№6 (317) июнь 2019 г.

Раффи Джендоян: Художник должен быть любопытным

Просмотров: 3775

Принято считать, что армяне по своему менталитету больше других европейских народов похожи на французов. Не случайно армянская община во Франции – одна из многочисленных.

Первые упоминания о присутствии армян во Франции относятся к раннему Средневековью. Недалеко от города Орлеана, в местечке Жерминьи-де-Пре расположен древнейший религиозный объект Франции – капелла Каролингов, построенная из серого камня в форме греческого креста в 806 году. Историки считают, что капелла напоминает церковь в историческом городе Великой Армении – Багаране, а ее архитектором был выходец из Армении по имени Одон.

В 1393 году в Париже в монастыре целестинцев был захоронен последний царь Киликийской Армении Левон VI. Позднее беломраморное надгробие перенесли в базилику Сен-Дени. Постепенно сведений об армянах, проживающих во Франции, становилось все больше. Одни издавали книги на армянском языке, другие помогали в изучении родного языка, кто-то стал заниматься производством, кто-то – торговлей.

Трагические события геноцида 1915-1923 годов в Османской Турции и Армении стали основной причиной эмиграции миллионов армян в разные страны мира, в том числе во Францию. К ним присоединились армяне, бежавшие из советской России, и армяне с Ближнего Востока. Несмотря на суровость повседневной жизни, статус людей, лишенных родины, жизнь армян во Франции была активной и деятельной. Они смогли интегрироваться во французское общество, сохранив при этом национальную идентичность. Издавались армянские газеты, создавались национальные сообщества, особенно в студенческой среде.

В 1926 году в Париже был организован союз армянских художников, сформированный вокруг журнала «Ани». Среди его основателей – живописец, иллюстратор книг Эдгар Шахин, художник-маринист Вартан Махохян, скульптор Акоп Гюрджян, художник-график Карапет Адамян, художник, «певец армянской скорби» Саркис Хачатурян. Париж становится центром армянской культуры. Мартирос Сарьян оформляет выставку своих работ в парижской галерее Шарля Огюста Жерара. В Лувре размещаются работы Ерванда Кочара. Широкую известность приобретают работы художников Жана Жансема (Ованеса Семерджяна) и Жана Карзу (Гарника Зулумяна).

И сегодня во Франции живут и творят талантливые художники-армяне, чьи произведения открывают новую страницу в истории изобразительного искусства. Раффи Джендоян – один из них. Получив образование в школе искусств Gobelins, Раффи живет и работает в Париже. Живописью занимается более двадцати лет. Его работы выставлялись в Гран-Пале, национальном Морском музее, мэрии V округа Парижа, в салоне «Круг французских художников» Парка Флораль де Пари. Последняя выставка с участием работ Раффи Джендояна прошла во Дворце инвалидов в Париже.

Картины Джендояна раскрывают многогранность таланта художника. Среди его работ – портреты, написанные в темных тонах; виды парижских улиц, нарисованные маслом; иллюстративная графика. Художник работает в разных стилях. Вместе с тем в его творчестве выделяются два основных направления: создание фантастических миров и изображение видов городов. Характеризуя творчество Раффи Джендояна, можно сказать, что оно находится на стыке рисунка в стиле стимпанк и реализма художников Монмартра. Художественная вселенная Раффи Джендояна черпает вдохновение в азиатском искусстве, классической живописи и даже комиксах.

Многие работы посвящены Латинскому кварталу Парижа, где вырос художник. Он изображает рестораны и небольшие магазинчики на улице Монтань-Сен-Женевьев, площадь Пантеона, бары и кафе, расположенные в этом студенческом районе. Художник рисует фасады жилых зданий и церквей Парижа, наполняя архитектуру французской столицы игрой света и форм.

Показав солнечные улочки столицы, Раффи Джендоян погружает нас в свой необычный мир, напоминающий сон благодаря мрачным тонам, темным оттенкам или же прозрачным, светящимся краскам. Художник изображает загадочные силуэты, татуированные тела. Эти работы Джендояна – бесконечный мир фантазий с таинственной архитектурой и загадочными персонажами.

– Раффи, расскажите об истории Вашей семьи, о Вашем детстве.

– Я родился во Франции, основное образование получил в художественной школе искусств Gobelins в XIII квартале Парижа в 1990-е годы. Учился графике. Живу и работаю в Париже.

Моя мама француженка, отец имеет армянские корни. Он родился во Франции, его родители родом из Западной Армении. Спасаясь от геноцида, семья добралась до Марселя, позднее переехала в Париж.

– Вы работаете в разных стилях… Можно ли отнести Ваши работы к различным самостоятельным направлениям или они представляют Ваш персональный стиль?

– Я пробовал себя в разных направлениях. Это и азиатские мотивы, и готика, и фантастика, и другие. Порой даже можно предположить, что это работы разных художников. Я считаю, что художник не обязан придерживаться все время одной стилистической линии. Можно и нужно пробовать работать в разных направлениях. Творчество, как настроение, может быть изменчивым. Порой хочется выразить конкретные вещи, а иногда – абстрактные состояния. Мне интересны разные форматы, разные техники, разные стили. Художник должен быть любопытным.

– Вы с детства занимались рисованием, потом увлекались стрит-артом, затем перешли к более традиционным техникам живописи. Как произошла такая трансформация?

– В юношеские годы я действительно увлекался стрит-артом. Но потом понял, что мои произведения могут быть испорчены или даже уничтожены другими, и решил перейти на более надежные носители, такие как бумага и полотно, с тем, чтобы показывать работы на выставках. Но мне по-прежнему нравится стрит-арт, и кто знает, может быть, я еще вернусь к нему.

Я люблю все формы искусства и открыт для них. В своих работах использую разные техники и материалы: акварель, тушь, уголь, сухую пастель, карандаш. Могу смешать их в одном произведении. Но, конечно, живопись маслом остается для меня на первом месте благодаря своему многообразию.

– В Ваших работах прослеживается влияние швейцарского художника Ханса Гигера, представителя фантастического реализма, создателя образа Чужого из одноименного фильма. Оказало ли личное знакомство с Гигером влияние на Ваше творчество?

– Мои личные встречи с художником оказали на меня и на мое творчество большое влияние. Биомеханика его живописи, некроготика, мрачная красивость не оставили меня равнодушным. Но я также восхищаюсь работами японского художника-графика Кацусика Хокусай, имя которого стало нарицательным и в переводе с японского означает «одержимый живописью». Меня трогают и картины британского живописца, мастера романтического пейзажа Уильяма Тернера. Мне бы хотелось, чтобы влияние великих мастеров чувствовалось в моих картинах.

– Вы знакомы с творчеством современных армянских художников? Собираетесь ли Вы посетить Армению, организовать там выставку своих работ?

– К сожалению, я больше знаком с творчеством художников – французов армянского происхождения. Мне нравится творчество Жана Жансема (Ованеса Семерджяна) и Жана Карзу (Гарника Зулумяна). Меня приводят в восторг работы фотографа Антуана Агуджяна, особенно его цикл фотографий об Армении, Нагорном Карабахе. Я с большим уважением отношусь к творчеству Акопа Акопяна, чья судьба переплетена с Парижем. Мне нравится искусство шведского художника армянского происхождения Саркиса Саркисяна.

В своих работах армянские художники часто обращаются к исторической тематике, к трагическим событиям геноцида. Эта тема находит свое отражение и в других видах искусства – музыке, литературе, кинематографе. Мы не имеем права забывать историю своего народа.

Армянская культура, национальное искусство очень разнообразны, богаты и, конечно, вдохновляют меня. Среди моих работ есть пейзажи, написанные после просмотра фильмов об Армении, показывающих красоту природы страны. Особое отношение у меня к хачкарам как символу национальной культуры.

Мечтаю побывать на исторической родине предков, полюбоваться природой, посмотреть архитектурные памятники, познакомиться с современными художниками Армении.

Беседу вел Армен Баласанян, Париж

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты