№6 (317) июнь 2019 г.

Человек-подорожник

Просмотров: 2630

Его всегда влекло желание совершить что-нибудь трудное, что-нибудь особенное, на что не каждый отважится. На легкое его не тянуло, легкое – несозидательно. А ему нравилось состояние творческого напряжения, нравилось преодолевать себя. Блестяще выдержав государственные экзамены в Московском университете и получив степень кандидата права, он тут же решил посвятить себя духовному служению.

Попав в Самарканд в качестве священника, он не ограничился духовными требами для армянских воинов 20-го Туркестанского корпуса, а бросился к городским властям убеждать в необходимости продать местным армянам участок земли под строительство храма. И сам же за три года эту церковь, освященную во имя Пресвятой Богородицы, построил к 1903 году. Арестованный по подозрению в хранении оружия для отправки фидаинам, он с достоинством отсидел два года, после чего, усмехнувшись запрету на дальнейшее проживание в Закавказье и Туркестанском крае, выставил свою кандидатуру на должность священника петербургской церкви Св. Екатерины. И попечитель столичных армянских церквей князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев, ценивший деятельных людей, представьте, утвердил кандидатуру «политически неблагонадежного» иерея.

Понадобилось открыть в городе Муш школу на завещанные благотворителем средства – туда отправляют именно его, о. Рубена Бекгульянца, потому что именно он способен безотлагательно решать вопросы...

С 1913 года жизнь Рубена Варфоломеевича была связана с Новой Нахичеванью, где он служил в кафедральном соборе Сурб Григор Лусаворич. В 1919 году, когда бушевала Гражданская война, его угораздило стать ректором Новонахичеванской армянской духовной семинарии. Какие семинарии, когда расстреливают на каждом шагу! Брат на брата, отец на сына!.. Кому только не помогал в те дни о. Рубен, кого только не спасал! Белых от красных, красных от белых – спасал человека от своры. Ходил по лезвию бритвы, рисковал жизнью – своей и родных, но поступиться совестью не мог.

...В прошлом году я почему-то (сейчас уже ясно, почему) занялся биографиями армянских священнослужителей Санкт-Петербурга последних дореволюционных лет. Заглядывал в архивы, переписывался с потомками... Как вдруг в интернете мелькнуло имя – Рубен Бекгулян. Хоть и не Бекгульянц, но такое совпадение не может быть случайным! Оказалось – правнук. Так мы с Рубеном Сергеевичем, немедленно подружившись, пришли к мысли подготовить первое посмертное издание книги о. Рубена «По Турецкой Армении», впервые выпущенной автором в 1914 году в новонахичеванской типографии Я.М. Искидарова. Впечатления Р.В. Бекгульянца, изложенные в виде дневниковых записей с развернутым описанием природы, народных обычаев, традиций и монашеского быта, стали последним «живым» описанием Западной Армении. И в этом – огромная историческая ценность книги.

Узнав, что я собираюсь в Ростов, Рубен Сергеевич через антикваров раздобыл специально для меня экземпляр книги «По Турецкой Армении». «Уголок с дарственной надписью оторван. Но какая-то запись на армянском сохранилась – взгляните. И считайте, что это вам лично от Рубена Варфоломеевича». – Он протянул мне бесценный экземпляр. Я прочитал два сохранившихся слова и замер: «От автора»...

Мы приступили к публикации книги «По Турецкой Армении» в нашей петербургской газете «Аватамк» – из номера в номер. Тем временем Рубен Сергеевич взялся написать – на основе семейных архивов и воспоминаний родных – пространное эссе о прадеде. Изложенный одаренным литератором, этот захватывающий материал также включен в книгу. Когда я прочитал материал, мне подумалось, что Рубен Бекгульянц был человек-подорожник. Хоть песком засыпай, хоть в асфальт закатывай, он силой одному ему подвластного давления прорвет сковавшую его толщу и вновь прорастет на обочине. Будет расти и помогать всем, кто нуждается в его целебной силе. Помогайте нам молитвами, о. Рубен!

Армен Меружанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты