№ 10 (240) июнь (1–15) 2014 г.

«Механика счастья» армянской семьи

Просмотров: 4228

В последнее время в мире все чаще стали говорить о демографическом кризисе. И даже в таких странах, как США и Франция, где рынок и традиционные семейные ценности всегда были совместимы, тоже назревает кризис института семьи. Семьи не хотят отягощать себя лишними заботами, ограничиваясь одним-двумя детьми.На третьего и четвертого отваживаются лишь единицы.

Что касается Армении, где всегда свято верили, что «детей никогда не бывает достаточно» и что семья с одним ребенком – это не семья, то, похоже, ее охватывает та же тенденция. Чем же она обусловлена? С этим вопросом я обратилась к Араму Амиряну – социологу, занимающемуся вопросами социологии семьи и демографии:

– За последние 20 лет рождаемость в Армении снизилась более чем в два раза, примерно на столько же сократились браки. И если раньше у нас не приветствовалась семья всего с одним ребенком, то нынче это воспринимается как норма. И причина тут кроется, главным образом, в финансовых трудностях, дороговизне жизни, в страхе потерять работу.

Согласно опросам, большинство армянских семей хотят воспитывать несколько детей, но реализовать это желание не дают условия – кардинально изменилась экономическая, социальная и политическая ситуация.

– Ованес Туманян, к примеру, женился в девятнадцать лет и, несмотря на тяжелые материальные условия, имел десять детей и достойно воспитывал их. Похоже, армянская семья, столкнувшись с серьезными проблемами, вынужденно обрела прагматичный опыт, отнюдь ей не свойственный?

– Сегодня в обществе все больше утверждается мнение, что многодетные семьи составляют непременно малообразованные и малообеспеченные люди, чаще всего проживающие в деревнях и «плодящие нищету». Современная модель так называемого социального государства в том виде, в каком она сейчас существует, практически исключает совмещение многодетности и успешности в работе. И это нормально. Если подобное совмещение произошло – это исключение. В основном, это касается многодетных бизнесменов, добившихся профессиональных успехов на своем поприще и, стало быть, могущих обеспечить собственные семьи. Но их очень мало.

И еще: сложная демографическая ситуация связана и с пошатнувшимися духовно-нравственными принципами, и в первую очередь с отстранением от веры. Приходится признать, что сегодня в Армении в верующих семьях более чем индифферентно стали относиться к этой теме… При этом обратите внимание на проживающие в нашей стране многочисленные «неармянские» семьи – иранские, сирийские и пр. Они, как правило, многодетны. И связано это с тем, что, несмотря на выпавшие на их долю, особенно в последнее время, сложнейшие испытания, и в семье, и в обществе они продолжают чтить принципы национального менталитета…?

– Часто бывает, когда в поисках карьерного роста армянский мужчина отказывается обзаводиться детьми, лишь бы как-то реализовать себя. При этом семья, бывает, в течение 10-15 лет остается бездетной… О какой же демографии здесь может идти речь?

– Тут такая логика: глава семейства понимает – если он выберет семью и детей, то, скорее всего, ему не миновать бедности. И поэтому он сознательно отказывает себе в ориентации на многодетную семью. И что интересно: если он выбирает карьеру, в свое время пожертвовав детьми, то уже спустя годы, благоустроившись, он решается не только на одного, но и на второго, третьего ребенка. В то же время многодетные семьи, оказавшиеся в социальном тупике, наоборот, остаются обреченными на выживание. Отсюда и статистика: более 70 процентов армянских семей, которые состоят из четырех и более детей, живут в нищете.

Ярче всего эта картина проявляется вне столицы. Оказавшись сегодня в сельской местности Армении, трудно встретить мужчин трудоспособного возраста – многие из них, в качестве трудовых мигрантов, зарабатывают деньги за границей, и в частности в России. В свою очередь, современный молодой человек, проживающий в городе, прекрасно понимает, что, даже если исключить возможности профессионального роста, он может рискнуть жениться только в том случае, если в состоянии будет финансово обеспечить свою будущую семью. Но кто ему даст эти гарантии? Вот в чем вопрос. Гарантий нет. Нет и стабильной работы, а если и есть, то она низкооплачиваемая. И поэтому приходится искать не одну, а сразу две или несколько работ. И неизвестно, как сложится судьба дальше – осилит он эту ношу или нет, сможет ли сохранить работу и заработок? Посему и не торопится вступать в брак.

– Как же ведет себя женщина в подобной ситуации?

Психолог Мари Лазарян считает, что все чаще армянские девушки и молодые женщины стали выбирать карьеру и свободу в ущерб материнскому счастью:

– Армянские женщины с каждым годом становятся все более независимыми и самостоятельными. Отсюда и тяготение к карьере, так что на детей остается не так уж много сил и времени – армянки все чаще предпочитают заводить одного ребенка. И если раньше женская половина всецело зависела от мужского «вмешательства» и опеки и девушки часто выходили замуж и заводили семьи просто из желания следовать традициям, то теперь они предпочитают оставаться в одиночестве и растить ребенка от случайного партнера или, на худой конец, вообще от донора спермы.

– Бывают ли случаи, когда женщина вынуждена прервать беременность только из-за несогласия супруга иметь потомство?

– Есть мужчины, которые воспринимают наличие детей в семье сугубо прагматично. Что это означает? Ребенок ими воспринимается как вещь, которую непременно надо приобрести для видимого благополучия. Так, в благоустроенных семьях нынче модно иметь не более двух-трех детей. Именно так обычно приобретают новейшую иномарку, дорогую мебель, элитную собаку… Все это – своеобразное исполнение социального заказа, продиктованного обществом. А женщина выступает лишь как часть этого механизма, который надо запустить. И если даже такая семья решится на рождение очередного ребенка, с точки зрения окружающих это оценивается как рискованная авантюра.

Но есть семьи – в основном те, которые более привержены традиционным ценностям, – которые понимают, что дети в семье – это особое мировоззрение, особое качество жизни. И материальные составляющие здесь ни при чем. И что главное в семье – их жизненные приоритеты. А что касается успешности и карьерного роста, то это, на мой взгляд, всецело зависит от личных качеств самих родителей.

– И все же почему так резко уменьшается число женщин, готовящихся стать матерями?

За ответом я направляюсь в одну из ереванских поликлиник.

У дверей с надписью «Женская консультация», помимо дам относительно пожилого возраста, я вижу совсем еще юных девушек, фигуры которых отнюдь не округлены перспективой. Знакомлюсь с врачом-гинекологом Натальей Ароян. Вот что она мне рассказала:

– Сегодня одновременно с низкой рождаемостью выросло и число прерывающихся беременностей. Если в семье уже есть дети, то вопрос аборта не стоит так остро. Но если их нет, а в анамнезе – аборт, то последствия могут быть самые неблагоприятные… От бесплодия, как известно, лечиться очень трудно, несмотря на то, что современная медицина располагает всевозможными препаратами, чтобы вылечить женщину и дать ей возможность иметь ребенка. Но на это уходит много времени и сил.

Ясно, что социальные условия толкают женщину на крайние меры. Тут уж ей ничего не посоветуешь – не до советов. Одно дело, когда на такой шаг идет мать одного или двух детей (о третьем ребенке боятся даже заговаривать), такое оправдать можно. Но непростительно, если лишает себя материнства молодая женщина, одновременно обрекая свой организм и на всевозможные осложнения.

– Есть ли связь между увеличением числа женщин, не желающих иметь детей, и возрастанием числа патологий?

– Определенно есть. Не стану скрывать, участились случаи заболеваний, передаваемых половым путем, и связанные с ними осложнения. В специальной группе заболеваний особо выделилась гонорея. И болеют этой страшной заразой девушки семнадцати-девятнадцати лет. Это бывают совсем еще неопытные девицы, только-только приобщившиеся к половой жизни. И сразу же схватить такое! Гонорея и другие так называемые простейшие заболевания или вирусы, которые также в состоянии вызвать бесплодие, может, всегда и были у нас в стране, просто не принято было говорить об этом вслух и афишировать. Современная женщина порой весьма легкомысленно относится к себе, не понимая, что этой напасти она может избежать, прибегнув к контрацептивам.

К тому же в последнее время отмечаются у наших женщин ранние климаксы, причиной которых могут быть как стрессы, так и сбои в половой жизни. В сегодняшних условиях практически невозможно избежать этого.

– Коль скоро Вам доверяют самое интимное, то Вы можете судить и о психологическом настрое мужчин...

– По-разному бывает. Отрадно, что все больше стали приходить на консультацию парами. Порой даже муж (как правило, в такие места ходят с благоверными) лучше осведомлен о физиологических особенностях своей жены, чем она сама. Это конечно же хорошо, когда заботливый муж, но я бы посоветовала все же не все доверять мужчинам – есть же какие-то тайны, которые можно доверить врачу и совсем не обязательно знать второй половине.

На этой таинственной фразе разговор наш прервался. В кабинет попросилась женщина с двумя малышами. Она крепко прижимала их к своему животу. За дверью в глухом молчании сидел, судя по всему, ее муж. Он теребил пальцами незажженную сигарету и всем своим видом выказывал нетерпение. «Почему она вошла в кабинет с детьми, а не оставила их с отцом?» – мысль эта не давала мне покоя. Возможно, прижав к себе детей, она таким образом хотела отстраниться от безжалостного мира и сохранить трепещущую маленькую жизнь...

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 42 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Да, вопрос актуальный. Резкое снижение рождаемости, переход на семьи с одним-двумя детьми фактически лишил наш народ последних перспектив на восстановление своих позиций в мире, возврат утраченных земель. При нынешней демографической тенденции остается бороться лишь за то, чтобы сохранить еще остающееся ошметки того, что когда-то было Арменией. Изменить негативные тенденции вряд ли возможно. Материальная поддержка многодетных семей могла бы смягчить ситуацию, но и она не решит проблемы, так как дело не в бедности как таковой. Проблема в изменении системы ценностей, которое началось в 1990-е, когда все духовные нечистоты хлынули в Армению из "цивилизованного" западного мира и быстро прижились здесь. Как следствие изменился социальный заказ. Раньше дети были главным богатством, а теперь стали главной проблемой. В современном обществе рожать третьего и четвертого ребенка это преступление перед двумя первыми и здравым смыслом. Противно жить в таком обществе, но лучше оно уже не станет. Напротив будет хуже, так как негативное внешнее влияние только усиливается, противостоять ему никто не хочет. Власти сосредоточены на собственном воспроизводстве и соответственно угождении всем внешним центрам силы. Церковь превратилась в коммерческую структуру, для которой вопросы духовности на последнем месте. Общество с радостью вписалось в западную жизненную схему, в которой все люди живут исключительно, чтобы зарабатывать и тратить деньги. Дети в этой схеме лишь помеха, пятое колесо в телеге.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты