Ново-Баязет (Гавар) в «Кавказском календаре» (1850 – 1870 гг.)
В «Кавказском календаре на 1855 год», изданном от Канцелярии наместника Кавказского (Тифлис, 1854), говорится: «Город Ново-Баязет. Количество земли: находящейся за городской чертой – 10.000 десятин (десятина = 1,0925 га. – М. и Г.М.), занятой постройками – 80 дес., свободной, под хлебопашеством и сенокосами – 9.920 дес. Число домов частных, принадлежащих армянам – 435, караван-сараев – 1, базаров – 1, бань – нет, училищ казенных – нет, училищ частных для армян – 1. Церквей армяно-григорианских – 2. Площадей – 2, мостов – 1, улиц – 5 (все они не вымощены), колодцев – 4, садов – нет».
В 1855 году в Ново-Баязете проживали 2.639 человек.
«Кавказский календарь на 1866 год» (Тифлис, 1866) дополняет:
«Наличное число жителей города Ново-Баязет по последнему исчислению: 2.285 мужчин и 2.226 женщин, из коих городских обывателей (казенных крестьян) – 2.260 мужчин и 2.205 женщин. Все коренное оседлое население города армяне, за исключением временно прибывающих русских (гражданских и военных), коих среднее число в Ново-Баязете ежегодно простирается не выше 50 душ обоего пола».
Тот же выпуск «Кавказского календаря» подчеркивает, что «недвижимые имущества обывателей гор. Ново-Баязета заключаются в одних только домах, из коих не более 10-ти выстроены в полуевропейском вкусе; остальные же 612 домов суть просто азиатские сакли, выстроенные из булыжного камня на глине».
«Город Ново-Баязет, соединяясь ветвию почтовой дороги с главным почтовым трактом от Эривани (Ереван. – М. и Г.М.) до Тифлиса (Тбилиси. – М. и Г. М.), отстоит от первого на 90 верст (верста = 1066,8 м. – М. и Г.М.) – через Еленовскую станцию, от второго на 232 версты» («КК на 1866 г.»).
В черте Гавара сохранились остатки циклопической крепости времен Араратского царства Урарту, возведенной царем Русой I на высокой скале и посвященной богу Халди. Об этом свидетельствует клинописная надпись, сделанная по велению Русы I, сына Сардури на одном из камней крепостной стены. Первым достоверным свидетельством названия города является плита, которая находится на старом кладбище у часовни Св. Степаноса. Надпись на камне гласит: «Год 391… Я, амира Васак, сын князя Васила, построил церковь и прорыл канал Гаварай через горы и ущелья».
21 марта 1828 года была образована Армянская область Российской империи, на территории которой оказалось и селение Гавар. «Ново-Баязет или по туземному Кавар, образовавшийся из переселенцев турецкого города Баязета, поселившихся здесь после Турецкой войны (Русско-турецкой. – М. и Г.М.) 1828 и 1829 гг., возведен на степень уездного города Новобаязетского уезда, со времени образования Эриванской губернии в 1850 году» («КК на 1866 г.»). Кстати, Гавар в 1830 году был переименован в Нор-Баязет (Ново-Баязет) переселенцами.
В городе – древнее кладбище, захоронения которого относятся к IX – XIV векам; посреди кладбища возвышается церковь Сурб Карапет, построенная в X веке. На выезде из города в сторону Арцвакара уцелела небольшая церковь IX века Сурб Ованес.
Из «Статистического очерка четырех уездов Эриванской губернии, бывшей в Армянской области, преимущественно в хозяйственном отношении» в авторстве К. Орловского («Кавказский календарь на 1851 год», Тифлис, 1850):
«В ущелье гор Мисхан-дат, Мисхан-дараси и Мисхан-чай (в Новобаязетском уезде), еще при сардаре Гусейн-хане (правил Эриванским ханством до 26.X.1827 г. – М. и Г.М.), а после него и при областном здесь управлении, обращено было внимание на существование здесь медной руды; но оба раза недостаток лесного сгораемого материала не дозволил решиться на ее разработку… Нельзя не ожидать благоприятных результатов от разведок в следующих местах, самые наименования коих дают повод предполагать, что о существовании в недрах минералов, от коих они получили свои названия, было давно известно, именно: Алтунтахт («золотой престол») на Гокче и Гюмише («серебро») в Дарачичаге в Новобаязетском уезде. В Дарачичаге же мраморная жила – около гипсовых пород и минеральных ключей…»
О «чрезвычайно суровом климате» и «весьма плодородной почве» Ново-Баязета повествует «Кавказский календарь на 1866 год» (Тифлис, 1865):
«Климат чрезвычайно суровый и только закрытая местность города значительно защищает последний от свирепствующих здесь постоянно зимою снежных ураганов и холодных в течение лета ветров, дующих преимущественно с севера и сопровождающихся частыми и большими дождями.
Почва, состоящая из чернозема, весьма плодородна для посевов пшеницы и ячменя и не зависит от поливочного орошения, но садоводство и огородничество в настоящем значении по суровости климата в Ново-Баязете почти не существует, особенно садоводство. Хотя некоторые из жителей в последние годы стали засевать для домашнего употребления некоторые огородные овощи, однако успехи в этом слишком скудны».
«Кавказский календарь на 1855 год» (Тифлис, 1854) сообщает, что по Новобаязетскому уезду значатся:
«Русских чиновников – 24 (18 мужчин, 6 женщин).
Православного духовенства 1 (муж.); армяно-григорианского: белого духовенства – 315 (157 муж., 158 жен.), монахов 12 (муж.); мусульманского духовенства: суннитов – 9 (5 муж., 4 жен.), шиитов – 28 (16 муж., 12 жен.).
Русских поселян: молокан – 1.268 (592 муж., 676 жен.).
Армяно-григориан: 23.038 (12.035 муж., 11.003 жен.).
Мусульманских крестьян, живущих на казенных землях: суннитов – 1.025 (512 муж., 513 жен.), шиитов – 7.182 (3.691 муж., 3.491 жен.).
Кочующих: татар (современных азербайджанцев. – М. и Г.М.) – нет, курдов – нет, маафов-шиитов – 15 (муж. 8, жен. 7).
Итого (без молокан): 32.917 чел. (17.047 муж., 15.870 жен.); в т.ч. христиан – 23.390 (12.223 муж., 11.167 жен.); мусульман – 8.259 (4.232 муж., 4.027 жен.).
Занимающихся земледелием: армяно-григориан – 8.000 чел., мусульман-суннитов – 312, мусульман-шиитов – 2.691».
Из «Статистической таблицы: пространство, число жителей и плотность населения Кавказского края в 1865 году»: «Новобаязетский уезд: пространство – 5.440,7 кв. верст; число жителей – 75.433; плотность населения – 13,9 человека на кв. версту» («КК на 1867 г.»).
В юрисдикцию Эриванской епархии Эчмиадзинского патриархата Армянской Апостольской Церкви входила территория Эриванской губернии, в т. ч. и Новобаязетского уезда:
«Эриванская епархия. Епархиальный начальник – архимандрит Месроп Смбатянц. Члены – архимандрит Григорий Тер-Матеосянц, протоиерей Тер-Погос Тер-Аветикянц, священники Тер-Хачатур Бабаханянц и Тер-Арутюн Хачатурянц» («КК на 1867 г.»).
Об армяно-григорианских монастырях и церквях Новобаязетского уезда есть сведения в «Кавказском календаре на 1852 год» (Тифлис, 1851):
«Монастырь Кайчарухский, построен в 1031 г. по Р. Х. армянским князем Апиратом. В этой обители некогда имели местопребывание архиепископы и многие духовные лица; ныне в одном уцелевшем приделе совершается богослужение для чиновников из армян, во время кочевки их в урочище Дарачичаг;
В 10 верстах от Дарачичага находится монастырь. Как наружный вид его показывает, должен быть очень древен;
Монастырь во имя Св. Апостола Андрея и Евангелиста Матвея. Храм довольно уцелел от времени, но, как полагают, очень древен.
Армяно-григорианские церкви в г. Ново-Баязете и в уезде его – 72, число прихожан обоего пола – 27.284».
Уездное управление в городе Ново-Баязет было учреждено в 1850 году.
«Уездный начальник – подполковник Соломон Николаевич Оников; помощник его – губернский секретарь Каграман Исаакович Мелик-Агамалов» («КК на 1853 г.»).
«Новобаязетский уездный начальник – штабс-ротмистр князь Исаак Авельевич Абамеликов» («КК на 1859 г.»).
Абамеликов (Абамелик) И.А. (1814 – 1874) – представитель старинного тифлисского армянского княжеского рода. В 1868 году в чине майора служил начальником Александропольского уездного полицейского управления, в 1874-м – в Главном штабе Кавказского военного округа. Награжден орденами Св. Анны III ст., Св. Станислава II и III ст., Св. Владимира IV ст., а также персидским орденом «Льва и Солнца» II ст. со звездой (пожалован шахом в 1865 г.). Вторым браком был женат на армянской дворянке, сестре графа Михаила Тариэловича Лорис-Меликова – Саломее Тариэловне Лорис-Меликовой.
«Кавказский календарь на 1861 год» (Тифлис, 1860):
«Новобаязетский уездный начальник – титулярный советник Каграман Исаакович Мелик-Агамалов; помощники его – подпоручик Асатур Егорович Андриасов и губернский секретарь Александр Федорович Кнепович. Полицейский комиссар – коллежский секретарь Аракел Есаевич Тер-Есаев».
Сын К.И. Мелик-Агамалова – Исаак Каграманович Мелик-Агамалян (1858, Эривань – 1914) – помещик Эриванской губернии, родился в аристократической семье. В 1882 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, владел рядом иностранных языков. Работал адвокатом в Тифлисской судебной палате. За время службы достиг чина присяжного поверенного. В ноябре 1898 года был избран градоначальником Эривани и занимал эту должность до марта 1904-го.
При нем в Эривани был проложен водовод из родников Кирх-Булаха. До этого горожане использовали воду арыков или реки Зангу (Раздан), что становилось причиной частых эпидемий. В годы правления Исаака Мелик-Агамаляна был утвержден один из первых генеральных планов Эривани, построены новые улицы, развивалась торговля не только с русскими городами, но и с Персией. Вполне заслуженно, что персидский шах в 1900 году наградил его орденом «Льва и Солнца».
В 1904 – 1910, 1912 – 1914 гг. на должности головы Эривани был его младший брат Ованес Мелик-Агамалян.
«Кавказский календарь на 1869 год» (Тифлис, 1868):
«Новобаязетский уездный начальник – капитан Яков Герасимович Амирханов; помощник его – надворный советник Василий Иванович Чемесов. Секретарь – титулярный советник Николай Захарович Леонтович. Полицейские приставы – подпоручик Абраам Иванович Кегамов и коллежский асессор Марук Андреевич Тер-Маркуов. Делопроизводители – коллежский секретарь Яков Григорьевич Мелик-Степанов и губернский секретарь Христафор Григорьевич Тер-Хачатуров».
Амирханов Яков Герасимович (Акоп Карапетович) родился в 1837 году, из дворян Тифлисской губернии. Получил образование в Константиновском кадетском корпусе. Участник военных действий русской армии на Кавказе. Землевладелец Эриванского уезда. Награжден орденами Св. Анны III ст. и Св. Станислава III ст. Был женат на дочери почетного гражданина Эривани Елизавете Егоровне Камсаракан. Покончил жизнь самоубийством 14 мая 1874 года.
О Новобаязетском первоначальном училище Эриванской дирекции училищ сообщает «Кавказский календарь на 1864 год» (Тифлис, 1863):
«Почетный блюститель, гражданин Парсег-Ага Арцруни; смотритель и учитель русского языка, арифметики и чистописанию, титулярный советник Павел Лазаревич Георгиев; законоучитель армяно-григорианского исповедания и учитель армянского языка, дьячок Артем Тер-Петросов Адибегов».
Из «Ведомости об учащих и учащихся на Кавказе и за Кавказом в 1863 году» следует, что в Новобаязетском уезде (с приходскими школами) общее количество учителей (учащих) значилось 12 человек, учеников (учащихся) – 224 («КК на 1863 г.»).
Характер и преобладающие роды ремесленной промышленности достаточно определяются земледельческим бытом жителей Ново-Баязета. Основные ремесла: сапожное и башмачное, кузнечное, выделка войлоков из шерсти, кожевенное мастерство и швейное. Цехового устройства не существует.
«Кавказский календарь на 1866 год» (Тифлис, 1865) (сведения предоставлены Эриванским статистическим комитетом):
«Число ремесленников следующее: сапожников и башмачников – 25 мастеровых, 12 рабочих и 17 учеников; кузнецов (соответственно. – М. и Г.М.) – 13, 8 и 9; кожевников – 10, 13 и 17; оружейников – 2, 3 и 4; медников – 4, 2 и 4; плотников – 2, 1 и 2. Мастеровых: хлебников – 1, мясников – 10, портных – 21, шапочников – 1, позументщиков (изготовителей бахромы, шнуров и кистей. – М. и Г.М.) – 5, войлочников – 15, печников – 2, каменщиков – 15, ткачей – 4, красильщиков – 4, серебряных дел мастеров – 7, цирюльников – 2, седельщиков – 2, тесальщиков – 2, свечников – 1, табачников – 4, маслобойщиков – 2.
Итого: 154 мастеровых, 39 рабочих и 45 учеников.
Фабрик не имеется, к числу заводов можно отнести 3 маслобойных и 4 кожевенных заведений, кои все устроены при жительских домах и произведения их исключительно сбываются в городе.
Число лиц, отлучающихся из города на заработки в другие местности, определяется приблизительно до 270 душ ежегодно; по делам промышленности и торговли в 1863 году отлучалось до 115 человек, на отлучки в другие губернии было выдано билетов 85.
Все местные торговцы производят торговлю без купеческих свидетельств, оплачивая в пользу города 163 руб.; за право же торговли напитками в 1863 году было взнесено пошлин в казну при получении свидетельств из Эриванского казначейства 369 руб. 52 коп. серебром».
Первый главный план города был разработан в 1929 – 1930 гг. архитектором Александром Оганесовичем Таманяном.
В 1959 году Нор-Баязет переименован в Камо, в честь революционера Симона Аршаковича Тер-Петросяна (партийный псевдоним – Камо). В 1991-м город Камо стал областным центром марза Гехаркуник Республики Армения, а 4 декабря 1995-го городу было возвращено древнее имя Гавар.
«Кавказский календарь на 1866 год» (Тифлис, 1865) гласит:
«Город Ново-Баязет расположен в 6-ти верстах на запад от берега Гокчайского озера (Гокчай: озеро Севан. – М. и Г.М.), возвышающегося над поверхностью моря на 5.870 английских футов (один фут = 0,3048 м. – М. и Г.М.)… Река Кавар-Чай, при которой расположен город, хотя более всех других впадающих в Гокчайское озеро речек, но так как ловля последней входит главнейшим образом в состав рыбного откупа на всем Гокчайском озере, то по контракту горожанам представляется одно только ограниченное право ловли рыбы из реки Кавар-Чай для своего употребления, а не для продажи и то в те исключительно месяцы, когда рыба обыкновенно уходит уже в озеро. Таким образом, значение реки Кавар-Чая в экономическом быте жителей города Ново-Баязета слишком ограничено и кроме домашнего обихода не приносит особенно значительных
выгод».
Из статьи А. Оверина «Несколько слов о ловле и сушке рыбы на Гокчайском озере» («Кавказский календарь на 1858 год», Тифлис, 1857):
«В озере Гокчай, сколько мне известно, водятся только три вида рыбы: угорь, хромуля и форель. Форель носит до десяти или более названий, смотря по величине («ишхан»), цвету кожи (например, с черною кожею «палах») и мяса. Но все эти названия принадлежат только двум ее разновидностям: так, форель, имеющая мясо бледно-красноватое, именуется «головач» или «дурак-форель», по причине его безвкусности, имеющая же ярко-красное, как у лососины, мясо, составляет разновидность, носящую название настоящей форели.
«Головач» водится не в большом количестве и попадается довольно редко, и впрок заготовляется только настоящая форель. Угрей мало и армяне и даже здешние русские, считая их за водяных змей, вовсе не употребляют в пищу, и даже, как говорят, бросают со страха целые тонны рыбы, если попадется хотя один угорь. Хромуля же скупается в местах ловли ее, особенно в армянской деревне Норадуз, приезжающими за нею, иногда даже издалека, татарами и курдами, которые заготовляют ее впрок простым солением; приготовленная в таком виде и потом вареная, она довольно вкусна.
Рыбной ловлей на озере Гокчай, кроме прибрежных жителей, имеющих право ловить рыбу только для собственного употребления, занимаются рыбаки, снимающие в подряд от главного откупщика (резиденция в Ново-Баязете. – М. и Г.М.) всего озера берега и речки по частям, а потому и заготовление сушеной или лучше сказать вяленой рыбы, производится иногда довольно далеко от самого озера…
Самое же соление и вяление форели производится таким образом: живую еще рыбу распластывают, разрезая вдоль головы, через середину спины, вплоть до хвоста, оставляя обе половинки соединенными, посредством брюшных мускулов и кожи на нижней стороне хвоста. Потом вынимают внутренности, и, ополаскивая рыбу в озере, круто солят ее и кладут слоями в крепкий соляной раствор, пригнетая в нем какою либо тяжестью. В рассоле этом рыба остается от 3 до 5 дней, после вынимают ее, и, связывая попарно у начала хвоста, вешают на жерди или веревки, открытые действию ветров и солнца, убирая всякий раз, когда погода грозит дождем, под навесы или в сараи.
Рыба, таким способом приготовленная, бывает годна к употреблению и для продажи, по прошествии от 4 до 6 недель, смотря по погоде. В осеннее же время, рыба эта для ускорения процесса сушки и вяления, складывается на ночь в тепловатую печь, отчего не только скорее сохнет, но выигрывает еще и во вкусе, менее теряя жирных частиц, составляющих главное ее достоинство. Конечно, при такой поспешней сушке, остается внутри мяса более и водянистых частиц, что хотя не портит вкус его, но делает его менее способным к сохранению на более долгое время.
Рыба летней сушки может сохраниться без порчи до одного года и даже более, что во многих отношениях, как например, для постов, составляет не маловажное ее достоинство. Рыба эта не развозится для продажи по городам, а раскупается на месте проезжающими, которые, почти без исключения, считают обязанностью привезти своим знакомым, хотя по паре этой знаменитой здесь рыбки».
Недалеко от озера Севан находится древнее селение Норадуз (Норатус, Норатун), в 4 километрах от города Гавар. Кладбище села – почти тысяча хачкаров на семи гектарах. Характерной особенностью большинства хачкаров является крест с солнечным диском под ним. Остальная часть камня украшена изображениями листьев, гроздьев винограда, гранатов или абстрактными узорами. Большинство хачкаров датировано XIII – XVII веками. Древнейший «крест-камень» восходит к V веку.
В центре Норадуза сохранилась церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), построенная в IX веке. На окраине села стоит небольшая крестово-купольная церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григория Просветителя), возведенная в Х веке. В XVI веке Норадуз был резиденцией армянских меликов-князей.
Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзоян
Оставьте свои комментарии