Таможенный союз – Армения: о перспективах и «подводных камнях»
Минувший год прошел для Армении под знаком выбора между европейским и евразийским интеграционными проектами. С подачи определенных общественных групп это трактовалось как выбор между Западом и Россией, что конечно же не совсем так. В конечном итоге намерение страны вступить в?Таможенный союз, ядром которого являются Российская Федерация, Белоруссия и Казахстан, а также участвовать в?формировании ЕЭС, было подтверждено в?ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета 24 декабря 2013 года.
В противоположность доводам евроинтеграторов, развернувших довольно активную кампанию в некоторых СМИ, прошедший год характеризовался укреплением политических и торгово-экономических связей Армении с Россией и другими участниками данного объединения. Например, экспорт из Армении в Белоруссию в течение первых девяти месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился примерно на 15 процентов. При этом политические и экономические связи Армении с Европой и США по отдельным направлениям также достаточно активно развиваются. Нервно-разочарованные высказывания еврочиновников после 3 сентября сменились решением о выделении на поддержку гражданского общества, развития сельских районов в Армении 41 миллиона евро. На январь 2014 года намечено утверждение президентом Армении новой программы сотрудничества страны с Европейским союзом.
Утверждение «дорожной карты» по присоединению Армении к Таможенному союзу способствовало оживлению дискуссий относительно долгосрочных последствий этого процесса для армянской экономики. Бурные дебаты в Национальном собрании относительно так называемых «газовых соглашений» с Россией не могли не придать этим дискуссиям дополнительного эмоционального накала. Между тем, как можно понять из официальных сообщений, правительство Тиграна Саркисяна ударными темпами работает над выполнением утвержденной 24 декабря в Москве «дорожной карты». В середине января премьер провел очередное совещание, участники которого обсуждали конкретные шаги, сделанные республикой в направлении евразийской интеграции. Как сообщили в пресс-службе правительства Армении, ответственные за выполнение «дорожной карты» по вступлению Еревана в Таможенный союз подробно рассказали о соответствующих мероприятиях. В свою очередь глава правительства поручил им не отклоняться от намеченного курса, строго следуя установленному графику. Агентство «Медиамакс» отмечает, что в сообщении не содержится какой-либо информации, которая бы позволила составить впечатление о том, какие именно шаги предпринимаются и что именно предусмотрено «дорожной картой».?Договор о присоединении Армении к ТС может быть готов к маю, и согласно некоторым наблюдениям, за последнее время Армения в своем усердии вступить в Таможенный союз даже опередила Киргизию. Показательно, что утверждение евразийской «дорожной карты» для этой центральноазиатской страны, имеющей общую границу с Казахстаном, проходит труднее, чем для Армении, общих границ со странами ТС не имеющей…
Некоторые, как это принято говорить, «злые языки» припоминают, что весной и летом (вплоть до второй половины августа) прошлого года правительство Армении практически в том же режиме рапортовало о подготовке к Вильнюсскому саммиту «Восточного партнерства», который должен был утвердить интеграцию Армении в совсем другом, европейском, направлении. К тому времени переговоры с Брюсселем о подписании Арменией соглашений об ассоциации и о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли велись вот уже несколько лет. Как мы помним, ситуация резко изменилась после 3 сентября, что поначалу стало для европейских партнеров официального Еревана неожиданностью. Комплементаризм – поддержание ровных и стабильных отношений с основными центрами силы, – традиционно считавшийся сильной стороной армянского внешнеполитического курса, дал некоторый сбой. Хотя бы потому, что политики на Западе и на Востоке, руководствующиеся прежде всего собственными интересами (которые, конечно, вовсе не всегда совпадают с интересами Армении), получили лишний повод к рассуждениям об отсутствии предсказуемости со стороны официального Еревана, о его стремлении угодить то одной стороне, то другой, не в полной мере просчитывая последствия…
На своей предновогодней пресс-конференции премьер-министр Армении признал ошибочность своих предшествующих оценок по поводу нецелесообразности вступления Армении в Таможенный союз ввиду отсутствия общей границы. Однако «со временем в связи с участием нашего основного партнера – России в евразийских интеграционных процессах мы столкнулись с серьезными проблемами, так как часть функций была передана наднациональным органам. Мы решили, что в таком режиме работать не можем», – добавил Тигран Саркисян. Армянские евроскептики неоднократно указывали на неспособность в рамках так называемой «евроинтеграции», предполагавшей отнюдь не только экономическую составляющую, получить сколь-нибудь внятные гарантии безопасности страны, вовлеченной в неурегулированный нагорно-карабахский конфликт. Укрепление российско-армянских отношений, тесно связанное с присоединением Армении к Таможенному союзу, дает некоторые гарантии на случай возобновления военных действий Азербайджаном. «…Все мы (кто громко, а кто вполголоса) восторгаемся, когда читаем сообщения о том, что в Армению поступили новые зенитно-ракетные комплексы С-300 или С-400… Давайте положим руку на сердце и согласимся, что для нас в общем-то неважно, находятся ли эти ракеты в расположении армянских частей или принадлежат российской военной базе», – отмечает в своей статье «Безопасность vs будущее?» директор информационного агентства «Медиамакс» ?Ара Тадевосян. Не меньшее значение имеют вопросы общего рынка труда, за счет которого в значительной мере поддерживается внутренний платежный баланс страны, а также инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, в том числе и связанные с преодолением коммуникационной блокады страны.
С другой стороны, любое соглашение изначально предполагает некую сумму преимуществ и издержек. Наличие одних только преимуществ для партнеров России по формирующемуся интеграционному объединению даст пропагандистские козыри его противникам, имеющим серьезные позиции как в обществе, так и в актуальных элитах. Так что речь идет о том, чтобы создать оптимальную модель взаимодействия, в максимальной степени для сторон, вовлеченных в переговорный процесс, и исходящую из интересов не только крупного бизнеса, но и более широкого круга хозяйствующих субъектов. И вовсе не удивительно, что на этом пути возникают и будут возникать «подводные камни» и «рифы», которые необходимо научиться преодолевать – иначе интеграционная «лодка» рискует оказаться «на мели». И напротив – успешное решение спорных и проблемных вопросов приведет к повышению привлекательности Армении, в том числе для ее партнеров за пределами Таможенного союза. Скажем, пример Белоруссии показывает: членство страны в Таможенном союзе значительно повышает ее привлекательность для крупных инвестиционных проектов при опоре на внешние инвестиции. Речь идет о проекте строительства Белорусской АЭС, которая может стать поставщиком электроэнергии в страны Восточной Европы. Между тем в Армении атомная электростанция уже действует и будет модернизироваться при участии Росатома. Кстати, значительная доля российских инвестиций в армянской энергетике вовсе не отменяет инвестиций западных, доказательством чему – интерес американских инвесторов к Воротанской ГЭС. Представляется, что наличие серьезных конкурентов приведет к тому, что инвестирующие в Армению крупные российские компании будут более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Важной для Армении отраслью является ювелирная, в частности огранка алмазов, и здесь в ходе недавнего визита Владимира Путина был зафиксирован взаимный баланс интересов. Согласно соглашению «О сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения» от 2 декабря 2013 года, гранильные компании Армении будут иметь возможность закупать необработанные алмазы по более низким ставкам. При этом перепродавать произведенные на территории страны алмазы третьим странам Армения уже не сможет. Россия теряет бюджетные доходы (от экспортной пошлины в 6,5%) для помощи ювелирам страны, входящей в Таможенный союз, а не для того, чтобы из Армении перепродавали дешевые алмазы.
Словом, есть уверенность в том, что переговоры и по другим направлениям ведутся в деловом и конструктивном ключе, а мнение о том, что представляемые Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) документы армянская сторона подмахивает едва ли не механически (а порой и не читая), все же далеко от действительности. В пользу этого свидетельствует и требование президента Сержа Саргсяна и премьера Тиграна Саркисяна по итогам упомянутого в начале нашей статьи совещания «при возникновении каких-либо проблем незамедлительно озвучивать их в?ходе регулярно проводимых совещаний и принимать меры по?их решению». Данное обстоятельство представляется весьма важным – сложно отрицать, что Армения находится в особых условиях, которые не могут не оказывать влияния на ведущиеся с ЕЭК переговоры. Например, обвальная унификация таможенных тарифов по некоторым группам товаров, в том числе имеющих немалое значение в повседневной жизни граждан (от автомобилей до продуктов питания и лекарств), способна привести к значительному росту цен и, как следствие, к еще большему ухудшению социально-экономического положения значительных групп граждан. А в каком направлении, при наличии современных технологий манипулирования общественным сознанием, может быть использовано недовольство граждан, известно достаточно хорошо. С другой стороны, авторы подробного доклада «Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции», подготовленного под эгидой Евразийского банка развития, приходят к выводу о том, что Армении придется существенно повысить уровень тарифно-таможенной защиты. Это неудивительно: средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении – один из самых низких по странам – членам ВТО, составляя 2,7% (в Таможенном союзе – 7,6% в 2013 году, 6,9% в 2014 году, 6% в 2015 году). Как видим, имеет место устойчивая тенденция к его снижению. Кроме того, Армения не использует тарифные квоты, почти три четверти тарифных линий не облагаются пошлинами, а большинство остальных облагаются 10-процентной пошлиной. В торговле услугами и многих других сферах торговый режим является даже более либеральным, чем это зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых совместно выступят участники Таможенного союза (включая, естественно, уже и Армению). Постепенное сближение тарифов (как с одной, так и с другой стороны) будет иметь и позитивные последствия, среди которых – сокращение дефицита бюджета и изменение структуры торгового баланса.
Сложно не согласиться с авторами доклада в том, что «перспектива превращения Армении в транзитную страну, в транспортный узел, открывающий новые возможности торговли с Южной Азией и Ближним Востоком, актуализирует вопрос развития Таможенного союза в качестве открытой к изменениям организации, которая будет находиться в процессе постоянной адаптации с учетом характера и географии своего расширения, интересов новых и потенциальных членов». Постепенное потепление российско-грузинских отношений сделает более эффективными профильные армяно-грузинские консультации, которые уже начались.
В этих целях разрабатываются соответствующие транзитные схемы, в том числе с учетом опыта Калининградской области. По мнению заместителя декана факультета востоковедения Ереванского госуниверситета Вардана Восканяна, присоединение к ТС даст возможность Армении представлять интересы России в регионе, что в итоге приведет к повышению ее авторитета в Закавказье и частично на Ближнем Востоке: «Чем больше повысится роль Армении в регионе, тем больше положительных изменений произойдет в партнерских отношениях между Арменией и Ираном».
Добавим, что членство Армении в Таможенном союзе параллельно с российско-грузинским переговорным процессом приведет и к тому, что для манипуляций о закрытой армяно-турецкой границе будет оставаться все меньше места. Более стабильной в долгосрочном плане будет и ситуация вокруг Нагорного Карабаха – несмотря на недавние алармистские и явно ангажированные прогнозы Джошуа Кучера о том, что «возобновление конфликта кажется только делом времени»…
Реализация конкретных проектов, способствующих укреплению региональных позиций Армении в сфере политики, экономики и безопасности, несомненно, предпочтительнее абстрактных разговоров о ценностях. А открытый переговорный процесс в рамках Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии будет оставлять все меньше поводов для некорректных интерпретаций и пропагандистской шумихи.
Андрей Арешев
Оставьте свои комментарии