Если есть церковь, то к ней должна вести дорога
В феврале этого года мой друг Грант Саакян, вернувшись из Еревана в Москву, рассказал мне трогательную историю. Оказывается, они с друзьями ездили в село Багаран Армавирского района Армении. Поселок этот новый и никакого отношения к одной из древних столиц Армении не имеет, кроме названия. С горечью он рассказывал, как с возвышенности они смотрели вниз в ущелье, где протекала река Ахурян, несправедливо разделившая в ХХ веке Армению на две части.
Внизу вдоль реки на небольшой территории находился поселок, мало чем изменившийся за многие века – лишь отчасти перекрашенные некоторые стены домов и переложенные крыши.
Это был древний и исторический Багаран. Религиозный и административный центр раннесредневековой Армении, основанный на месте языческого святилища во II в. до н.э. Не просто так и название Багаран, дословно означающее «обиталище богов».
Согласно Мовсесу Хоренаци, Багаран был построен последним представителем Ервандуни – Ервандом (Оронтом) IV в начале II века до н. э. Во время правления Ерванда столица из Армавира переносится в построенный им город Ервандашат. Но, построив свой город, он перенес туда все, что было в Армавире, кроме идолов. Он построил отдельно небольшой город, похожий на его собственный, на расстоянии около семи километров к северу, на берегу реки Ахурян и дал ему название Багаран, что означает, что в нем собраны алтари. Построив храмы, назначил своего брата Ерваза главным жрецом нового храма в Багаране, после чего город стал крупнейшим религиозным и культурным центром Ервандийской Армении.
Во времена Арташесидов идолы из Багарана были перевезены в новую столицу – Арташат. Однако Багаран оставался важным религиозным центром вплоть до принятия христианства в качестве государственной религии в 301 году. С этого момента вплоть до IX века Багаран мало упоминался в источниках.
Второй расцвет Багаран переживает во второй половине IX века, когда он на короткое время становится столицей царства Багратидов. В 804 г. Ашот Мсакер Багратуни, получив титул царя Армении, основал в Багаране свою резиденцию, после чего город в течение IX в. являлся административным центром царства Багратидов и местом их родовой усыпальницы.
Однако после того, как столицей стал Ани, Багаран превратился в торговый узел по пути из Ани на запад. В 1048 году Багаран был разрушен турками-сельджуками, в начале XII века был завоеван Шахарменами. В 1211 году был освобожден братьями Закарянами, а в 1394 году был окончательно разрушен монгольскими войсками Тамерлана. После этого Багаран потерял свою значимость, вплоть до 1915 года оставался небольшим поселением с армянским населением. В начале XX в. территория входила в Российскую империю, в Карскую область. После Первой мировой войны часть территории Багарана на правом берегу реки Ахурян вместе с храмом Св. Теодороса (св. Ованнеса), уничтоженным в середине XX в., и усыпальницей, где находится могила основателя династии Багратидов – Ашота?I, отошла к Турции. В результате событий 1918 – 1920 годов все 350 жителей Багарана были вынуждены перебраться на территорию современной Армении.
Рассказав историю Багарана, Грант с грустью добавил:
– Ты не представляешь, как величественно смотрится церковь Святой Шушаник. Волею судьбы церковь, расположенная на левом берегу, осталась в Армении. Поселок, расположенный на террасах, словно зрительный зал амфитеатра завершается сценой, где величественно возвышаются развалины шестиапсидной церкви Святой Шушаник. Красота необыкновенная! Одна лишь проблема. К церкви нет дороги. Спуститься по отвесной скале без специального снаряжения альпинистов невозможно. Так жалко, что нет возможности соприкоснуться с этой реликвией и восстановить ее.
После этого разговора прошло два месяца. В начале мая мы с Грантом и нашими общими друзьями приехали в Армению. В один из дней Грант познакомил своих московских друзей с губернатором Армавира Ашотом Саркисовичем Каграманяном. В беседе речь зашла об одной из древних столиц Армении – Багаране и о церкви Святой Шушаник. Губернатор пригласил утром проехать вместе с ним к этой святыне.
Утром мы выехали в Армавир. Ашот Саркисович рассказал, что мы первые, кто совершает паломничество по вырубленной в скалах дороге. И что только внедорожники могут преодолеть эту дорогу.
Проехав около тридцати километров, наша автоколонна из четырех машин свернула налево в ущелье. Нельзя сказать, что это была дорога, скорее направление. Отвоеванная у скал узкая тропа с торчавшими острыми валунами заставляла всех нас вместе с водителями напрягаться и задумываться, все ли машины смогут проехать этот участок. Три-четыре километра мы преодолевали словно вечность. Наконец-то мы доехали. Последние триста метров пришлось пройти пешком. Удивительная картина открывалась перед нами. Справа течет река Ахурян, за рекой зеленые просторы плодородной земли, а слева одни скалы, стеною поднимающиеся в небо.
Грант, будучи строителем, не сдерживал свое восхищение строителями дороги:
– Как можно было за два месяца проделать столь титаническую работу?
Мы подошли к церкви Святой Шушаник. Многочисленные нашествия оставили нам развалины церкви. Но века сохранили в этой церкви уникальную энергетику, могущественную силу веры.
Мгновенно пропали напряжение и тяжесть преодоленного пути, усеянного острыми камнями.
Глубоко вдыхая теплый майский воздух с ароматом зажженного елея, я смотрел на церковь Святой Шушаник, на прорубленную в скалах дорогу, затем на губернатора, идейного и практического вдохновителя этой дороги, чувствуя небывалое воодушевление. Вот, с гордостью думал я, благодаря патриотизму, любви к своему народу и его истории еще одна реликвия возвращается в родной дом.
Чтобы построить дорогу и превратить этот уголок Армении в туристическую зону, нужны деньги, средства, которые можно доверить фонду честного и целеустремленного человека – губернатора Ашота Саркисовича Каграманяна.
Благотворительный фонд «АРМАВИР-ДАР 21»: ЗАО «Банк ВТБ (Армения)», филиал Армавир, н/сч 16009016174800, налоговый код 04418575.
Хачатур Аветисян
Оставьте свои комментарии