№ 2 (232) февраль (1-15) 2014 г.

Они были первыми

Просмотров: 4889

Осталось несколько дней до начала зимних Олимпийских игр в Сочи. В преддверии этого грандиозного праздника мирового спорта хочется напомнить читателям некоторые страницы олимпийского движения, связанные с историей отечественного спорта.

Олимпийский дебют сборной СССР состоялся в 1952 году на летних Играх в Хельсинки. Руководство страны во главе со Сталиным придавало огромное значение этому событию, поэтому отбор в сборную был как никогда строгим и тщательным и проходил под постоянным контролем самых высоких инстанций. Права представлять Советский Союз на Олимпийских играх добились и лучшие армянские спортсмены. О них – первых армянских олимпийцах – наш сегодняшний рассказ.

Выдающемуся советскому гимнасту Гранту Шагиняну принадлежит особое место в олимпийской истории Армении. Он – первый армянский спортсмен, ставший олимпийским чемпионом. Ему было 29 лет, когда он поехал в Хельсинки. За плечами была война, тяжелое ранение, напоминавшее о себе и периодической болью в ноге, и хромотой. И несмотря на это, в Шагиняна верили, и он наряду с Виктором Чукариным был одной из главных надежд гимнастической сборной СССР. Тем более что за 3 года до Олимпиады, выступая на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, Грант завоевал 6(!) золотых медалей, причем четырежды судьи выставляли ему высшую оценку – 10 баллов.

Гимнастический олимпийский турнир складывался трудно для сборной СССР. Судьи поначалу скупились на высокие оценки, но, в конце концов, покоренные блестящим мастерством советских спортсменов, вынуждены были воздать им должное. Сборная СССР выиграла и командное первенство, и доминировала в личных соревнованиях. Абсолютным олимпийским чемпионом стал Виктор Чукарин. Большую серебряную медаль в многоборье завоевал Грант Шагинян. Ну, а когда начались соревнования на отдельных снарядах, олимпийская коллекция наград Шагиняна пополнилась еще двумя медалями, в том числе золотой – за лучшее исполнение упражнения на кольцах. Великолепно выполнил он и упражнение на гимнастическом коне, впервые продемонстрировав сложный соскок, который получил название «вертушка Шагиняна», но здесь судьям изменила объективность, и они лишили Гранта еще одной заслуженной золотой награды. Но и без нее Шагинян мог быть доволен своим олимпийским дебютом, принесшим ему две золотые и две серебряные медали. Такого успеха на одной Олимпиаде не добивался больше ни один армянский спортсмен.

Если для Гранта Шагиняна Олимпиада в Хельсинки была венцом его спортивной карьеры, то для другого ереванца – Игоря Новикова – ее началом. Новикова по праву считают основоположником советской школы современного пятиборья. Этот вид спорта до 1952 года в СССР не развивался. И все же решено было попробовать свои силы в Хельсинки. Столь ответственный дебют доверили 23-летнему Новикову, который был чемпионом СССР в многоборье ГТО, имевшем много общего с современным пятиборьем. Конечно, трудно было надеяться, что, дебютируя в новом для себя виде спорта, Новиков сможет добиться успеха, но ереванец превзошел все ожидания, заняв почетное четвертое место, немного не дотянув до бронзовой медали.

Это была настоящая сенсация! Игорю Новикову, одному из самых выдающихся мастеров в истории современного пятиборья, предстояло стать участником еще трех Олимпиад, выиграть две из них в составе сборной СССР в командном зачете и получить в 1964 году серебряную медаль в личном турнире. Многократный чемпион мира, а впоследствии президент Международного союза современного пятиборья и биатлона, он многое сделал для развития своего любимого вида спорта и в Армении. И заканчивая рассказ о Новикове, хочется напомнить интересный эпизод из его жизни, который он описал в своей книге «Пять дней и вся жизнь». На правительственном приеме олимпийцев в Кремле в 1964 году к Новикову подошли Анастас Иванович Микоян и Алексей Николаевич Косыгин. «Смотрите, Алексей Николаевич, – сказал Микоян. – Вот Новиков – русский, а говорит по-армянски лучше меня!» И тогда Косыгин вдруг спросил у Новикова: «А кем вы себя ощущаете – русским или армянином?» Новиков, чуть помедлив, дал свой знаменитый ответ: «Я – русский сын армянского народа!».

Кроме двух ереванцев – Шагиняна и Новикова, в сборной СССР на Олимпиаде в Хельсинки было 4 армянских спортсмена, представлявших другие союзные республики – Азербайджан, Грузию и Украину. Одному из них, 23-летнему тбилисскому тяжелоатлету Рафаэлю Чимишкяну, удалось, как и Шагиняну, стать олимпийским чемпионом. В остром соперничестве с товарищем по сборной СССР Николаем Самсоновым он выиграл состязания штангистов в полулегком весе, набрав в сумме троеборья 337,5 килограммов, что явилось новым мировым рекордом. Золотая олимпийская медаль стала самым крупным успехом в биографии Чимишкяна, который 11(!) раз устанавливал мировые рекорды, дважды (в 1954 и 1955 годах) был чемпионом мира и 5 раз – чемпионом СССР. Недаром Рафаэль Чимишкян признан лучшим штангистом Грузии ХХ века.

К сожалению, не повезло на Олимпиаде легендарному советскому борцу киевлянину Араму Ялтыряну. Начав свою карьеру еще в довоенные годы, он в общей сложности 14(!) раз становился чемпионом СССР по вольной и классической борьбе – такого не удавалось, кроме него, добиться никому за все время существования Советского Союза. Ялтырян принадлежал к тому поколению советских спортсменов, чьи лучшие годы пришлись на военное время. Когда закончилась война, Ялтыряну – фронтовику, участнику обороны Киева – было уже за тридцать. Тем не менее равных ему в СССР не было. В 1947 году он вместе с товарищами по сборной СССР дебютирует на чемпионате Европы по классической (греко-римской) борьбе, где занимает второе место, победив, в частности, знаменитого турка Атика, который спустя год станет в Лондоне олимпийским чемпионом. Остается лишь пожалеть, что в лондонской Олимпиаде 1948 года советские спортсмены участия не принимали, поскольку Ялтырян имел хорошие шансы стать ее победителем.

Перед Олимпийскими играми в Хельсинки Ялтыряну исполнилось уже 38 лет. Возраст для борца, тем более легковеса, весьма солидный. Однако Арам все еще оставался сильнейшим «вольником» страны в своей весовой категории, и в Хельсинки послали именно его. На олимпийском ковре многое решалось уже в первой схватке, где соперником Ялтыряна был знаменитый шведский борец Олле Андерберг. Этот поединок называли досрочным финалом, и возможно, он и был таковым. Ялтырян великолепно начал схватку и вплоть до последней минуты имел преимущество в очках. Но, видимо, уверовав раньше времени в победу, он позволил себе расслабиться, попался на коварный прием и… впервые в своей блистательной спортивной карьере оказался на лопатках. Это обидное поражение, по существу, решило судьбу первого места. Андерберг, уверенно победив всех остальных противников, стал чемпионом, а Ялтырян, выиграв после проигрыша шведу две схватки, проиграл потом еще и иранцу Тофику и занял в итоге лишь четвертое место, оставшись без медали. Пройдет 16 лет, и то, что не удалось самому Араму Вартересовичу, сделает его ученик Борис Гуревич, выигравший Олимпиаду 1968 года в Мехико.

Если Ялтырян во многом стал жертвой собственной самоуспокоенности, то два других армянских борца – бакинец Георгий Саядов и Артем Терян из Кировабада (Гянджа) – «пострадали» из-за явной необъективности судей. Выступавший в турнире по вольной борьбе в наилегчайшем весе 21-летний Саядов был новичком сборной СССР. К началу Олимпиады он даже ни разу не выигрывал всесоюзные первенства, но в Хельсинки взяли именно его, так как трехкратный чемпион СССР, другой бакинец – Муса Бабаев – был травмирован, и к тому же Саядов отлично провел отборочный предолимпийский турнир лучших советских борцов – кандидатов в сборную страны. В столице Финляндии Саядов уверенно выиграл первые четыре поединка, а в пятом – встретился с сильным иранским борцом, призером чемпионата мира 1951 года Молагхассеми. И хотя преимущество бакинца было несомненным, двое судей из трех отдали победу его сопернику. В итоге Саядов оказался за чертой финалистов, заняв четвертое место, что, впрочем, для новичка сборной было совсем неплохо. Но ведь он вполне мог рассчитывать и на медаль… Ее Саядов завоевал в конце того же 1952 года, впервые выиграв чемпионат СССР. А сильнейшим борцом планеты станет спустя 9 лет, после победы на чемпионате мира по классической борьбе в Иокогаме, брат Георгия – Армаис.

Артем Терян был борцом феноменального таланта. В 1951 году он стал чемпионом СССР и по вольной, и по классической борьбе. Но так как он все же больше тяготел к последней, то тренеры сборной СССР решили выставить его на Олимпиаде в Хельсинки в турнире «классиков», с полным основанием рассчитывая на золотую медаль в его – легчайшей – весовой категории. Терян легко побеждает всех своих соперников и выходит в финал вместе с венгром Ходошем и ливанцем Шихабом. В финале он наносит поражение Ходошу, который уже победил Шихаба, и, казалось бы, судьба золотой медали решена. Остается лишь победить ливанца. Но здесь вновь свое слово сказали судьи. Несмотря на очевидное преимущество Теряна, двое из них отдают победу Шихабу. В результате первое место занимает Ходош, второе – Шихаб и только третье – Терян. В итоге – бронзовая медаль вместо вполне заслуженной золотой. Пресса назвала судейство в решающей схватке советского борца скандальным, но это ничего не могло уже изменить.

Свое превосходство Теряну пришлось доказывать уже в следующем году на чемпионате мира в Неаполе, где он вновь победил Ходоша и стал чемпионом мира – первым обладателем этого высокого звания в Азербайджане и первым из армянских спортсменов, удостоившимся столь почетного титула. Но мечта Артема об олимпийском золоте, увы, так и не сбылась. Находясь в расцвете сил, в 24-летнем возрасте, будучи уже шестикратным чемпионом СССР, Терян, об изумительной технике и богатейшем арсенале приемов которого с восторгом говорили многочисленные авторитеты, упал с мотоцикла (как не вспомнить удивительно похожую судьбу Валерия Брумеля), получил перелом ключицы и вынужден был оставить борцовский ковер, перейдя на тренерскую работу. А спустя 15 лет трагическая безвременная смерть постигла этого подлинного самородка.

На Олимпиаде 1952 года мой рассказ о первых армянских олимпийцах не заканчивается. Спустя 4 года после Игр в Хельсинки в итальянском городе Кортина-де-Ампеццо, что в Доломитовых Альпах, состоялся дебют советских спортсменов на Белой (зимней) Олимпиаде. И среди тех, кому доверили защищать на ней честь советского спорта, был и замечательный хоккейный вратарь, один из пионеров этого вида спорта в СССР, девятикратный чемпион страны, двукратный чемпион мира Григорий Мкртычан. Именно он вместе с легендарными Анатолием Тарасовым и Всеволодом Бобровым стоял в первые послевоенные годы у истоков хоккея с шайбой в СССР. Выдающийся советский тренер, многолетний наставник сборной страны Аркадий Чернышев писал, что Мкртычан первым из советских вратарей заиграл на международном уровне и был родоначальником отечественной школы хоккейных голкиперов. К моменту Олимпийских игр 1956 года Мкртычану было уже за тридцать, и он сам настоял на том, чтобы первым вратарем был более молодой Николай Пучков, принявший эстафету у знаменитого ветерана. Но в конечном успехе сборной СССР была конечно же и большая заслуга Григория Мкртычевича, чей опыт и неувядающее мастерство помогали и Пучкову, и всей советской команде, ставшей без единого поражения победительницей Олимпиады. Вместе со всеми ее игроками золотую медаль получил и Мкртычан, вплоть до сегодняшнего дня остающийся единственным армянским спортсменом, удостоившимся золотой награды Белой Олимпиады.

Олимпийская история продолжается, и надо надеяться, что армянские спортсмены, продолжатели славных традиций, заложенных Грантом Шагиняном, Рафаэлем Чимишкяном, Григорием Мкртычаном, впишут в нее еще немало ярких, запоминающихся страниц.

Валерий Асриян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты