Сага о дружбе. По следам памяти
Последнее время все чаще приходится слышать рассуждения о том, что нынешняя молодежь мало интересуется традиционными ценностями своих предков или даже страны в целом. Лично же мне вся эта позиция представляется несостоятельной, а тема – натянутой. Скорее мы в своих, нередко лукавых, догмах отстали от духовных запросов молодежи и не заметили, как пути поколений стали расходиться. Ибо степень патриотических позиций – это прямой результат реакции на действительность.
Вспоминаю презентацию книги, посвященной детским и юношеским годам жизни. Она повлекла за собой неожиданное продолжение. Ибо расходившаяся о ней молва отзывалась волной телефонных звонков от ее фигурантов и различными предложениями по проведению ее презентации непосредственно на месте событий – в поселке Нефтегорск Апшеронского района и городе Усть-Лабинск Краснодарского края. И местные энтузиасты немедленно и споро приступили к ее подготовке. А это обстоятельство уже требовало конкретных и значительных моих усилий по перемещению на расстояние в полторы тысячи километров и согласованию кучи организационных мероприятий. И первым мне на помощь пришел мой школьный друг и один из главных героев повествования Николай Самвелович Устьян, предложивший доставить меня на малую родину, где силами наших общих школьных друзей и сверстников тут же закипела подготовка к торжественному мероприятию в местном клубе. По пути мы заскочили в станицу Новолеушковская, где проживает наш школьный друг, ветеран военной службы Николай Дмитриевич Сылка, с предложением присоединиться к предстоящему мероприятию. К сожалению, принять его Николай не смог, но зато передал нам семейную фотографию столетней давности. Рассматривая этот бесценный подарок, я как-то невольно подумал о смысловой сути жизнеутверждающего девиза той далекой поры: «Казачьему роду – нема переводу!» И не было! Да-а-а, пожалуй, император российский Николай Второй был недалек от исторической истины, когда в обращении к своим подданным по случаю наступления нового столетия, в декабре 1899 года, прозорливо предрекал, что через сто лет население России выйдет на уровень полумиллиарда жителей. И ведь действительно данный прогноз имел под собой все объективные предпосылки. Да еще какие реальные!
Вечером того же дня мы прибыли в курортный городок Горячий Ключ, где попали на семейный праздник брата Николая Самвеловича Владимира и его супруги Галины по случаю полувекового юбилея их семейного союза.
По мере приближения нас к месту главного события накал страстей усиливался, перечень ожидаемых встреч становился все шире, а сами встречи – все более желанными. Особенно меня волновала встреча с моим одноклассником Анатолием Станиславским, с которым мы расстались семьдесят лет назад и теперь по телефону обсуждали место и время встречи. А мне все хотелось представить, как он выглядит и можно ли было его узнать при случайных обстоятельствах? И вот настал долгожданный момент… Смотрю и безошибочно узнаю характерную для своих сверстников – детей войны – обстоятельность в стати, солидность в облике и искренность в общении. Как будто и не было тех почти трех четвертей века, которые нас разлучали. Мы встретились как родственные души, объединенные одной целью – достойного пребывания на Земле-матушке. Он, как и все мы, исполнил перед родиной свой гражданский долг: отслужил в армии, получил образование, внес свой вклад в ее экономическое развитие, вырастил детей, дождался внуков и теперь, уйдя на заслуженный отдых, осел в окрестности города Майкоп и предался прелестям любительского пчеловодства. А на досуге сверяет пройденный им путь с заповедями Священного Писания. На встречу со мной он приехал с сестрой и двумя внуками – рослыми и красивыми отроками – и кучей подарков, пахнущих далеким детством: мед и початки вареной молодой кукурузы, а также свои фотографии детской поры и молодости, настенные календари с видами родного края и книжку Нового Завета. Все это вместе меня так растрогало и взволновало, что я не справился с эмоциями и в суматохе подготовки к торжественному мероприятию не сумел его удержать от отъезда до его начала. А мне так хотелось представить это чудо собравшимся друзьям.
Потом началось то, к чему мы все так активно готовились. Под словом «все» я имею в виду своих земляков и сверстников вообще, и местную общественность, и руководство клуба, как то: Антонину Михайловну Сельскую, Луизу Ивановну Артемьеву, Зинаиду Григорьевну Захарьян, Татьяну Алексеевну Латынину и поселковую власть в лице ее главы Андроника Сергеевича Варельджана, в частности. Все было сделано на высочайшем организационном и представительском уровне. Лично для меня главным показателем успеха мероприятия явилось присутствие на нем причастных к теме людей: как непосредственных фигурантов повествования, так и их детей, внуков и близких. Так, например, меня до слез проняло обращение ко мне за автографом внука, пожалуй, одного из самых одухотворенных героев книги – Константина Ивановича Свиридова – Алексея. Этот человек памятен многим из моих сверстников и земляков как наставник русского языка и его несравненного изящества и выразительности. Потом в мое поле зрения попал молодой представительный мужчина, до боли напоминавший мне школьного товарища. Он держался незаметно, хотя и независимо, и по всему было видно, что в окружении пользуется непререкаемым авторитетом и представляет какую-то ветвь местной власти. И как я после узнал, он действительно является местным участковым Иваном Завеновичем Матульяном, отец которого в пору моей молодости был рядовым милиционером. Несколько позже он подошел ко мне в сопровождении дочери-школьницы, представился и попросил вместе сфотографироваться на память. В ходе общения Ваня, как его по школьной традиции называет ближайшее окружение, проявил себя достойным выпускником нашей школы, со всеми признаками классической интеллигентности, признаками начитанности и хороших манер.
Через несколько дней после этого нам с Николаем Устьяном и его младшим братом Владимиром предстояла поездка в Усть-Лабинск. В мою, как выражаются казаки, родовую станицу. Нас по заблаговременной договоренности ждали в местном краеведческом музее, расположенном, кстати, в фамильном доме последнего атамана станицы Безродного Михаила Федоровича. Данная встреча задумывалась не только как акция по презентации написанной мною книги, но еще и для передачи в его фонд моего собственного архива относительно некоторых аспектов истории станицы и отдельных ее обитателей в объеме четырех альбомов. По большому счету эти материалы с большой натяжкой можно называть архивом, ибо лично я никогда не занимался профессиональным сбором документов и довольствовался тем, что хранилось в семье и добывалось у родственников, соседей и знакомых. Основным же источником использованных в книге сведений являлись устные семейные предания и свидетельства современников и очевидцев событий. Самым приятным обстоятельством этого мероприятия явилось то, что на встречу пришли представители учащейся молодежи.
Встреча открылась вступительным словом генерала Устьяна Н.С., который в свое время принял активное участие в решении одной важной хозяйственной проблемы тогда еще станицы Усть-Лабинской и ее округи. Дело это касалось наведения моста через реку Кубань в сторону станицы Некрасовской, который еще в сентябре 1919 года, при очередном наступлении белых, взорвал комиссар станицы Прокофий Федорович Безродный. В 1968 году в этом месте проходили военные учения с наведением временной понтонной переправы через водную преграду. И по их завершении местные жители обратились к военным властям не разбирать ее, а оставить для нужд народного хозяйства. И тогда Николай Самвелович, будучи еще командиром батальона, поддержал просьбу населения и активно содействовал положительному решению этого вопроса.
По завершении пламенных вступительных слов все пошло в традиционной последовательности. Я поведал собравшимся о своем отношении к обсуждаемой теме, то есть к истории станицы и ее месту в моей книге. Одним словом, что-то вроде вечера пытливых вопросов и искренних ответов между заезжим гостем и представителями местной прессы и молодыми людьми из собравшейся публики. Обстановка встречи целиком находилась под контролем директора музея Татьяны Николаевны Игнатовой, которая умело возбуждала краеведческий интерес публики и выстраивала порядок активного взаимного общения.
Мероприятие завершилось торжественным двусторонним подписанием акта передачи моего архива и экземпляра книги с дарственной авторской надписью в фонд музея. На этом официальная часть была завершена, и мы перешли к дружескому чаепитию в узком кругу. Последним актом программы предусматривалось посещение главной исторической достопримечательности станицы – знаменитой Александровской крепости, орлиным гнездом утвердившейся на самой высокой точке окружающего пространства. До сих пор не решаюсь, да и не могу доступными мне словами выразить переполнявшие меня чувства от пребывания там – откуда есть пошла Земля Кубанская, Родина моих славных Предков, Твердыня Российского могущества на берегах незамерзающего моря, по античным путям которого Святая Русь приобщилась к Животворящему источнику Православия. И где так уместно приходит на память девиз тех, перед кем мы за все это в неоплатном долгу: «Слава Богу, что мы казаки!»
Домой мы возвращались на высокой волне душевного подъема. Вокруг простиралась бескрайняя и плоская, как водная гладь, равнина, а над нею хрустальным куполом высилось залитое солнцем бездонное полуденное небо. Перебирая в памяти пережитые за последние несколько дней события, мы, как-то незаметно для себя, предались настоящим историческим изысканиям и углубились в несколько призабытые и даже мимолетные события из собственной жизни и жизни близких нам людей. Но это уже другие события и обстоятельства, уходящие своими корнями в судьбы конкретных людей, на долю которых выпали невероятные тяжести перипетий ХХ века, описание которых требует отдельного подхода.
Ветеран воинской службы Олег Безродный
Оставьте свои комментарии