Дилижан, который скоро будет трудно узнать
В сентябре в Дилижане был пущен обратный отсчет времени – до открытия международной школы, рассчитанной на 650 учащихся из более чем 50 стран, остался год.
«Торжественной части» практически не было, зато была замечательно представлена художественная часть – презентация шла под выступление D’Black Blues Orchestra Владимира Аветисяна, одного из основателей дилижанской школы. И если недостроенные помещения школы отапливались рефлекторами, то концерт шел под открытым небом, и рекомендация устроителей презентации одеться потеплее оказалась крайне полезной – вечер оказался неожиданно холодным для начала осени.
Народ обозревал экспозицию, закусывая под аккомпанемент несущихся снаружи блюзов Эрика Клэптона, с трудом представляя себе формулу престижного образования в провинциальном Дилижане, неожиданно оказавшемся в перекрестии крупных проектов. Кроме Благотворительного семейного фонда RVVZ Рубена Варданяна и его супруги Вероники Зонабенд, строящего здесь международную школу, Дилижан присмотрел еще и Центробанк для своего финансового и образовательного центра. И ту, и другую идеи не критиковал только ленивый. Для того, чтобы представить себе Дилижан не в виде провинциального курорта с мягким климатом и хвойными лесами, а в качестве регионального финансового центра, потребуется изрядно напрячь воображение. А пользу международной школы-пансиона, в которой будут учиться 650 детей из более пятидесяти стран, из коих только 10% – из Армении, многим тоже нелегко вообразить. Всякое правильное образование внутри Армении многим представляется школой подготовки специалистов именно для Армении, а не для других стран, на рынки труда которых Армения и так поставляет свои, зачастую лучшие кадры.
В недалеком 2010 году основатели школы успели испытать разочарование от того, что к этому проекту «в прогрессивной и деятельной части общества Армении сложилось негативное отношение», как говорилось в письме Общественному совету при президенте. Тогда все чуть не кончилось плохо, учредители проекта готовы были от него отказаться. Потому что, если среда не принимает идеи международной школы, то вряд ли удастся убедить родителей отправить своих детей в страну, плохо им знакомую, непривычную, а еще и относящуюся к ним не то чтобы без восторга, а, скорее, настороженно
Теперь, слава Богу, переживания позади, проект пробил себе дорогу – то ли раздвинулись горизонты народного и властного сознания, то ли чиновникам запретили рэкет. И сегодня можно быть уверенным, что через год Дилижан получит своеобразное окно в большой мир в виде школы, населенной выходцами практически со всего мира.
Выпускники школы получат диплом международного бакалавриата – IB, соответствующий, кажется, самому высокому стандарту школьного образования. Международный бакалавриат – это попытка ввести высокий универсальный стандарт образования, не зависящий от конкретной страны. В США, например, всего несколько школ наделены правом выдавать такой диплом, а скоро будет и дилижанская. Она еще и является ассоциированным членом UWC – международного сообщества колледжей, а в октябре получит статус полноправного члена, четырнадцатого по счету. Тогда же и начнется прием учащихся на 2014 год. Основатели UWC считали, «что взаимное непонимание и враждебность можно преодолеть, если дать возможность молодым людям из разных стран лучше узнать и понять друг друга. Причем делать это лучше всего в том возрасте, когда они уже достаточно впитали в себя культуру своей родной страны, но по-юношески открыты новым впечатлениям, идеям и готовы учиться у других».
Одним словом, IB и UWC – это образовательный и социальный прорыв, который выпал на долю провинциального курорта.
Рубен Варданян, инициатор идеи школы и главный инвестор:
– Наш диплом откроет доступ в лучшие университеты мира, самые высокие стандарты образования будут несравненно доступнее, чем для выпускников самой лучшей школы Армении. Членство в организации IB и UWC гарантирует престиж школы, а если к этому добавить, что директором дилижанской школы назначен Джон Паддифут, в прошлом заместитель директора Итонского колледжа, то роль и значение нашего диплома возрастут еще более. Итон – это одна из составляющих английского образовательного бренда, и у нас появляется возможность связать Итон и Дилижан.
– Стоимость проекта высока, как Вы заявляли – $150 миллионов. У Вас есть надежда на коммерческую отдачу проекта?
– Нет, это благотворительность, отдача здесь – это имидж, репутация, но не деньги. Нам надо всем миром вытаскивать Армению из ямы, а самый эффективный путь – это современное образование. Это больше, чем деньги, грубо говоря, надо менять головы, памятуя Булгакова – разруха не в стране, а в головах. Сегодня эти головы, может, еще не очень востребованы, но с изменениями в ментальности – а они непременно будут – появится в них нужда. Стоимость этой школы говорит о том, что мы уверены – именно крупными образовательными проектами мы можем превратить Армению в современную страну, никак иначе. Тут не только образование, тут и общение с образованными иностранцами, что, безусловно, расширяет сознание аборигенов.
– И к чему это может нас привести? И когда?
– Мы можем стать чем-то вроде Сингапура. Лет через 30.
– А откуда же нам взять своего Ли Кван Ю?
– Преобразования не должны упираться в героическую личность. Уровень образования, рост благосостояния, успешность, общественная система должны сыграть свою роль. Необходимость изменения среды – это толчок к тому, чтобы появились свои герои, которые возьмут на себя миссию преобразования. Они есть.
Артак Закарян, исполнительный директор фонда «Рубен Варданян и Вероника Зонабенд» (RVVZ):
– Дилижанский проект – это не один, а, как минимум, 4 проекта. Первый – это физическое строительство школы, второй – академическая ее часть с учетом того, что преподавание будет вестись на английском языке. Третий – это построение инфраструктуры вокруг школы. В Дилижане будут одновременно находиться 800 – 900 иностранцев, которые будут жить в 15-тысячном городе. Это непростая задача, и нужно создать такие условия, чтобы эти люди себя здесь чувствовали нормально. Нужна нормально функционирующая сфера услуг – парикмахерские, прачечные, такси, правильно выстроенные отношения с местной властью, населением и т.д. Четвертый проект – это большая инфраструктура, в строительстве и функционировании которой участвует и государство, и заинтересованные организации и личности. Это железная дорога, городские улицы, освещение, водопровод, архитектура города. Со стороны населения препятствий нет, подавляющее большинство дилижанцев нас поддерживает. Но даже при самой энергичной народной поддержке дело это непростое и долгое.
– Тем не менее, это провинция, и научить людей просто улыбаться незнакомому человеку на улице будет нелегко. «Кип смайл» не в нашей народной традиции, улыбка незнакомцу считается проявлением легкомыслия, и это наше чуть ли не главное отличие от Европы.
– Можно сказать, что сближение началось. Американский университет открыл здесь курсы изучения английского языка, ЦБ, который имеет свой кампус, и мы спонсировали его изучение дилижанцами – полицейскими, сотрудниками мэрии, медсестрами. Теми, контакт с которыми англоговорящих иностранцев кажется неизбежным. Школа – это не колония, обязательно будет общение с внешним миром, особенно у взрослых. Программой IВ специально предусмотрены специалисты для налаживания быта и контактов в условиях пансиона, решения психологических проблем. Даже для взрослых перелет за тысячи километров и нахождение в незнакомой поначалу среде провоцирует стресс, а что же говорить о детях? Ребенок покидает семью с привычным для него бытом и становится ответственным за вещи, о которых раньше не очень и задумывался – содержать в чистоте и опрятности одежду, убирать за собой, вовремя делать уроки. Это внутри школы. А вне школы – это уже мы, и я думаю, что мы с этим справимся. В Дилижане ЦБ отремонтировал библиотеку, и теперь там не только библиотека, но и центр, куда приходят дети заниматься компьютерным творчеством. Так, за один месяц в центр набралось больше 400 детей, и оказалось, что они очень быстро обучаются, а мешающие творчеству и общению барьеры исчезают буквально через пару упражнений. Так что и с адаптацией школы к Дилижану, и Дилижана – к школе, я думаю, больших проблем не будет, а мелкие – решаемы.
Мы привыкли к тому, что дети, получившие качественное образование в Армении, ищут работу за рубежом, а получившие образование за рубежом там и остаются. Вероника Зонабенд, супруга Рубена Варданяна, несколько развеяла эти страхи. В школе, согласно идеологии UWC, будут обучаться дети с лидерскими качествами, а где же им лидировать со своим образованием, как не у себя на родине, нуждающейся в преобразованиях и профессиональном управлении.
Рубен Варданян сказал, что двое его младших детей тоже будут учиться здесь, если сумеют сдать вступительные экзамены – помогать он им не собирается. Плата за обучение составит $30.000, но, как и во всяком престижном заведении, здесь будет много стипендий и грантов для бесплатного обучения. Это закономерность нынешнего образования: чем престижнее заведение, тем больше возможностей обучаться в нем бесплатно. Средней руки заведения озабочены бюджетом, элитные – престижем и потому боятся упустить способного ребенка. А в системе UWC – еще и с лидерскими качествами. И потому стипендиальный фонд школы выглядит крайне солидно, среди его спонсоров – Виктор Вексельберг, Алишер Усманов, Сулейман Керимов – известные бизнесмены России.
Что же касается налоговых или иных льгот, то общая сумма налогов с проекта составит около $ 30 млн. Это на фоне разговоров о том, что будущее Армении – это наука и образование.
Рубен Варданян, говоря о проектах Сколково и Дилижана, заметил, что «идея не в том, чтобы экспортировать лучшие умы, а в том, чтобы импортировать их. Очень важно, чтобы не наши дети уезжали учиться в британские школы, а иностранцы приезжали бы к нам и учились в нашей среде».
Теперь хорошо бы понаблюдать и за «средой» – за дилижанцами. Социум здесь будет неизбежно меняться, и не исключено, что здесь через определенный срок воцарятся европейские нравы и дружелюбие, которое для дилижанцев и сейчас является нормой. А исследования социума могут открыть определенные закономерности адаптации армян к глобальному миру. Умеем же мы приспособиться к нему в других странах, пора сделать это и у себя. И еще раз поблагодарить тех, кто не жалеет своих денег для достижения этой стратегической перспективы.
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии