Миграционный кризис: Европа бессильна перед турецким шантажом
Хроническая неспособность Европы самостоятельно справиться с историческими вызовами обычно приводит к тому, что она предоставляет это другим, чаще всего Вашингтону.
Однако перед лицом сегодняшнего миграционного кризиса Европа решила вручить свою судьбу в руки исламо-консервативного режима Реджепа Эрдогана и умолять Анкару об уступках.
Это стало нежданной удачей для Турции, которая ранее оказалась в дипломатической изоляции на международной арене из-за того, что играла с огнем в сирийском конфликте, отмечает обозреватель Алексис Феерчак. Турция, не являясь членом ЕС, устанавливает высокую цену за свои услуги. Как случилось, что Европа загнала себя в такой тупик, что сегодня она подчиняется шантажу Эрдогана?
«Германия играла с огнем, объявив, что примет 800 тыс. мигрантов в 2015 году и 3,6 млн мигрантов до 2020 года, не подумав, что такую щедрую политику следовало сначала согласовать со всеми европейскими странами в соответствии с Шенгенским соглашением. Берлин, привыкший задавать тон в ЕС, думал, что сможет навязать другим европейским странам политику квот, позволяющую распределить по всему континенту растущий поток мигрантов, пересекающих Средиземное море. Берлин не увидел или не захотел увидеть, что ни одна из структур ЕС не имела полномочий и практической возможности организовать такую политику приема. Захотев принять на себя часть страданий мира, но не рассчитав свои возможности, канцлер Меркель сама вырыла могилу Шенгенской зоне, являющейся наряду с евро наиболее ощутимой иллюстрацией европейского единства, – пишет Феерчак. – Меркель, которая не могла допустить, чтобы мигранты кочевали между европейскими странами, наконец в ноябре 2015 года решила восстановить действие Дублинских соглашений, в соответствии с которыми беженцы должны регистрироваться в той европейской стране, где они пересекли границу. Это стало первым отклонением от гостеприимной политики «мамы Меркель», в результате чего Греция постепенно превращалась в огромный зал ожидания для мигрантов».
«Вследствие этой неразумной политики Европа оказалась заложницей капризов Реджепа Эрдогана, который понял, что мигранты могут стать геополитическим орудием усмирения европейских стран. Саммит ЕС-Турция 7 марта – итог этой немецкой политики, сделавшей Турцию хозяйкой игры в миграционном кризисе», – отмечает автор, подчеркивая, что Европа бессильна перед шантажом Реджепа Эрдогана.
Но каковы гарантии, что Анкара выполнит свою часть соглашения? Для Анкары продолжение миграционного кризиса в Европе – средство сохранить выгодное для нее соотношение сил и добиться еще большего от Брюсселя, продолжает Феерчак. «В условиях, когда Турция все больше напоминает «исламистскую демократуру», где свобода слова ущемляется, а исламский консерватизм ужесточается с каждым днем, Анкара добьется символического возобновления процесса интеграции в Евросоюз с сопутствующим выделением европейских денег», – подчеркивает автор.
За свою неспособность самостоятельно урегулировать миграционный кризис Европа дорого заплатит Анкаре. «Желая любой ценой решить с Анкарой миграционный кризис, европейские лидеры, похоже, забывают, что этот кризис будет по большей части решен тогда, когда наметится конец конфликта в Сирии и Ираке, – продолжает обозреватель. – Самое худшее в зависимости Европы от Турции – то, что она поощряет Анкару и дальше раздувать огонь в Леванте, играть в сомнительные игры с террористами-исламистами из «Фронта ан-Нусра» и ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. – Прим. ред.) и бомбить позиции сирийских курдов, угрожая нарушить хрупкое перемирие, установившееся на сирийской земле».
«Ставка канцлера Ангелы Меркель на превращение президента Эрдогана в главного партнера Европы в урегулировании миграционного кризиса чревата повторением стратегических ошибок, совершенных в Сирии, когда Запад заключил опасный союз с такими суннитскими державами, как Турция, Саудовская Аравия и Катар. Вместо того, чтобы умиротворить и демократизировать Левант, Анкара, Эр-Рияд и Доха хотели, в первую очередь, дестабилизировать баасистский режим. Внешнее вторжение этих стран в Сирию вместо того, чтобы спасти «арабскую весну», окончательно ее похоронило в братоубийственной гражданской войне. В случае заключения соглашения между Анкарой и Брюсселем остается открытым вопрос, действительно ли Турция заинтересована в решении миграционного кризиса в Европе. Реджеп Эрдоган, похоже, по достоинству оценил новое геополитическое оружие, предоставленное ему европейской и особенно немецкой миграционной политикой. Главные ее жертвы – мигранты», – резюмирует издание.
Le Figaro
Оставьте свои комментарии