупость в информирующих знаках, но в то же время щедрость их в ограничивающих знаках прямо-таки запредельна. Иногда складывается впечатление, что режимами скорости на дорогах играют озорные школьники. Сразу после неожиданного снижения скорости – радар. На въезде в город со стороны Аштарака вы продолжаете ехать по шоссе, города как такового еще нет, зато есть машина ДП, и инспектор вас извещает о том, что вы нарушили на 30 тысяч. После торга сходитесь на 5 тысячах, которые после 30 должны вам показаться не потерей, а приобретением. И тем не менее, встречаются и инспекторы, способные простить неопасное нарушение.
– Кстати, для гуманизма инспекторов есть соответствующая законодательная база. В законе прописан объективный анализ нарушения на основе многостороннего исследования. Возникло ли нарушение по вине водителя или нет, мог ли он предвидеть ситуацию, в общем, закон требует соблюдения множества пунктов, и только после этого может быть вынесен штрафной приговор. И выигрываем мы дела в суде именно потому, что ДП пренебрегает законами, которым должна строго следовать. Однако и у нас есть примеры сотрудничества с ДП, и они временами с нами соглашаются. Правда, у них большой запас «прочности». Например, инспектор ДП имеет право на нарушение правил дорожного движения, но только когда у него включены световые и звуковые сигналы. А включать их он имеет право только во время несения службы и в случае крайней необходимости. А вот теперь пойдите и разберитесь, куда это он торопился с включенной сиреной? Тут должна соблюдаться не только инструкция, не и этические нормы. ДП должна сознавать, что она призвана охранять покой граждан, а не беспокоить их своей сиреной и динамиками без особой нужды.
– Очень давно существовал ОРУД – отдел МВД по регулированию и управлению движением. Есть у нас сегодня кто-то, кто пытается регулировать движение в глобальном смысле, используя мониторинг движения со спутников, участвуя в градостроительных планах?
– Насчет глобальности замысла судить трудно, но есть в ДП отдел организации дорожного движения. Не так давно поднялся в городе шум из-за перекрестка рядом с торговым центром «Ташир». Перекресток сложный, с напряженным трафиком. Дорожная полиция занималась тем, что штрафовала водителей, вместо того, чтобы организовать движение. Водители, полагая репрессии против себя несправедливыми, обращались к нам. И действительно, как только время приближается к пиковому, проехать перекресток без нарушений становится практически невозможно. Мы обратились в ДП и получили абсолютно невнятный ответ. Мы предложили сделать дорожную разметку и отрегулировать работу светофоров в оптимальном режиме, составили графики, схемы. Нас поблагодарили и сказали, что учтут наши пожелания. После чего мы получили решение оставить все как есть. То ли потому, что не умеют организовать движение, то ли их устраивает ситуация, когда даже самый дисциплинированный водитель поневоле нарушает правила.
И логика штрафов говорит именно об отсутствии грамотных подходов к управлению движением. Тут важна не сумма штрафа, а его неизбежность, как и в уголовном праве – неизбежность наказания, а не его свирепость.
– Как можно избежать штрафов? Одного соблюдения правил движения может оказаться явно недостаточно. Тем более что, как выясняется, система видеонаблюдения отвечает не столько потребностям упорядочения движения, сколько обогащению ее владельцев?
– С одной стороны, сеть видеонаблюдения, оказавшись сверхприбыльной, будет расширяться. Но в то же время доходы сети питаются и простым незнанием водителями правил дорожного движения. Кстати, и тут происходят определенные странности. Новые правила дорожного движения (ПДД), введенные в действие с начала 2012 года, не были опубликованы в печатной версии, и водители, нарушившие изменившиеся пункты правил, не знали, за что же их штрафуют. Первыми новые правила опубликовали мы, и только недавно появилась наконец печатная версия ПДД, изданная ДП.
Мы еще издаем буклеты и публикуем на своем сайте советы, как вести себя водителю с полицейскими. Осведомленность водителей, надо сказать, сильно дисциплинирует инспекторов ДП. Правда, права тех и других несопоставимы. Взять даже практику штрафов. Вам могут принести решение о штрафе как через неделю после нарушения, так и через год, когда вы уже и помнить ничего не будете. А вы должны успеть заплатить ваш штраф через месяц, далее – троекратное его увеличение. Это полное неравенство перед законом, но суд в этом вопросе твердо стоит на стороне ДП.
– Теперь о том, снизилась ли у нас аварийность в результате установки системы видеонаблюдения? Надо сказать, что данные об авариях и жертвах на сайте полиции резко расходятся с ними же, озвученными на брифингах представителей ДП.
– О тенденции говорится, но не более того. К сожалению, действительно, данные мало того, что разнятся, они еще и малодоступны, в то время как они должны стать предметом исследования Национальной статистической службы. Потому что авария – это не только сфера компетенции ДП, она имеет и экономический, и демографический аспект.
Беседу вел Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии