Вдохновение и упорство: традиции народного ковроткачества возрождают в Лазаревском
В Лазаревском центре национальных культур девочек учат ткать ковры по старинным армянским традициям. Учат всему, что связано с этим древним ремеслом: терпению, воображению, умению различать в цветах и переплетающихся орнаментах ковра «цвет неувядаемой жизни».
Руководитель мастерской Астгик Солокян объясняет: «Разнообразие армянских орнаментов неисчерпаемо. Основные цвета в любом сочетании – коричневый и бордовый. При желании можно «вплести» в ковер всю нашу историю. Коричневый – цвет земли, дающей армянам опору для сохранения жизни и продолжения рода, а бордовый – вероятно, напоминание о жертвах народа, о пролитой им крови».
Астгик начинает свои занятия с новичками в кружке ковроткачества именно с рассказов об армянской истории. Показывает рисунки, орнаменты, готовые образцы ковров и карпетов. Она сама придумала, что занятия должны проходить в игровой форме, так интересней. Так ее девочки начинают фантазировать, выбирают из огромного множества орнаментов свой, потом пытаются переплести цепочку геометрических фигур собственноручно.
Родившись в Армении, Астгик Солокян изучала секреты старинного народного рукоделия у своей матери, которую в свою очередь научила ее мать. Познать все тонкости мастерства крайне сложно, этому нужно посвятить всю жизнь, убеждена Астгик, поэтому, переехав в Сочи, продолжает работать сама и приобщает к ремеслу всех желающих.
Сегодня под руководством Астгик Солокян – заведующей отделом по работе с детьми Центра армянской культуры – занимаются пятнадцать девочек разных возрастов и национальностей. Азы древнего искусства ковроткачества даются им непросто, но старание, терпение, усидчивость и любопытство делают свое дело, поэтому результат обязательно будет.
Очень интересно наблюдать за девочками во время занятий, когда, склонившись над натянутыми прочными шнурами основы, они начинают сосредоточенно «набивать» свой собственный «вишапогорг».
Ковры с вишапами – армянскими драконами были хитом прошлого года, года Змеи. «Вишапогорг» имеет множество разновидностей, вся хитрость в орнаменте, напоминающем ползущее пресмыкающееся. Эти коврики – своего рода обереги.
«Мы используем только старинные технологии создания ковров, а также традиционные армянские орнаменты, на которых изображены люди и животные, – рассказывает Астгик. – Главная сложность заключается в том, чтобы на работах мастериц ни один узор не повторял другой, а для этого нужно хорошо знать тему и иметь богатое воображение».
Так и есть, ведь в любой литературе об истории армянских ковров можно прочесть, что их «содержание» переплетено с дохристианской верой и уходит корнями в эпоху, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи, славы, жертвы, предков... Сакральные символы и орнаменты изображались и на одеждах, и на коврах, но все же ковры имели гораздо большее значение как ценная вещь, сберегающая в доме добрую энергию и тепло.
Астгик говорит, что страсть к ковроткачеству проявилась в ней очень рано. Началось все с бабушки – отменной рукодельницы, у которой в доме было много ковров, в том числе изготовленных собственноручно. «Так было нужно, – говорит Астгик. – Молодые девушки ткали себе приданое». Сама Астгик Маратовна руководит кружком уже 17 лет с перерывами, как она сама говорит, «на детей». Их у нее двое.
Самой Астгик в ее любимом деле повезло с детства, родители помогали ей овладеть искусством древнего рукоделия. Отец – известный художник и скульптор Марат Минасян – научил и выбирать рисунки, и «чувствовать» цвет. Он до сих пор с удовольствием рисует орнаменты для будущих изделий воспитанниц кружка ковроткачества.
В Центре национальных культур имени Крикора Мазлумяна поселка Лазаревское очень горды, что этот вид народного промысла, набирающий сейчас все большую популярность в Армении, так ценится здесь, в Лазаревском, в Сочи. Татьяна Крикоровна Кундакчян – директор Центра армянской культуры ЦНК – говорит об Астгик Солокян: «Она замечательный и очень талантливый человек. Столько времени и души отдавать своему делу совершенно бескорыстно! С учеников никакой платы в кружке, естественно, не берут, а о «жаловании» педагогов «декоративно-прикладных» видов творчества просто говорить смешно».
Выставки кружка народного ковроткачества устраиваются в Центре национальных культур постоянно. Девчонкам нужно это чувство гордости за созданные собственными руками, нелегким усердным трудом работы.
На широко отмечавшемся в ноябре прошлого года Дне города на площади возле Художественного музея украшением «армянского павильона» стали как раз изделия кружка ковроткачества Астгик Солокян – самобытные работы ее самой и юных мастериц. Центру армянской культуры ЦНК был вручен специальный диплом лауреатов конкурса народного творчества «За развитие народного искусства».
Натэлла Саакова, Сочи
Оставьте свои комментарии