«В нашем общем деле он служит примером»
Эти слова не устает повторять председатель общественной организации Союз армян России города Сочи, когда речь заходит о национально-культурном обществе «Севан», преемником которого является сочинский САР.
Непросто пришлось тем, кто добивался создания общественного объединения «Севан» 26 лет тому назад. Откровенно и эмоционально рассказывает об этом Михаил Торгомович Гюльбангян. Тех, кто решился возглавить «Севан», держали «на контроле» и неоднократно «вызывали в инстанции». Сам Михаил Гюльбангян относится к этому спокойно и рассматривает «вызовы в инстанции», объяснения и внушения как «борьбу за идею». Он больше рассказывает о своем воодушевлении, душевном подъеме и решимости постоять за «свое», когда «все только начиналось».
Учредительная конференция армянского культурного центра «Севан» состоялась 19 ноября 1989 года в Лазаревском центре национальных культур. Михаил Торгомович говорит, что идея его создания возникла у нескольких армянских предпринимателей. Ее подхватили представители культуры, учителя, общественные деятели Сочи.
«Время было сложное, согласие на образование национального объединения надо было получать в самых «высоких» кабинетах, – рассказывает Михаил Гюльбангян. – В некоторых из них инициативную группу отказывались даже выслушать. Первый секретарь городского комитета партии Юрий Николаевич Поляков, однако, выслушал и дал свое согласие».
Крикор Саакович Мазлумян вспоминал: «Мы с предпринимателем и одним из организаторов общины Артуром Жоржевичем Маркаряном много ездили по селам, разговаривали с людьми, искали подходящую кандидатуру на пост председателя объединения армян Сочи. Остановились на кандидатуре Оганеса Киракосовича Чепнияна. Он был членом Коммунистической партии, ветераном Великой Отечественной войны, директором школы. Образованный, исключительно порядочный человек. Мы уговорили его».
Руководить объединением армян города Сочи соглашались люди, не искавшие материальной выгоды. Для них главным была бескорыстная любовь к своему народу, желание преодолеть все препятствия и трудности и объединить армян. Пристанищем, конечно, стала церковь. Здание резиденции армянской общины в Сочи на Пластунке, где сегодня находится храм Сурб Хач, постепенно осваивалось, сюда начали приходить люди. Здесь стали отмечать общенародные праздники, памятные дни. Впервые всех армян города пригласили 24 апреля почтить память жертв геноцида. В тот день прошла поминальная служба, был накрыт общий стол, за которым каждый мог выступить и выразить свои чувства.
Михаил Гюльбангян, в ту пору известный член предпринимательского сообщества, владелец сети станций техобслуживания Сочи, взял на себя обязанности руководителя Центрального и Хостинского районного отделения общества «Севан». Требовались не только деньги, но и большая энергия, решительность, неустанная работа. Гюльбангяны – спитакские армяне, переселившиеся в 50-е годы вначале в Абхазию, а затем в Сочи. Но связи с Родиной не теряли никогда. Рассказы Гюльбангяна о нелегком детстве, выпавшем на послевоенные годы и юность, слушать очень интересно, они помогают понять, как формируются такие целеустремленные люди, распознать истоки уважения и любви к прошлому своего народа. Гюльбангян знает предназначение и исконно армянские названия множества вещей, утраченных сегодня: таких как, например, «веялка» зерна. Откуда? Из своего детства, когда с 15 лет все ребята, живущие в сельской местности, должны были зарабатывать трудодни, работая все лето в поле и убирая урожай наравне со взрослыми…
Постепенно складывалась структура национального сообщества армян Большого Сочи. Был разработан и принят устав общественной организации «Севан», избраны председатели районных отделений, президиум, сформирован Совет старейшин, определены главные задачи – сохранение культурных ценностей, пропаганда родного языка, популяризация истории Армении.
В середине 90-х в Сочи прошло первое крупное мероприятие, организованное обществом «Севан», – Дни армянской культуры. В концертном зале «Фестивальный», рассчитанном на 3 тысячи зрителей, не было ни одного свободного места. Перед зрителями выступили художественные коллективы и солисты из Армении, Краснодарского края. Даже в сложные «кризисные» времена у общины находились силы и средства приглашать известных артистов, устраивать в Художественном музее выставки армянских художников, проводить фестивали народной музыки. Михаил Торгомович вспоминает об этих мероприятиях: «Почему это для армян так важно? Потому что мы так воодушевлены своей культурой, так высоко ценим свое искусство, что хотим показать его всем сочинцам и гостям города, россиянам и считаем это большой радостью и гордостью для себя».
Масштаб празднования в Сочи 1700-летия принятия христианства Арменией изумил многих. Традиционными стали мероприятия общины в большом зале сада-музея «Дерево дружбы». Здесь отмечались важные исторические даты, обсуждались насущные проблемы, встречались и общались. Михаил Торгомович Гюльбангян рассказывает об этом просто, как о само собой разумеющемся, но просит не забывать о том вкладе, который он вместе со своими соратниками внес в становление «Севана». Он с юмором рассказывает о том, как узнал значение собственной фамилии: по некоторым источникам, «гюльбан» означает «видный», «значительный». Но главное предназначение для Михаила Торгомовича – ответственность. Именно так он всегда и относился к общественной работе, как к ответственному и первостепенному делу.
В канун своего 65-летия Михаил Торгомович Гюльбангян верит и надеется, что дело всей его жизни продолжат достойные люди, преданные своему народу и умеющие самоотверженно служить общему делу, как он сам. Мы от души поздравляем Михаила Торгомовича с юбилеем. Поводов признаться в нашей искренней любви к нему будет предостаточно. Впереди несколько важных мероприятий Союза армян России Сочи. И Михаил Торгомович всегда, как и в былые времена, среди их постоянных участников.
Натэлла Саакова
Оставьте свои комментарии