Выборы в США. За кого проголосует армянская диаспора?
Прошедшие на этой неделе первичные выборы в семнадцати штатах укрепили позиции фаворитов гонки – республиканца Дональда Трампа и демократа Хиллари Клинтон. В случае с республиканцами Трамп увеличил отрыв от своих главных конкурентов – Теда Круза и Марко Рубио, оформив заявку на номинацию в общих ноябрьских выборах. Это заставляет беспокоиться республиканскую партийную элиту. Видные члены партии – бывший кандидат в президенты Митт Ромни и спикер Конгресса Пол Райан – выступили против номинации Трампа. Партийные лидеры считают, что необходимо объединить силы вокруг одного системного кандидата. Неудивительно, что накануне «суперсубботы» сенатор Тед Круз призвал Марко Рубио и Джона Кейсика выйти из гонки и поддержать его кандидатуру.
Прошедшие на этой неделе первичные выборы в семнадцати штатах укрепили позиции фаворитов гонки – республиканца Дональда Трампа и демократа Хиллари Клинтон. В случае с республиканцами Трамп увеличил отрыв от своих главных конкурентов – Теда Круза и Марко Рубио, оформив заявку на номинацию в общих ноябрьских выборах. Это заставляет беспокоиться республиканскую партийную элиту. Видные члены партии – бывший кандидат в президенты Митт Ромни и спикер Конгресса Пол Райан – выступили против номинации Трампа. Партийные лидеры считают, что необходимо объединить силы вокруг одного системного кандидата. Неудивительно, что накануне «суперсубботы» сенатор Тед Круз призвал Марко Рубио и Джона Кейсика выйти из гонки и поддержать его кандидатуру.
Однопартийцы пока не прокомментировали предложение Круза. Скорее всего, Рубио и Кейсик понимают расклад сил и ждут от своего коллеги конкретные предложения. Ничья в борьбе с Трампом на субботнем праймериз позволила Крузу прочно закрепиться на втором месте, и теперь ему необходимо догонять. Задача решаемая, если Рубио и Кейсик выйдут из гонки и призовут своих сторонников поддержать Теда Круза. В стане Демократической партии Клинтон удерживает лидерство. Однако победы Берни Сандерса в Колорадо и Мичигане показали, что сенатор-социалист из Вермонта все еще способен на сюрпризы. В общем, «супервторник» и «суперсуббота» задали темп последующей борьбе кандидатов. Фавориты будут стремиться упрочить свои лидерские позиции, привлекая на свою сторону новых спонсоров, общественные организации и крупные лоббистские группы.
По мере развития праймериз кандидаты начнут обращаться к ведущим этническим диаспорам страны с целью заручиться их поддержкой на общих ноябрьских выборах. Большинство претендентов, нацеленных на успех, традиционно борются за поддержку со стороны ирландской, еврейской, армянской, греческой, кубинской и польской диаспор. Лидеры этнических групп, компактно проживающих в определенных штатах, способны направить голоса и деньги диаспоры в пользу совершенно конкретного кандидата. Помимо этого, этно-лоббистские организации оказывают существенное влияние на позицию «суперделегатов» от своих штатов: губернаторов, конгрессменов и сенаторов. Нынешние кандидаты осознают, что без протекции еврейской общины сложно победить в Нью-Йорке, без армянской – в Калифорнии, без польской – в Иллинойсе и кубинской – во Флориде. В этой связи представляется интересным рассмотреть позицию американских армян.
Традиционно армяне поддерживают представителей Демократической партии. Это обусловлено исторической памятью и особенностями формирования первых армянских общин в Соединенных Штатах. Лидеры первых армяно-американских организаций всегда имели тесные контакты с высокопоставленными демократами в Конгрессе и Белом доме. Американские армяне прекрасно помнят, что именно администрация президента-демократа Вудро Вильсона приняла закон о «ближневосточной помощи» 1916 г., благодаря которому многие армяне получили шанс начать жизнь заново. Кроме того, ведущие американские армянские организации высоко оценивают роль личности самого президента Вильсона, в Арбитражном решении которого, по мнению многих армян, обозначены справедливые границы Армянского государства. Кроме того, демократы всегда были ориентированы на этнические диаспоры, обеспечивая меньшинствам комфортные условия жизни в Америке. Лишь в 2012 г. лидеры ведущих организаций объявили, что не станут поддерживать демократа Барака Обаму на переизбрание в связи с нарушением предвыборного обещания признать геноцид армян.
Отказ Обамы выполнить это обещание привел к тому, что американские армяне перестали доверять демократам. Сегодняшние кандидаты от «ослов» Хиллари Клинтон и Берни Сандерс хорошо знакомы с армянской общиной и имеют законодательный опыт в лоббировании признания геноцида армян. Клинтон на протяжении десяти лет поддерживала устремления армянской общины в отношении принятия закона о признании геноцида и укрепления армяно-американских отношений. Она последовательно выступала в качестве коспонсора многочисленных проармянских резолюций в Сенате, принимая участие в диаспоральных форумах и собраниях. Однако, будучи госсекретарем США во время первого срока Обамы, Клинтон в ходе слушаний в Конгрессе избегала употребления термина «геноцид». Но, в отличие от Обамы, она не полностью исчерпала кредит доверия общины. Армянский национальный комитет Америки и Армянская ассамблея Америки высоко оценили факт посещения госсекретарем Клинтон мемориала памяти жертв геноцида армян во время рабочего визита в Армению.
Нет сомнений, что на нынешних выборах она, как и ее конкурент Берни Сандерс, обязательно обратится к тематике геноцида и другим вопросам, волнующим армянскую общину. Во-первых, предварительные опросы, прочащие безальтернативную гегемонию Клинтон, не оправдались. Победа Сандерса в Колорадо и Мичигане показала, что предстоит серьезная борьба за каждый голос. Во-вторых, многое будет зависеть от праймериз в Калифорнии, которая направляет наибольшее число делегатов на партийный съезд – 546 человек. Берни Сандерс также голосовал за признание геноцида армян в Сенате и инициировал принятие резолюции о памятном дне жертв геноцида армян в его родном Вермонте. В случае выбора между двумя демократами прагматичный выбор должен быть сделан в пользу Хиллари Клинтон. Этот выбор объясняется объективными и субъективными причинами. Хиллари Клинтон – единственный кандидат, имеющий большой опыт работы с армянской общиной Америки. Речь идет не только о признании геноцида, но и о бесценном опыте Клинтон как госсекретаря. В отличие от своих конкурентов, она хорошо владеет проблематикой армяно-американских отношений и урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта. Конечно, можно сказать, что Клинтон-госсекретарь не называла события 1915 г. геноцидом и это является неким показателем. Однако нужно учитывать, что госсекретарь США – это лицо, исполняющее волю администрации Белого дома и придерживающееся общей линии по всем политическим вопросам. Поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что любой другой борец за признание геноцида армян повел бы себя аналогичным образом, работая на администрацию с четкой позицией по этому вопросу.
Как уже отмечалось, армянская община традиционно ориентирована на Демократическую партию. Вместе с тем наиболее влиятельные американские политики армянского происхождения – губернатор Калифорнии Джордж Дюкмеджян, конгрессмены Стив Дерунян и Чарльз Пашаян, советники президентов Никсона и Рейгана – Роберт Мардян и Кэн Хачигян – были членами Республиканской партии. Более того, именно с президентами-республиканцами связаны наиболее серьезные достижения армянской общины. Так, Рональд Рейган был и остается единственным президентом США, использовавшим термин «геноцид», описывая события 1915-1923 гг. Именно в период президентства Джорджа Буша-старшего про-армянские лоббисты сумели добиться выделения для Армении и НКР крупной безвозмездной помощи в рамках «Закона в поддержку свободы». Более того, сенатор-республиканец Роберт Доул инициировал формирование в Конгрессе группы по армянским делам. Очевидно, что «слоны» внесли серьезный вклад в формирование и развитие армянского лобби в США.
Сегодняшние ведущие кандидаты от Республиканской партии не имели серьезных связей и контактов с армянской диаспорой. Главный фаворит – миллиардер Дональд Трамп имеет тесные связи с азербайджанскими и турецкими бизнесменами и пока никак не высказывался по проблемам армянской общины. Два других кандидата – Марко Рубио и Тед Круз отметились лишь поддержкой принятия «Акта правды и справедливости в отношении геноцида армян». Конечно, одно голосование в Сенате не является серьезным показателем выработки доверия к кандидату.
Арег Галстян,
кандидат исторических наук, аналитик журналов «Forbes»
и «Россия в глобальной политике», специально для «НК»
Оставьте свои комментарии