№ 10 (240) июнь (1–15) 2014 г.

Судьба солдата

Просмотров: 2655

Седман Гаспарян теперь рассказывает об этом спокойно, даже с улыбкой.

А сколько было переживаний, сомнений, разочарований и – надежды. Она никогда не оставляла семью. Надежда найти след пропавшего без вести Андраника Каспаряна – отца, брата, мужа, сына.

Жена Андраника Каспаряна Ментуи Арисовна Каспарян жила всегда в Сочи (колхоз «Красный путиловец»), в Лазаревском районе, тогда он еще назывался Шапсугским. Она получила извещение о том, что ее муж Андраник Крикорович 1905 года рождения, призванный в ряды Красной армии Адлерским РВК, пропал без вести зимой 1942 года… Боже мой! Как же так? С этим невозможно смириться никогда. Он жив, просто след его затерялся на вспаханных взрывами просторах войны… Так думала Ментуи и в первые после Победы дни, когда односельчане один за другим возвращались под родной кров.

Так она думала и после – много лет подряд. И в этой уверенности воспитывала детей. Отец жив. Просто обстоятельства так сложились, что он не может вернуться. Письма с фронта, которые Ментуи Арисовна читала и перечитывала, были оптимистическими, в них подробно описывались фронтовые будни. Без особой тревоги и подробностей Андраник писал о боях, писал осторожно, чтобы не волновать близких. Андраник Каспарян ушел на фронт взрослым мужчиной, 36-летним. Его одногодки знали, что такое война. Они подростками слышали рассказы отцов и дедов о Гражданской войне, о смелости и доблести армян (а их, по переписи 1897 года, на территории Сочи проживало большинство – 28,5 процентов). Более того, все, что называется, с молоком матери впитывали уверенность в том, что армянский мужчина воин по своей природе. Он не имеет права быть в стороне, когда родина в опасности. Многие в Дагомысе, его окрестных селах, где перед началом войны проживали Каспаряны, записывались добровольцами. Андраник Каспарян знал, что пойдет воевать. Он был сыном своей Родины – России и сыном своего народа.

Седман Андраникович, старший сын, об отце сохранил немного воспоминаний. Но отец для него стал чем-то вроде былинного богатыря. Мощный, сильный, непобедимый. Хотя, судя по фронтовой фотографии, ничего богатырского во внешности Андраника Каспаряна нет. Пристальный задумчивый взгляд, добрая улыбка.

Как и все мальчишки, чьи отцы пали на поле брани в годы Великой Отечественной, Седман Андраникович несколько десятилетий жил мечтой – узнать, где отец, что с ним. Родственники разделяли с ним эту мечту. Обращались в одни инстанции, в другие. Нет ответа… А годы шли. Мать так и не вышла замуж. Осталась вдовой солдата. Сколько их таких, великое множество женщин, скромных, с достоинством и неимоверной душевной стойкостью воспитавших в одиночку детей. Поставивших их на ноги. Передавших основные заветы семьи: быть честными, трудолюбивыми, никогда не сдаваться и не унывать, любить друзей, беречь близких. Седман Андраникович именно таким и вырос. В его возрасте, 74 года, сохранил и оптимизм, и веру в лучшее, до сих пор работает и никогда не жалуется на жизнь.

И вот – событие, которого ждали с нетерпением долгие годы.

Была найдена могила солдата Великой Отечественной войны Андраника Крикоровича Гаспаряна. На запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ был получен ответ о том, что «стрелок 573 стрелкового полка, 195 стрелковой дивизии, рядовой Каспарян, 1905 года рождения, уроженец Краснодарского Края Шапсугского района умер от ран 28 октября 1942 года в военном госпитале № 5005, похоронен: г. Москва, Преображенское кладбище». Были указаны участок и номер могилы.

Горе и радость одновременно захлестнули всех родных: нашлось хотя бы место его последнего упокоения. Место, куда можно приехать, преклонить колени и сказать: «Барев, айрик!»

Так они и сделали при первой же возможности. Сын Седман Андраникович, племянники, внуки, правнук пришли на Преображенское кладбище к братской могиле накануне Дня Победы и, найдя среди имен погибших на обелиске свою фамилию и инициалы Андраника Крикоровича, плакали, несмотря на то, что они мужчины.

«Мы бесконечно рады», – говорит Седман Андраникович, – что знаем, где лежит наш отец, куда каждый День Победы мы можем принести цветы и сказать ему слова, которые не успели сказать при жизни».

Натэлла Саакова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты