Признание геноцида означает прощение после покаяния
Интервью с советником президента Армении, чрезвычайным и полномочным послом Арменом Смбатяном
– Армен Багратович, что значит для Вас как для гражданина день 24 апреля 2015 года сегодня, в преддверии столетия геноцида?
– Основное чувство, касающееся этого, без преувеличения, судьбоносного и поворотного для армянского народа события, – это боль утраты, боль от невосполнимой потери. Сто лет назад правительство Османской Турции приняло закон о депортации армян, чем узаконило начатый еще в 90-х годах XIX века в государственном масштабе процесс целенаправленного и методического уничтожения целого народа. Этот процесс носил системный характер, продолжался более 30 лет независимо от общественного строя в Турции и методически проводился и в мирное, и в военное время.
Трагическая гибель сотен тысяч людей, жизнь которых была направлена на созидание, на труд и творчество, просто ошеломляет. Привыкнуть к мысли, что это один из неизбежных этапов исторического развития, невозможно, потому что ничего человеческого в зверстве не было и не может быть по определению.
Второе, не менее сознательное отношение к произошедшему – это гордость за народ, сумевший давать отпор и достойно сопротивляться, сохранить силы для последующей мобилизации, а в дальнейшем, идя в ногу со временем, действительно мобилизоваться, создать ресурсы для значительных, решающих достижений и добиться ощутимых, существенных побед.
– У Вас есть личная история, история Вашей семьи, связанная с общей историей резни и рассеяния нашего народа?
– Мне, прямому потомку ванских армян, было интересно перечитать очередной раз книгу воспоминаний венесуэльского офицера и писателя Рафаэля де Ногалеса «Четыре года под полумесяцем». Автор служил (за оговоренную плату!) в турецкой армии с 1914 по 1918 год и непосредственно участвовал в военных действиях против армян Вана, не пожелавших подчиниться и покорно принять смерть. Документальное описание, приведенное очевидцем и непосредственным участником событий (со стороны карателей!), позволило еще раз убедиться в героизме армянского народа – именно народа, а не населения, каковым определялись армяне в мировых политических документах, начиная с Сан-Стефанского договора 1878 года до Севрского договора 1920 года. Как известно, ни одно из положений этих договоров касательно армян и Армении не было реализовано, и именно в этот период стало окончательно ясно, что сохранение армянского народа может быть результатом только его собственных усилий и самопожертвования, его преданности своим истокам и корням, своей истории и земле.
– Чем сегодня, кроме скорби и горечи, мы можем спустя 100 лет ответить на брошенный армянскому народу вызов?
– Когда я думаю о произошедшем в начале прошлого века, я чувствую не только горечь, но и уверенность в будущем. Геноцид лишил армянский народ политических иллюзий, но не излечил от присущих ему любви к жизни и романтизма – этого главного движителя творчества. Разбросанные по всему миру армяне, спасшиеся от, казалось, неминуемой гибели, потрясенные, но не сломленные, лишенные собственности и средств к существованию, но не разучившиеся трудиться и созидать, сумели сконцентрироваться на решении своей национальной задачи. Пока шел передел мира в ходе Первой мировой войны, армянский народ к 20-м годам XX века выстрадал эту национальную задачу, единую и для Армении, и для диаспоры и требующую как большого терпения, так и понимания необходимости создания армянской государственности, пусть поначалу сформировавшейся в рамках СССР.
Подтверждением такого понимания является программа первого руководителя Советской Армении Александра Мясникяна по созданию условий для возвращения со всего мира творческой, научной и технической элиты народа в Армению. Вклад этой элиты (как и репатриантов диаспоры, возвратившихся в Армению в последующие годы) в дело восстановления армянской государственности нельзя недооценивать. Великие страны и их руководители, шокированные геноцидом (холокоста еще не случилось) и чувствуя за собой вину, даже способствовали осуществлению этой программы. Усилия сплотившихся после геноцида армян по возрождению духа народа, начатые еще при Первой республике в 1918 году, продолжились до начала Великой Отечественной войны.
Победному настрою армян и росту их самосознания – основы для создания армянской государственности – способствовало то, что с первых дней глобального противостояния во Второй мировой войне армяне были в рядах противников фашизма и заняли достойное место в ряду победителей. Армяне сражались не только в составе Советской армии, за что получили особое государственное и общественное признание. Они сражались в армиях всех стран антифашистского блока и по праву являются соавторами Победы над фашизмом, этой величайшей цивилизационной победы в истории человечества.
Напомню, что Турция, о дипломатических качествах (но не о морали!) которой до сих пор распространяются мифы, бросила своего союзника, Германию (и даже объявила ей войну), всего лишь за один день (!) до истечения срока ультиматума стран антифашистской коалиции и за две недели до полной капитуляции Германии. А предприняты были эти шаги Турцией именно 24 апреля 1945 года, через 30 лет после официальной даты геноцида. Потрясающий пример того, как извращенность и изворотливость маскируется государственным прагматизмом и выдается за политическую гибкость!
– А как Вы оцените «страсти по Галлиполи»: попытку турецких властей заболтать столетие трагедии армян, раскрутив собственные мероприятия, приуроченные к столетней годовщине битвы при Галлиполи?
– Это плохо скрытый, но косвенно подтверждающий признание руководством Турции своей вины факт. Руководство Турции решило отметить проведенную против нее во время Первой мировой войны ординарную операцию – высадку англо-французских войск в 1915 году на полуострове Галлиполи. Высадка военно-морского десанта представляла собой один из этапов Дарданельской операции, и впервые за 100 лет в Турции отмечается не начало (февраль 1915 года) и не завершение (январь 1916 года) этой операции, а дата рядовой, хоть и кровопролитной, атаки, проведенной в ее рамках. Более того, галлиполийский военно-морской десант на турецкие позиции произошел 25 апреля 1915 года, но тем не менее столетие его будет отмечаться в Турции 24 апреля 2015 года, день в день со столетием геноцида. Очередное выразительное доказательство «творческого» подхода к истории, преследующего цель еще раз фарисейски вывернуть даже неоспоримые исторические события!
Цель этого циничного решения очевидна – еще раз отказаться от признания и осуждения геноцида, отвлечь внимание мировой общественности и попытаться уйти от ответа. Нет сомнения в том, что сегодня не только в Турции, но и в мире есть силы, которые не хотят признания геноцида. Но даже они бессильны уничтожить память о нем.
Столетие геноцида – веха на пути к полноценному признанию геноцида, она придаст мощный импульс дальнейшему укреплению армянской государственности и армянского народа. Геноцид уже признан законодательными органами десятков стран мира, ответственность за отрицание этого варварского государственного преступления, самого крупного наряду с холокостом в новейшей истории человечества, может войти в уголовное право ряда стран. Но главное и решающее обстоятельство, позволяющее чувствовать уверенность в успехе движения за признание геноцида – это единство армянского народа, ощутившего свою силу.
– Какие еще события в истории армянского народа за последние 100 лет можно оценить как знаковые на пути решения национальной задачи по признанию геноцида? И что принесет нам признание геноцида в мире?
– Признание геноцида в законодательной и международно-правовой форме позволит исключить повторение подобной трагедии где-либо в мире, оно обеспечит существование армянского народа, армянской государственности и их дальнейшее развитие.
– Бесспорно, главным и необходимым условием существования и развития государства и народа является его безопасность в виде мощной армии и дееспособной дипломатии. Безопасности может повредить враждебность соседей. В случае негативной предыстории сосуществования с соседями необходимо примирение. На чем же это примирение может основываться?
– В случае с геноцидом основой для примирения являются, по-моему, понимание и прощение, которые недостижимы без защиты национальных интересов жертвы и без покаяния преступника (или его правопреемника).
Вот такая «формула» из пяти «условий», исторически связанных, но выборочно игнорируемых некоторыми участниками международной геополитической игры по вопросу признания геноцида.
– Давайте остановимся и на столкновении противоположных взглядов, стремлений и интересов в вопросе признания геноцида. Какие политические или экономические причины имеет под собой эта коллизия?
– Политические и экономические причины лежали в основе геноцида в Турции и при правлении султанов, и при власти младотурок, и при государственно-общественной модернизации, проводимой их последователями. В основе геноцида нет проблемы межрелигиозных отношений. Не следует забывать, что именно в мусульманских странах Ближнего Востока получила приют значительная часть беженцев-армян, именно арабские и другие мусульманские народы этого региона оказали бескорыстную помощь и серьезную поддержку армянам по обустройству и развитию личной и общественной жизни.
– Как приведенную Вами выше «формулу» прощения и покаяния соотнести с историей последних 100 лет?
– К 1991 году, к моменту восстановления национального независимого государства, Армения представляла собой страну с развитой экономикой и индустриальной промышленностью, занимала ведущие позиции в объединенном союзе 15 республик. Чемпион мира по шахматам Тигран Петросян (с 1963 по 1969 год) и абсолютная победа футбольной команды «Арарат» в союзном чемпионате 1973 года, атомная электростанция «Мецамор» и миллионная столица с метро, всплеск в развитии культуры и искусств Армении, ведущие позиции науки и образования Армении, их действительно высокий и устойчивый уровень. Таковы подтверждения национальной самоидентификации армян, достойным и созидательным трудом служащих миру и своей родине.
Особо следует отметить неоценимый вклад диаспоры в это общенациональное достижение. Начав новую жизнь в чужих странах, в тяжелых материальных и моральных условиях, практически без поддержки и помощи родины, которая сама лежала в руинах, диаспора смогла занять достойное место в странах своего проживания, смогла активно способствовать развитию и процветанию этих стран и добиться здесь общественного уважения. Крупные политические и военные деятели, ученые и организаторы индустрии во всех республиках СССР, предприниматели в США и бойцы Сопротивления во Франции, Арам Хачатурян, Уильям Сароян и Шарль Азнавур и многие другие – вот кто определил для мира интегрированный образ армян в целом и диаспоры в частности.
За все последние 100 лет налажены продуктивные и взаимополезные связи Армении с диаспорой, которые были заложены со времен Первой республики, развивались бесперебойно и стали в 90-х годах прошлого века одной из решающих предпосылок для становления армянской государственности и освобождения Арцаха.
Именно армянская независимая государственность и свободный, развивающийся Арцах – те исторические факты, которые доказывают способность армянского народа защитить свои национальные интересы и подтверждают бесспорное достижение победы. Теперь Армения и армяне готовы принять покаяние другой стороны, без которого не может быть примирения.
С покаянием же все обстоит несколько иначе – его не произошло, о нем скорее всего даже не думали, продолжая надеяться на очередное ситуационное изменение внешнеполитического вектора, неизменно и не всегда безуспешно применяемого последние 100 лет. Переориентация Турции последовательно на Россию Ленина – Троцкого, затем на Германию Гитлера, затем на Запад в целом и НАТО в частности, затем на ЕС, далее неуклюжие и неудачные попытки «дружить» с Израилем и с арабскими монархиями Персидского залива против Ирана, сегодня – начало газовой «дружбы» против ЕС. Со стороны Турции возможны самые разнообразные проявления фарисейской внешнеполитической практики, которая опирается на однобокий постулат об отсутствии в политике постоянных союзников и существовании только постоянных интересов. Пока нам заметен один постоянный внешнеполитический интерес Турции – поддержание уровня напряженности в отношениях практически со всеми соседями.
Таким образом, процесс достижения примирения остановился потому, что не состоялось покаяния, представляющего собой, в моем понимании, «отложенное во времени» милосердие – то милосердие, которого у организаторов и исполнителей геноцида не было (и не могло быть) изначально. Именно поэтому я убежден, что отрицание геноцида сегодня соизмеримо – и в правовом смысле, и в нравственном контексте – с участием в геноциде сто лет назад.
Из сказанного отнюдь не следует, что «завтра война, завтра в поход». Но факт остается фактом – до примирения, к сожалению, далеко, и никакие совместные комиссии историков и иные «конструктивные» предложения не заменят этого непростого, но действенного шага – покаяния. Именно этот шаг предприняла в начале 60-х годов прошлого века Германия, когда канцлер Конрад Аденауэр преклонил колени у Стены Плача в Иерусалиме.
Германия сделала из своей драматической истории последних 100 лет однозначные и твердые выводы, на основе которых стойко, без сомнений и без колебаний прошла через тяжелое моральное и политическое очищение, что позволило ей стать одной из ведущих стран мира. Турции пока не удается.
– Армен Багратович, каковы же в итоге перспективы по признанию геноцида с учетом положения, сложившегося сегодня в регионе и в мире?
– Признание геноцида во всем мире неизбежно, но здесь не может быть привязок по срокам. Процесс признания продолжается, он никогда не останавливался и не остановится, так же как никогда не прерывалось и не прервется развитие армянского народа, которое прямо влияет на решение вопроса признания геноцида.
Состоявшаяся, признанная всем мировым сообществом государственность Армении, общественное единство, мощная современная армия и эффективная внешняя политика, поступательное экономическое развитие, укрепление связей с диаспорой и союзниками – вот факторы, приближающие день, когда историческая справедливость восторжествует и состоится полное, окончательное признание геноцида. Все предпосылки для этого налицо.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии